Размер шрифта:

Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Сергея Алейника на 53-й сессии Совета по торговле и развитию ЮНКТАД

по пункту 2 «Взаимозависимость и глобальные экономические вопросы через призму торговли и развития: глобальное партнерство и национальные стратегии в области развития»

Г-н Председатель,

Прежде всего, позвольте поблагодарить Секретариат ЮНКТАД за подготовленный Доклад о торговле и развитии 2006 год, посвященный теме «Глобальное партнерство и национальная политика в целях развития», который дает хорошую основу для сегодняшней дискуссии.

С учетом актуальности затрагиваемых в Докладе вопросов выражаем заинтересованность в осуществлении перевода Доклада о торговле и развитии 2006 год на русский язык для его большей популяризации и доступности в странах СНГ.

Г-н Председатель,

Республика Беларусь полностью поддерживает выводы ЮНКТАД о провальных итогах реализации в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в 80-х и 90-х годах XX-го века радикальных экономических реформ в рамках т.н. «Вашингтонского консенсуса» (тотальная приватизация, жесткая монетарная политика, отказ от бюджетного дефицита, либерализация торговли и открытость для иностранных инвестиций).

С сожалением отмечаем, что программа реформ, полностью ориентированная на рыночные силы и направленная на ограничение вмешательства государства в экономику не позволила развивающимся странам в конце XX-го века сократить отставание от развитых стран и достигнуть устойчивых темпов экономического роста и решения социальных проблем.

Хочу подчеркнуть, что результаты применения «Вашингтонского консенсуса» не дали ожидаемого эффекта не только в развивающихся странах, но и в странах с переходной экономикой.

Согласно региональному докладу ПРООН о Целях развития тысячелетия в странах Европы и СНГ, экономические реформы 90-х годов XX-го века привели к высокой инфляции и большому спаду как в производстве, так и в жизненном уровне населения в странах с переходной экономикой. Страны Центрально-Восточной Европы и СНГ были единственным регионом во всем мире, где в первой половине 90-х годов было отмечено падение объемов производства. Несмотря на то, что после финансового кризиса конца 90-х годов в странах с переходной экономикой наблюдается устойчивый рост, в 2004 году практически во всех странах СНГ и Юго-Восточной Европы ВВП на душу населения был значительно ниже уровня 1990 года.

Высокими были и социальные издержки реформ. Страны Центрально-Восточной Европы и СНГ являются единственным регионом, в котором в первой половине 90-х годов наблюдалось снижение индикаторов человеческого развития. По данным ПРООН, многие страны СНГ (Россия, Украина, Казахстан, Молдова, Таджикистан) до сих пор не достигли уровня человеческого развития 1990 года.

Г-н Председатель,

Необходимость пересмотра стандартных рецептов реформ приобретает особую актуальность в контексте достижения Целей тысячелетия в области развития, которые потребуют темпов роста, намного превышающих уровень последних 25 лет. Для того, чтобы решать проблемы, стоящие перед открытой развивающейся экономикой, государственная политика должна выйти за рамки, которые считались приемлемыми с точки зрения стандартов «Вашингтонского консенсуса».

Отправной точкой всех усилий в области развития являются подлинно национальные стратегии развития, которые должны исходить из многообразия путей достижения целей в области развития, отвергая не оправдавший себя «шаблонный» подход (one size fits all approach), и отражать реальные условия, существующие в соответствующих странах.

Национальные стратегии развития не всегда дают желаемые результаты, если они опираются только на рыночные силы. Опыт немногих развивающихся стран, добившихся экономического прорыва, и практика самих развитых стран показывает, что государство далеко не изжило своей роли. Более того, именно в трудные периоды государство играет ключевую роль в обеспечении выхода из кризиса.

По нашему мнению, одной из составных частей национальной стратегии развития должно стать развитие производственного потенциала и повышение конкурентоспособности.

Опыт азиатских стран, добившихся значительных успехов в экономическом развитии путем создания и поддержки имеющихся крупных производств в различных отраслях экономики, доказал, что данная категория предприятий имеет большой потенциал для освоения инвестиций, внедрения новых технологий и повышения международной конкурентоспособности.

В данной связи предлагаем Секретариату ЮНКТАД уделить данной категории национальных предприятий должное внимание и найти возможность включить исследование их роли в обеспечении устойчивого развития развивающихся стран и стран с переходной экономикой в свою программу действий с целью выработки соответствующих рекомендаций.

Г-н Председатель,

В заключении позвольте выразить надежду, что высокий аналитический потенциал ЮНКТАД по проблематике макроэкономической политики, торговли, инвестиций и финансов будет и в дальнейшем использоваться для оказания эффективного содействия развивающимся странам и странам с переходной экономикой в решении актуальных задач социально-экономического развития.

По пункту 5 "Обзор тенденций и вопросов в рамках программы работы после Конференции в Дохе, представляющих особый интерес для развивающихся стран".

