Стенограмма пресс-конференции Министра иностранных дел Республики Беларусь Михаила Хвостова для представителей белорусских и зарубежных СМИ, состоявшейся в МИД Беларуси 28 марта 2002 года (часть I)
М.М.Хвостов: Мы давно с вами не встречались. Я хотел бы вкратце озвучить некоторые темы, которые представляют для нас и, несомненно, для вас интерес, поскольку вам важна официальная точка зрения.
Первое: наша позиция по вопросу ближневосточного урегулирования.
Второе: наша стратегия и стратегия международных финансовых организаций в отношении Беларуси.
Третье: развитие сотрудничества в рамках СНГ и ЕврАзЭС.
Далее я отвечу на ваши вопросы. Инициативно не буду касаться тематики наших отношений с Европой, поскольку она, видимо, будет вас интересовать. И в том ключе, в котором вы будете задавать вопросы, я попытаюсь прояснить наши позиции.
Вопрос ближневосточного урегулирования.
В Беларуси с глубокой озабоченностью воспринимают эскалацию насилия и кризисное развитие ситуации на Ближнем Востоке, которое влечет за собой невинные и невиданные человеческие жертвы. За последние 18 месяцев в регионе погибло более тысячи палестинцев и около 400 израильтян.
Последний террористический акт, о котором нам сообщили информационные агентства, произошел вчера - терракт в городе Нетания, где в результате взрыва погибло 19 человек.
Президент нашей страны А.Г. Лукашенко в этой связи выразил соболезнования, отметив, что Беларусь решительно отвергает насилие, военные методы и терроризм во всех его формах и проявлениях в качестве способов решения политических проблем региона. Мы осуждаем этот террористический акт, который произошел в городе Нетания и призываем Израиль и Палестину безотлагательно разрешить существующие проблемы и достичь перемирия.
Если вернуться в недалекую историю, примером жестокой спирали насилия стала гибель двух международных наблюдателей на Западном берегу реки Иордан 26 марта с.г. Судьба этого региона небезразлична для Беларуси, поскольку там находятся порядка 120 тыс. наших соотечественников.
Мы считаем, что справедливое мирное урегулирование на основе резолюций 242 и 338 Совета Безопасности ООН и принципа "земля в обмен на мир", отвечающее интересам всех вовлеченных сторон, является единственно возможным выходом из кризиса. Альтернативы мирным переговорам между палестинцами и израильтянами нет.
Беларусь приветствовала принятие 12 марта 2002 года резолюции Совета Безопасности ООН 1397 (2002), утверждающей видение Ближнего Востока как региона, в котором два государства, Израиль и Палестина, будут мирно сосуществовать в пределах безопасных и международно-признанных границ. Такой подход отвечает позиции Беларуси по ближневосточному конфликту.
Особенно важно, что Совет Безопасности ООН впервые принял столь ответственное решение, которым открываются серьезные перспективы создания палестинского государства и закладываются реальные предпосылки для ощутимых подвижек в арабо-израильском мирном урегулировании.
Мы также позитивно воспринимаем недавнюю ближневосточную инициативу наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы. Полагаем, что ее осуществление позволило бы достичь долгожданного мира не только между палестинцами и израильтянами, но и между Израилем и всеми арабскими странами региона, что сделало бы мир на Ближнем Востоке прочным и долговременным.
Мы также позитивно оценили решение Лиги арабских стран провести заседание в Бейруте и ожидаем позитивных результатов.
Вторая тема: стратегия международных финансовых организаций в отношении Беларуси.
26 марта 2002 года в Лондоне была принята новая Стратегия Европейского Банка Реконструкции и Развития по Беларуси.
Это пятая по счету Стратегия за почти десятилетний период членства Беларуси в ЕБРР с июня 1992 года.
ЕБРР продолжит финансирование проектов в Беларуси - на начальной стадии в малом и среднем бизнесе - и расширит финансирование проектов с учетом результатов мониторинга ЕБРР осуществления в Республике Беларусь преобразований и взаимных обязательств.
Это событие хотел бы кратко прокомментировать в контексте того, что
14 марта с.г. в Вашингтоне, в штаб-квартире бреттон-вудских учреждений была принята новая Стратегия группы Всемирного банка по оказанию помощи Беларуси на период 2002-2004 годов.
МИД рассматривает оба эти события во взаимосвязи, как важный этап на пути оптимизации взаимодействия и наращивания более эффективного участия нашей страны в деятельности международных финансовых учреждений в целом. Это также важный шаг к более конструктивному сотрудничеству с более чем 60 акционерами ЕБРР, среди которых Евросоюз и Европейский инвестиционный банк, а также - с более чем 180 государствами-членами Всемирного банка.
В этой связи отмечу три момента, связанных с подготовкой и утверждением обеих Стратегий:
Первый момент заключается в том, что обе Стратегии разрабатывались в тесной консультации с Правительством нашей страны. Обе Стратегии приняты Советами директоров этих Банков консенсусом.
