Размер шрифта:

Интервью Постоянного представителя Республики Беларусь при Организации Объединенных Наций Андрея Дапкюнаса газете «Советская Белоруссия»

Вчера в Нью-Йорке открылась 61-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно известной легенде вавилоняне, задумавшие построить башню до небес, были наказаны за дерзость тем, что разучились понимать язык друг друга. Штаб-квартира ООН — это Вавилон наших дней, где работают представители 192 стран мира, которые также часто не понимают друг друга, несмотря на огромный штат переводчиков. Как добиться взаимопонимания и уважения во всемирной организации, а следовательно, и в мире, — об этом в интервью с постоянным представителем Беларуси при ООН Андреем Дапкюнасом.



Андрей Вадимович, как известно, ООН создавалась в 1945 году для того, чтобы предотвратить будущие войны. Увы, с тех пор мир пережил массу кровавых конфликтов. Последний пример — Ливан. Возникает вопрос: способна ли организация в ее нынешнем виде «разруливать» мировые кризисы?

- ООН, безусловно, способна, как вы выразились, «разруливать» международные конфликты и неоднократно в своей истории доказывала это. Ничего удивительного, что о предотвращенных войнах меньше говорят, чем о разгоревшихся. Но в случае с Ближним Востоком следует признать, что организация действительно проявила себя не с лучшей стороны. Совет Безопасности долгое время был не в состоянии не только предпринять какие-либо эффективные действия, но даже четко сформулировать свою позицию.

Может, зря тогда мы надеемся на ООН?

- Нет, надежды обоснованны, но больших иллюзий тоже питать не следует. Даже нам, людям из системы международных отношений, еще каких-то лет 10 — 15 назад казалось, что наступает эпоха некоего благоденствия, когда можно будет любые возникающие в мире проблемы решать с помощью различных организаций. Самые большие надежды, естественно, возлагались на наиболее многочисленную и универсальную — ООН. Сейчас уже очевидно, что существующих у нее механизмов не хватает, чтобы отвечать на современные вызовы.

Тема реформирования ООН сегодня очень популярна, но так же много о нем говорилось и 10, и 20, и 30 лет назад. В чем принципиальное отличие сегодняшней ситуации?

- Фактически впервые после развала биполярной системы, существовавшей во время «холодной войны», государства по-настоящему задались вопросом о новом мироустройстве. Сейчас выясняется, что существование однополярного мира, дающего чрезмерные полномочия одной стране, чревато злоупотреблениями этой властью. А порой даже ее использованием вопреки воле мирового сообщества, как это было накануне войны в Ираке. Вроде бы ООН и есть тот механизм, который должен препятствовать однополярности мира, но не всегда организация это делает эффективно. Реформа ради реформы, приуроченная к очередному юбилею организации, никому не нужна. Следует отдавать себе отчет в том, что реформирование ООН — это трудный и долгий процесс. Начинался он торжественно, однако чем дальше, тем отчетливее проявлялись различия в позициях государств.

Беларусь принимает участие в этой дискуссии или, как в случае с важнейшими вопросами вроде войны на Ближнем Востоке, решающий голос у великих держав из ооновского ареопага — Совета Безопасности?

- На мой взгляд, в работе ООН можно наблюдать один крайне позитивный момент: впервые за долгие годы в процесс выработки решений вовлечены все государства, тогда как раньше первостепенные вопросы делегировались в ведение Совета Безопасности. Никто не хочет оставаться в стороне.

С чем связаны эти перемены в функционировании организации?

- Мир за последнее время очень сузился, как бы уменьшился в размерах — не зря появилось такое понятие, как «мировая деревня». Когда что-то с кем-то происходит, с помощью средств связи и СМИ это моментально становится известно остальным. В такой ситуации переосмысливается само понятие всемирной периферии. Роль каждого составного элемента существующего миропорядка возрастает неимоверно. И второй важный момент — это изменившийся характер угроз. Ранее наибольшую опасность представляла война между крупнейшими государствами. Сейчас на первом плане — терроризм, организованная преступность, наркоторговля и так далее. Роль малых стран опять же возрастает, пренебрегать нельзя никем, поскольку достаточно выпадения одного элемента из общей цепи, чтобы эффективность борьбы с тем же терроризмом резко понизилась.

Для маленькой Беларуси это приятные новшества, не так ли?

- В том числе и для Беларуси, которую я, впрочем, не относил бы к малым странам. Министр иностранных дел Сергей Мартынов, к слову, очень не любит, когда ее наделяют таким эпитетом. По территории, по населению, наконец, по уровню развития мы оставляем многие государства позади. Мы заметный член международного сообщества с серьезными достижениями в самых разных областях. Что касается ООН, то, как известно, белорусы в организации — с первого дня ее существования. Кое-где мы можем вести себя скромно, а кое в чем обладаем опытом, которого нет у многих стран. При этом наши геополитические интересы никогда не были геополитическими амбициями. Этим интересам подчинена деятельность белорусских дипломатов, в том числе и в ООН. Нашу главную задачу в организации можно сформулировать следующим образом: формировать такой образ Беларуси, который будет способствовать установлению с нашей страной самых широких контактов, прежде всего торгово-экономических.