Г-н Председатель,

Делегация Республики Беларусь считает, что сегодняшнее рассмотрение ЮНКТАД обзора тенденций и вопросов в рамках Доха-раунда многосторонних торговых переговоров, в том числе с участием стран-наблюдателей ВТО, является весьма своевременным и, мы надеемся, внесет позитивный вкладв построение консенсуса после приостановки переговоров Доха-раунда в июле текущего года.

Республика Беларусь внимательно следит за ходом нового раунда многосторонних торговых переговоров, начатых в Дохе в 2001г., и участвует в нем в качестве наблюдателя. Нашей стране далеко не безразличны его итоговые решения, в частности, в области сельского хозяйства и доступа к рынку промышленных товаров, поскольку Беларусь является страной с открытой экономикой, у которой объем внешнеторгового товарооборота значительно превышает ВВП.

Белорусская делегация положительно оценивает итоги прошедшей в декабре 2005г. 6-й Министерской конференции ВТО в Гонконге. Принятые решения об отмене к 2013 году всех форм экспортной поддержки в области сельского хозяйства и об обеспечении с 2008г. беспошлинного и неквотируемого доступа на рынки развитых стран для не менее, чем 97% товаров из наименее развитых стран являются важнейшим шагом для достижения целей развития и сокращения бедности в НРС.

Мы также приветствуем подтвержденную в Гонконгской декларации готовность стран-членов превратить ВТО в по-настоящему глобальную международную организацию по сфере деятельности и количественному составу, а также уделить приоритетное внимание текущим переговорам о присоединении с целью их скорейшего и должного завершения.

В то же время с сожалением отмечаем, что достигнутый прогресс уже поставлен под сомнение принятым Генеральным советом ВТО в июле 2006г. решением о приостановлении переговоров Доха-раунда. Мы разделяем мнение Генерального секретаря д-ра Супачая о том, что приостановка переговоров дает негативный сигнал для роста мировой экономики, в определенной мере подрывает доверие к многосторонней торговой системе и ставит под угрозу возможность своевременного достижения целей в области развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия.

Представляется, что одной из причин торможения переговоров является неготовность отдельных членов ВТО конструктивно рассматривать развитие как важнейший предмет переговоров Доха-раунда и стремление превратить его в очередной раунд дальнейшей либерализации тарифов и условий доступа к рынку услуг в развивающихся странах.

Полагаем, что для того, чтобы Доха-раунд стал действительно раундом развития необходимо сбалансировать условия международной торговли в пользу развивающихся стран, а также обеспечить, чтобы вырабатываемые новые правила игры в области международной торговли сохраняли и так достаточно узкое пространство странам для маневра в области политики.

Г-н Председатель,

Позвольте обратить Ваше внимание на проблемы системного характера, возникающие при проведении переговоров по присоединению к ВТО развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Наш опыт показывает, что на присоединяющиеся страны по-прежнему распространяются требования о проведении довольно широкой либерализации и принятии более высоких и дискриминационных обязательств в области экономических реформ, в дополнение к уже существующим в рамках соглашений ВТО, которые превышают уровень уступок и обязательств, принятых нынешними членами ВТО с аналогичными уровнями развития.

Как результат, в ВТО уже сформировалась отдельная категория стран – вновь вступившие страны со своими проблемами и трудностями.

Если непредвзято посмотреть на пробуксовку переговоров Доха-раунда, с одной стороны, и переговоров о приёме в ВТО новых членов, с другой, то становится очевидным, что проблемы вызваны одними теми же глубинными причинами. Главная из них – попытка отдельных развитых стран подогнать большинство стран под единый шаблон, игнорируя особенности каждого конкретного государства и возможные негативные последствия для их социально-экономического развития как после окончания Доха-раунда, так и вступления в ВТО.

Считаем, что единственным выходом из сложившейся ситуации является обеспечение, прежде всего со стороны развитых стран, по настоящему справедливых и равноправных условий присоединения к ВТО.

Данные условия должны исходить из отсутствия единых шаблонных условий присоединения (one size fits all approach) к ВТО, быть соразмерны экономическим потребностям присоединяющихся стран, а также соответствовать их нуждам и приоритетам в области развития.

Г-н Председатель,

В заключении позвольте выразить благодарность Секретариату ЮНКТАД за оказываемую техническую поддержку по вопросам присоединения к ВТО.

Мы удовлетворены недавними итогами рассмотрения Рабочей группой ЮНКТАД доклада независимой группы по оценке деятельности ЮНКТАД по оказанию связанной с торговлей технической помощи и наращиванию потенциала в контексте присоединения к ВТО.

Надеемся, что должное выполнение Секретариатом ЮНКТАД рекомендаций, содержащихся в указанном докладе, позволит значительно повысить эффективность оказываемой помощи ЮНКТАД по данному вопросу, как это предусмотрено п. 98 Сан-Паульского консенсуса.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by