Размер шрифта:

Сергей Мартынов: Позиция Беларуси в ООН - это честный взгляд на мир

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь Мартынова С.Н., опубликованное 9 февраля 2006 года в газете "Рэспубліка".



- Сергей Николаевич, главным международным политическим событием 2005 года, безусловно, стал Саммит Организации Объединенных Наций. В чем состоит значимость его для международного сообщества в целом и для нашей страны в частности?

- Вы, безусловно, правы, определяя Саммит ООН как главное политическое событие прошедшего года. Вместе с тем, совершенно очевидно, что значение его выходит за рамки одного года или даже нескольких лет. Думаю, что адекватная оценка Саммита будет дана лишь по прошествии многих лет, а может быть и позднее, когда, как говорится, время покажет, кто из мирных лидеров в сентябре 2005 года оказался прав в своих оценках развития международных отношений, кто наиболее точно предвидел грядущие события, чьи предостережения о возможных опасностях для мира оказались верными.

Саммит 2005 года изначально планировалось посвятить вопросам развития. Вместе с тем, изменение ситуации за пятилетний период, а точнее два события, имевшие место за это время, существенно преобразили международный контекст, а с ним - и тематику Саммита. Первое - террористические акты 11 сентября 2001 года в США. С одной стороны, теракты еще более обострили необходимость решения вопросов развития как главного средства в борьбе с терроризмом. Большинству - но к сожалению, не всем и не сразу - стало предельно ясно, что нужно бороться с первопричинами терроризма - нищетой, неграмотностью, социальной и политической отчужденностью, демографическими проблемами. С другой стороны, проблематика терроризма была лицемерно использована Соединенными Штатами для решения своих узких интересов, в том числе, в Ираке.

Второе событие - война в Ираке, проведенная в нарушение Устава ООН и не имеющая ничего общество с борьбой против терроризма. Война обнажила новое явление, которое оказывает самое существенное влияние на развитие международных отношений в начале XXI века. Это явление - становление однополярного мира. В условиях, когда доминирующий единоличный лидер, которым сегодня стали США, действует лишь в собственных эгоистичных интересах, а не в интересах всех участников международной жизни, перспективы успешного решения многочисленных проблем развития значительно уменьшаются.

Так понимали международную ситуацию накануне Саммита мы в Беларуси, так думали в большинстве стран мира. Все, кто испытывал тревогу за будущее нашей планеты, ожидали, что встреча на высшем уровне станет, говоря словами выступления Президента Республики Беларусь на Саммите, "честным взглядом на мир". Большинство государств рассматривали предстоящее событие как уникальную возможность коллективно на высшем уровне обсудить мировые проблемы и попытаться найти пути их решения.

Безусловно, прошедший Саммит имеет большое значение и для Беларуси. Это, прежде всего, возможность высказать с трибуны ООН наше понимание и видение процессов развития международных отношений, информировать о немалых достижениях нашей страны и внести конкретные предложения по решению наиболее острых мировых проблем. Мы считаем, что такое право нам дает авторитет нашего государства, непоколебимая преданность Беларуси на протяжении 60 лет целям и принципам ООН, закрепленным в Уставе Организации.

- Какое участие в подготовке Саммита принимала белорусская дипломатия?

- То, что Саммит ООН 2005 года будет посвящен не только проблемам развития, а всему спектру глобальных проблем, стало ясно уже к декабрю 2004 года. К этому времени в свет вышел доклад группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Данной группе, созданной Генеральным секретарем ООН К.Аннаном в 2003 году, было поручено выработать рекомендации по реформированию ООН. Необходимость реформы ООН была вызвана падением значимости и авторитета Организации, что особенно наглядно проявилось в результате ее неспособности предотвратить войну в Ираке. В докладе была предпринята самая серьезная с момента создания ООН попытка предложить провести широкие преобразования в Организации. Авторы доклада сформировали предложения как в отношении реформирования основных органов ООН, в частности, Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), так и укрепления различных направлений деятельности ООН.

Переговорный процесс в ходе подготовки к Саммиту отразил существующие между государствами и группами государств разногласия в видении будущего развития международных отношений и роли ООН в решении глобальных проблем. Некоторые страны, прежде всего США, рассматривают Организацию Объединенных Наций главным образом в качестве инструмента реализации своих интересов, который можно либо использовать, либо игнорировать по желанию - в зависимости от конкретной ситуации. Например, Организация не потребовалась США для вторжения в Ирак, зато ее авторитет и потенциал необходимы для координации контртеррористической деятельности государств - членов ООН.

Со своей стороны Беларусь, как и большинство стран мира, в переговорном процессе накануне Саммита отстаивала центральную роль Организации Объединенных Наций в системе международных отношений. Мы, как и другие государства - сторонники такого подхода, не видим возможность реализации своих национальных интересов посредством действий, не соответствующих Уставу ООН. Поэтому и не приемлем никаких двойных стандартов в отношении деятельности ООН. Мы также не принимаем спорные идеи, которые идут вразрез с Уставом: например, позволяют вмешиваться во внутренние дела государства под прикрытием популярных лозунгов о защите демократии или прав человека.