Я всегда считал, что работа в ООН — это дипломатия чистой воды, но получается, что те экономические задачи, которые Президент недавно поставил перед руководителями белорусских загранучреждений, относятся и к вам?

- Совершенно верно.

Можно сказать, что у Беларуси в ООН есть какие-то свои специфические интересы?

- Разумеется, есть какие-то темы, которые для нас представляют больший интерес, чем для других стран. В первую очередь я имею в виду весь спектр чернобыльских проблем и трудности государств с переходной экономикой. В остальном предметы нашего интереса, наши озабоченности являются общими для большинства государств — членов ООН.

Вы упомянули об аварии на ЧАЭС. Не секрет, что на заре независимости многие впервые услышали о Беларуси как раз в связи с этой катастрофой. Дипломатия в немалой степени этому способствовала. Минск использовал ООН как площадку для того, чтобы заявить о себе, о своих проблемах и попросить помощи у мирового сообщества. Как изменились задачи белорусской дипломатии сегодня?

- Реалистичная оценка ситуации не позволяет нам рассчитывать на резкое усиление внимания международного сообщества к чернобыльской проблеме, на значительное увеличение международной помощи. Однако, объективно говоря, само по себе то, что ООН сохраняет этот вопрос в своей повестке дня, уже большое дело. И это несмотря на противоречивые взгляды на последствия аварии, несмотря на все другие катастрофы, произошедшие в мире за последние 20 лет. Мы в Беларуси были всегда признательны за оказанную помощь, но в большей степени всегда полагались на собственные силы. В ООН для нас важно адекватное представление о Беларуси. Чтобы государства-члены, судя о нашей стране, знали о последствиях Чернобыля. Чтобы соответствующие органы — ПРООН, ЮНИСЕФ — с их большими возможностями более активно помогали в преодолении этих последствий. И я считаю, что мы успешно справляемся с этой задачей. В прошлом году нами была подготовлена новая резолюция по Чернобылю. У нее было 69 соавторов — рекордное за последние 13 лет число для чернобыльских резолюций Генеральной Ассамблеи. Это отнюдь не формальные вещи. Государства-члены могли бы просто поддержать резолюцию, не становясь ее соавторами. Но они хотели дать знак, что поддерживают нас. Причем в этом списке оказались не только наши ожидаемые партнеры-единомышленники, но также государства, с которыми у нас в других сферах иногда бывают разногласия. Например, страны — члены Евросоюза.

В последнее время Беларусь, похоже, немного сместила акценты в своей работе в ООН. Часто упоминается наше председательство в Детском фонде. Сам факт избрания — это формальность или признание нашего авторитета?

- Отчасти это, конечно же, реализация принципа географической ротации, применяемого в ООН при распределении должностей. Но выборы есть выборы, и страны не случайно высказали свое одобрение нашей кандидатуры. ЮНИСЕФ — одна из крупнейших организаций системы ООН с ежегодным бюджетом почти 3 миллиарда долларов. В этом году она отмечает свое 60-летие. Она создавалась для помощи детям, пострадавшим в результате Второй мировой войны, в том числе и в Беларуси. Сегодня мы в иной ситуации. Страна увеличивает свой экономический потенциал, и мы неуклонно движемся к тому моменту, когда из получателя международной помощи превратимся в донора. Есть и еще один неформальный момент в нашем председательстве. По долгу службы мы участвуем в полевых визитах Детского фонда. Мы уже побывали в целом ряде стран, где встречались с их руководством, причем некоторые из этих государств белорусские представители посещали впервые. Да, мы действовали от лица ЮНИСЕФ, но одновременно мы присутствовали там и в национальном качестве, действовали на благо Беларуси.

Как вы считаете, наша новая линия в ООН приносит успех?

- Считаю, что приносит. Беларусь уже во многом ассоциируют именно с нашей работой в Детском фонде ООН. Это благоприятно отражается на нашем международном имидже. В последние годы мы делаем ставку на больших созидательных проектах в ООН, которые важны и для Беларуси. Хороший пример — это инициатива Президента о необходимости активизации борьбы мирового сообщества с торговлей людьми. У нас есть большой опыт в этой сфере, которым мы можем поделиться. Сейчас в Нью-Йорке наша основная забота — это подготовка резолюции Генеральной Ассамблеи. Проблема торговли людьми не новая. Некоторые страны поднимают ее уже десятилетиями. И тут возникает Беларусь со своей инициативой. По какому такому праву? Но когда государства видят, что мы не рассчитываем на легкую славу, отношение сразу меняется. Мы на фактах показываем недостаточную согласованность действий государств, международных институтов, гражданского общества по этой проблеме, призываем объединить и более четко скоординировать общие усилия. Вот наши цели. Нас воспринимают как серьезного партнера, и мы работаем за одним столом с представителями России, США, Евросоюза, ведущих развивающихся государств.