Второй момент: двухвариантная Стратегия Всемирного банка и трехвариантная Стратегия Европейского Банка представляют собой согласованные гибкие рамки и конкретные направления сотрудничества на ближайшие два-три года, что дает возможность нашему Правительству и обоим Банкам периодически "сверять часы", выбирать оптимальные и взаимоприемлемые параметры взаимодействия на основе баланса интересов.
Третий момент: важно также, чтобы реализация обеих Стратегий осуществлялась бы с учетом новых принципов сотрудничества, которые зафиксированы в итоговом документе Международной конференции по финансированию развития, которая прошла 18-22 марта 2002 года в Мексике, и в известном документе "Монтеррейский консенсус", где учтены интересы стран с переходной экономикой, к которым мы относим и Беларусь.
Некоторые детали: 12 марта с.г. прошло специальное открытое заседание Совета директоров Европейского Банка Реконструкции и Развития, где Заместитель Премьер-министра нашей страны, Управляющий ЕБРР от Республики Беларусь Сергей Сидорским выступил с изложением позиций Правительства в отношении подхода Беларуси к работе Европейского Банка и приверженности к статье первой Соглашения об учреждении Банка.
Если касаться Стратегии сотрудничества с Беларусью, которая была одобрена Всемирным Банком и рассчитана на период 2002-2004 гг., то она предполагает два возможных сценария кредитования.
Минимальный сценарий кредитования в объеме до 140 миллионов долларов США с поддержанием таких мероприятий социальной значимости, как проект по борьбе с распространением СПИДа и туберкулеза, проект по ликвидации последствий Чернобыльской аварии,
создание Фонда социальных инвестиций.
В перспективе возможен переход сотрудничества Банка с Беларусью от минимального сценария на более высокий уровень, предусмотренный базовым сценарием с общим объемом кредитования до 270 миллионов долларов США.
Если говорить о международной Конференции по финансированию развития, то, во-первых, важно наше участие.
Во-вторых, выступления делегатов Конференции были посвящены обсуждению проблем мобилизации международных и национальных ресурсов на цели развития, привлечения на эти цели прямых иностранных инвестиций и других частных ресурсов, расширения международного финансового сотрудничества по линии официальной помощи, внешней задолженности, международной торговли и повышения согласованности и последовательности функционирования международной валютной, финансовой и торговой систем в интересах развития.
Главным событием я считаю то, что основное внимание было уделено вопросам координации действий по оказанию финансовой помощи наименее развитым странам, борьбе с нищетой, увеличения официальной помощи на цели развития (ОПР) со стороны развитых стран мира до 0,7% их ВВП, а также открытия доступа на рынки этих стран.
По итогам Конференции был принят документ, получивший название "Монтеррейский консенсус". В итоговом документе отражены положения по специфическим интересам и потребностям стран с переходной экономикой в отношении мобилизации финансовых ресурсов на цели развития, доступа экспорта на рынки развитых государств мира.
Все это позволит создать дополнительную политическую основу для расширения и оптимизации взаимовыгодного диалога Республики Беларусь с соответствующими фондами и программами ООН, с Всемирным банком, Международным валютным фондом и Всемирной торговой организацией.
Третья часть моего выступления будет касаться наших отношений и перспектив в рамках СНГ и ЕврАзЭС.
Хочу подчеркнуть, что Беларусь очень ответственно подходит к сотрудничеству с этими организациями и приветствует уже выработанный подход к расширению экономического сотрудничества и усилению направления деятельности в этих организациях.
Отмечу, что в своем выступлении на неформальном саммите 1 марта с.г. Президент страны А.Г.Лукашенко подчеркнул, что Беларусь рассматривает экономическое и политическое партнерство с государствами-членами СНГ как один из своих главных внешнеполитических приоритетов и считает, что в XXI веке Содружество должно стать по-настоящему эффективным, весомым международным объединением.
Мы также приветствуем усиливающуюся роль Российской Федерации в консолидации экономического направления в деятельности СНГ и, как правильно отмечалось всеми президентами во время этого неформального саммита, то, что Россия в создание общего рынка в рамках СНГ должна действовать более напористо и не опасаться того, что будут упреки в отношении политических подходов к развитию СНГ.
Страны СНГ крайне заинтересованы в развитии общего рынка, что было подчеркнуто. И ключевую роль в этом движении конечно будет играть Российская Федерация.
В отношении ЕврАзЭС. Нам импонирует то, что рамках ЕврАзЭС фактически уже действует режим свободной торговли, при котором во взаимной торговле практически сняты все таможенные пошлины, а также другие тарифные и нетарифные ограничения.
Преимуществом ЕврАзЭС является то, что в его рамках ведется формирование согласованной торгово-тарифной политики в отношении третьих стран, согласована система преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран.
Цели и задачи ЕврАзЭС будут более понятными, если сравнить с формами сотрудничества между европейскими государствами. Если 12 государств, входящие в СНГ, можно сравнить с Советом Европы, Союзное государство Беларуси и России - с образованием "Бенилюкс", куда входят Бельгия, Нидерланды и Люксембург, то ЕврАзЭС я бы сравнил с Европейским союзом.
Это сравнение достаточно условное, мы понимаем это, однако оно дает картину правомерности существования и возможности реализации поставленных целей каждой из трех организаций на постсоветском пространстве.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by