Размер шрифта:

ВЫСТУПЛЕНИЕ Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова в ходе министерского сегмента ІІ-й Министерской конференции «О путях доставки наркотиков из Афганистана»

Г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Беларусь оценивает наркотрафик из Афганистана как существенную угрозу национальной, региональной и универсальной безопасности.

Для Беларуси афганские наркотики – не просто одна из дежурных тем международной повестки дня. Наша страна находится непосредственно на пути наркотиков растительного происхождения из Афганистана, Юго-Восточной и Средней Азии в европейские страны. Подтверждением тому являются осуществленные в 2004 году на белорусско-польской границе изъятия двух партий героина по 43 и 145 кг.

Все более активизируется незаконный транзит прекурсоров, используемых как при производстве героина, так и синтетических наркотиков.

В связи с этим мы с особой ответственностью относимся к задачам, которые определены нашим географическим положением. Свою миссию видим в том, чтобы всеми имеющимися средствами во взаимодействии со всеми участниками антинаркотической коалиции противостоять потоку наркотиков.

Белорусские правоохранительные органы проводят успешные антинаркотические операции, включая задержания наркотиков, перевозимых в Европу. Как известно, в настоящее время успешно бороться с международной преступностью можно лишь при условии объединения усилий силовых структур разных стран. Поэтому наши правоохранительные органы напрямую взаимодействуют с коллегами из России, Украины, Польши, Литвы, Германии, других государств.

Оцениваем как весьма эффективное участие наших представителей в многосторонней кооперации правоохранительных органов. Прежде всего, это оперативно-профилактическая операция «Канал» по выявлению и блокированию маршрутов нелегальной транспортировки наркотиков и прекурсоров по «Северному маршруту» и в регионах, непосредственно примыкающих к Афганистану. Беларусь участвует в ней с 1997 года. В нынешнем году в результате первого этапа этой масштабной комплексной операции белорусскими компетентными органами выявлено 110 преступлений и возбуждено 105 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Раскрыто 1,5 тысячи иных общеуголовных преступлений. Изъяты наркотические средства и психотропные вещества. Пресечена деятельность двух подпольных нарколабораторий. Это лишь наиболее яркие результаты одного этапа – с 23 по 29 мая. Эффективность операции очевидна.

Такое сотрудничество крайне важно. Оно вносит реальный вклад в борьбу с транзитом наркотиков. На наш взгляд, есть необходимость подключения к операции «Канал» правоохранительных органов государств Балтии, имеющих общие границы со странами-участницами ОДКБ. Уверен, что взаимодействие на этом направлении будет полезным для всех.

Полагаю, что реализация с участием Управления ООН по наркотикам и преступности проекта по созданию Центрально-азиатского регионального информационного координационного центра станет одним из ключевых звеньев в усилении антинаркотического потенциала государств, непосредственно сталкивающихся с афганской наркоагрессией.

Вместе с тем, хотелось бы высказать пожелание, чтобы Центр после своего функционального становления смог выработать практические механизмы взаимодействия с отраслевыми и специализированными органами Содружества Независимых Государств, такими как Бюро по координации борьбы с организованной преступностью, Антитеррористический центр, Координационная служба Совета командующих пограничными войсками.

Представляется, что развитию межгосударственного сотрудничества способствовало бы взаимодействие Центра с созданным в составе Бюро структурным подразделением по координации борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, его региональной оперативной группой в Центрально-азиатском регионе в г.Душанбе.

Объединение усилий позволит создать общий фронт борьбы с организованной наркоугрозой и наладить систему отслеживания наркотиков во всех точках и на всех стадиях – от мест производства до мест сбыта.

Еще несколько, на мой взгляд, важных моментов. Для повышения эффективности деятельности наших правоохранительных органов необходимо содействие в обучении кадров. Особо важной была бы подготовка специалистов для участия в контролируемых поставках.

Необходима разработка адаптированной к условиям стран СНГ методики обнаружения нелегальных нарколабораторий.

Перспективным считаем сотрудничество по разработке и оснащению правоохранительных органов приборами бесконтактного обнаружения наркотиков.

Находясь на перекрестке путей наркотрафика, Беларусь сталкивается с негативным влиянием транзита и на внутреннюю ситуацию. В связи с этим нами предпринимаются активные меры по борьбе с данным злом. С 2002 года действует Закон «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах». В нынешнем году мы работаем над принятием закона, усиливающего уголовную ответственность за преступления в данной области, в также устанавливающего ответственность за незаконный оборот инструментов и оборудования, используемого при изготовлении наркотических средств.

В Беларуси принята Государственная программа по усилению борьбы с преступностью на 2006-2010 годы, которая включает конкретные меры по борьбе с наркоманией и преступлениями в области незаконного оборота наркотиков. Большое значение уделяется созданию альтернативы употреблению наркотиков, условиям для занятости молодежи, пропаганде здорового образа жизни, осуществлению антинаркотических информационных кампаний.

Меры по борьбе с транзитом и потреблением наркотиков дают результаты. Однако нарастающие объемы наркотрафика требуют еще более решительных и срочных шагов. Как национальных, так и международных.

Поэтому вопрос, который, на наш взгляд, необходимо сегодня обсудить – что мы должны и можем сделать, чтобы еще более эффективно противостоять наркотрафику?

Как министры иностранных дел мы можем способствовать созданию наиболее выгодных политических рамок и условий сотрудничества для компетентных органов, выявлять и устранять международные препятствия. Именно как руководители внешнеполитических ведомств мы должны создавать условия, при которых никакие политические разногласия между нашими странами не смогут повлиять на взаимодействие государств в международном антинаркотическом сотрудничестве.

Поставки афганских наркотиков осуществляются не только по известному «Северному маршруту». В нашей практике имеется пример задержания 80 кг героина, поступившего в Беларусь из Испании. Кроме этого, с Запада на Восток идет поток гораздо более тяжелых синтетических наркотиков. В последние годы польские преступники наладили производство и крупные поставки амфетамина. Отмечено появление триметилфентанила (так называемый «белый китаец») – синтетического наркотика, который в чистом виде в тысячи раз превосходит по воздействию героин. Да, тема конференции – пути доставки наркотиков из Афганистана. Однако, как нам представляется, мы обязаны смотреть на ситуацию с наркотрафиком шире традиционного взгляда на проблему афганских наркотиков. И объединять наши усилия на данном более широком направлении.

И наконец, если мы считаем опыт Парижского процесса успешным, надо предлагать нашим коллегам из других регионов воспользоваться этой моделью.

Беларусь со своей стороны готова к самому активному участию в наращивании международного взаимодействия как против наркотрафика, так и других новых угроз и вызовов.

Благодарю Вас, г-н Председатель.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by