Беларусь — один из основателей ООН. Наверняка за эти годы у наших дипломатов в Нью-Йорке сложились какие-то свои традиции?

- У нас есть одна традиция, которой, как мне кажется, могут позавидовать дипломаты других государств. Я даже не знаю, как давно это повелось, но два раза в год — весной и осенью — мы проводим т.н. белорусские маевки, а попросту встречи друзей и коллег. В выходной день собираются белорусские дипломаты, работающие в Нью-Йорке и других белорусских загранучреждениях в Америке, члены их семей, а также белорусы, работающие в Секретариате ООН. Наших коллег в Секретариате ООН немного, чуть меньше двух десятков человек. Но это заметные в ООН люди, которые своей работой деятельно укрепляют положительный образ Беларуси. На мой взгляд, в том, как дипломатическая белорусская «община» в Нью-Йорке ценит и поддерживает взаимные дружеские связи, в том, как ощущает потребность быть как можно ближе к интересам и чаяниям нашей Родины, возможно, и есть одно из объяснений сегодняшних достижений белорусской дипломатии в ООН.





 
Публікацыі

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями китайских средств массовой информации, состоявшейся 17 января 2007 года

Стенограмма пресс-конференции Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова для представителей СМИ по итогам состоявшегося в Минске 28 ноября саммита СНГ

Интервью Постоянного представителя Республики Беларусь при Организации Объединенных Наций Андрея Дапкюнаса газете «Советская Белоруссия»

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова информационному агентству БелТА

Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Беларусь в Латвийской Республике Александра Михайловича Герасимеко радио MIX FM 102.7

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями белорусских и зарубежных СМИ

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова российской газете «Время новостей»

Ответы начальника консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь Василия Анатольевича Жлутко на вопросы читателей газеты «Комсомольская правда»

Об интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова информационному агентству БелТА

Наша страна не реагирует на давление

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Беларуси С.Мартынова информационному агентству Интерфакс

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова агентству Рейтер

Сергей Мартынов: Позиция Беларуси в ООН — это честный взгляд на мир

Интервью и.о. начальника управления информации — пресс-секретаря МИД Р.О.Есина агентству БелТА

Белоруссия не та страна, которая работает под давлением

Ответственная миссия белорусской дипломатии

Беларусь – Італія: перапляценне лёсаў і культур

В.П.Пугачев о белорусско-российском внешнеполитическом сотрудничестве

«БЕЛАРУСЬ — ЛОКОМОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Развитие белорусского экспорта базируется на повышении объемов поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости

Визитная карточка большого континента

На пути к ВТО

На пути к ВТО Беларусь приближается к финишной прямой

Географическая карта безопасности

Пра вайну – у імя жыцця!

Через два с половиной года Беларусь может вступить в ВТО

Как расширение ЕС повлияет на белорусский экспорт в европейские страны

Актуальное интервью: Зона особого участия

Путь интеграции: статья Министра иностранных дел С.Мартынова в газете Республика

Выступление Посла Республики Беларусь в Итальянской Республике А.А.Скрипко на круглом столе под эгидой итальянского геополитического журнала «Лимес» по теме «Белорусско-итальянские отношения и расширение ЕС»

Сергей Мартынов: Дайте нам шанс

Беларусь и Китай: Сотрудничество развивается

Расширение Европейского союза и возможные последствия для внешнеторговых интересов Беларуси

Латвийский бизнес смотрит в сторону Беларуси

Пришло время перемен (сотрудничество с Болгарией)

Куба-Беларусь: дружба и торгово-экономическое сотрудничество

Выставочно-ярмарочная деятельность за рубежом как эффективный инструмент экспортного маркетинга

Даем, но и получаем (сотрудничество с ЮНИДО)

Дни Республики Беларусь в Москве

Павел Латушко: Мы должны использовать все плюсы расширения ЕС на восток и минимизировать негативные последствия

Павел Латушко: от взаимных интересов — к конкретным проектам

Я бы выразил осторожный оптимизм по поводу развития белорусско-польских отношений

Свердловская область — Белоруссия: партнерству крепнуть

Поле для кооперации — предостаточное

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ. А лучше — на шаг впереди

Продавать в Канаде…

О сотрудничестве Республики Беларусь с регионами России

Беларусь — Венгрия: Мы разные, но торговле это не вредит

Интервью корреспонденту БелТА

Будущее в области внешней торговли между государствами может измениться

Торговля в стране пирамид

Шанс для экспортера

Присоединение Беларуси к ВТО: дело сейчас за внутренней экономической работой

Один пишем — два в уме (о внешней торговле Республики Беларусь со странами Азии и Африки)

Об интеграционных процессах в рамках союза Белоруссии и России

ЕС-Беларусь: требования времени

Государственная внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе

Международные режимы нераспостранения и политика экспортного контроля Республики Беларусь

Вместе с информационным сообществом

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by