Белорусская дипломатия принимала активное участие в подготовке к Саммиту. Общая позиция нашей страны по реформированию ООН была доведена мною Специальному представителю Генерального секретаря ООН министру иностранных дел Ирландии Дермоту Ахерну во время его визита в Минск в июне 2005 года. О нашей позиции был проинформирован Генеральный секретарь ООН К.Аннан.

Постоянное представительство Беларуси при ООН проводило целенаправленную работу по отражению в Итоговом документе Саммита интересов нашей страны. Мы активно взаимодействовали в этой сфере со всеми странами, которые разделяют наши взгляды на развитие системы международных отношений и реформирование ООН - Россией, Китаем, Индией, государствами - членами Движения неприсоединения. Наши интересы удалось закрепить в Итоговом документе, прежде всего, по вопросам развития, защиты прав человека, проблематики стран с переходной экономикой.

Особое внимание мы уделяли отражению в Итоговом документе Саммита инициатив, с которым Президент Республики Беларусь выступил в ходе Саммита 15 сентября.

- Расскажите, пожалуйста, об участии главы нашего государства в Саммите Организации.

- Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко является одним из немногих мировых лидеров, которые имеют опыт участия во всех трех Саммитах, проведенных Организацией Объединенных Наций. Входе Саммитов Президент провел ряд встреч с главами других государств, руководством ООН, других международных организаций. Ведь активное участие в мероприятиях такого уровня является не только реальным вкладом в коллективные усилия по решению общих для всего человечества проблем, но и конкретным способом продвижения национальных интересов.

Показателен в этом отношении тот факт, что свое видение характера предстоящего Саммита и роли Беларуси в этом знаковом событии Президент высказал более чем за год до начала этого мероприятия, в июле 2004 года на встрече с руководителями загранучреждений нашей страны. Тогда было подчеркнуто, что, во-первых, встреча на высшем уровне должна стать поиском выхода из тупика, в котором оказалось мировое сообщество в результате становления однополярного мира. Во-вторых, Беларусь не может быль лишь статистом в "массовке" Саммита, а должна предложить мировому сообществу собственное видение решения насущных международных проблем. Этими подходами мы и руководствовались при кропотливой подготовке участия главы государства в Саммите.

Встреча на высшем уровне проходила с 14 по 16 сентября. Выступление Президент Республики Беларусь состоялось 15 сентября. Я думаю, все прекрасно помнят это яркое выступление. Комментарии и реакция на выступление нашего Президента со стороны мировой общественности - политиков, ученых, журналистов и простых людей, несмотря на их различные политические взгляды, -- сразу после Саммита и на протяжении минувших месяцев, в общем-то были едины. Выступление Президента Беларуси оценено как весьма смелое в демонстрации правды, верное в анализе международных отношений, содержательное в части предложений.

Глава Республики Беларусь, как мало кто из мировых лидеров, представил честную и объективную оценку состояния международных отношений начала XXI века. От отчетливо заявил о наших общих проблемах и охарактеризовал сложившуюся в мире ситуацию как тупиковую. Действительно, проблем в мире множество - бедность, терроризм, торговля людьми, международная преступность, распространение опасных болезней, ухудшение окружающей среды. В условиях, когда мировой лидер, которым является США, не только не желает конструктивно сотрудничать в рамках общих усилий международного сообщества по решению вопросов развития, но и своими односторонними действиями разрушает сложившуюся систему международных отношений, перспективы прогрессивного развития человечества, к сожалению, выглядят блеклыми.

Президент смело указал на заседании Генеральной Ассамблеи ООН на лицемерие и двойные стандарты, используемые сильными мира сего в преследовании своих эгоистических интересов. Немногие мировые лидеры отважились так открыто и честно заявить о том, что в действительности стоит за красивыми лозунгами о продвижении прав человека и насаждением так называемой "демократизации". Я убежден, что подавляющее большинство глав государств и правительств, участвовавших в Саммите, не могли не согласиться с горькой правдой, высказанной нашим Президентом. Это подтвердили и неофициальные контакты с иностранными дипломатами в ООН в ходе и после Саммита.

Дело здесь не только и не столько в смелости. Суть в том, что без честного взгляда на мир невозможно разглядеть верные пути выхода из тупиковой ситуации, в которой находится мировое сообщество.

Для делегаций многих государств были особо примечательны элементы выступления Президента, посвященные месту Беларуси в современном мире. Республика Беларусь - это страна с высокообразованным и толерантным народом, который хочет мира и стабильности на планете и все создает своим трудом. Беларусь - это страна, в которой нет внутригосударственных и внешних конфликтов и где люди всех национальностей, рас и религий живут в мире. Беларусь - это страна, внесшая более чем достойный вклад в процессы международного разоружения, первая в мире, отказавшаяся от обладания ядерным оружием. Беларусь - это страна, приверженная международному сотрудничеству и уважающая право каждого государства на самостоятельное развитие.

В выступлении Президента прозвучали две конкретные крупные инициативы. Президент призвал международное сообщество признать в качестве одного из принципов международных отношений многообразие путей прогрессивного развития стран мира и принять действенные меры по борьбе с торговлей людьми.

- Насколько актуальны для международного сообщества инициативы, выдвинутые главной нашего государства с трибуны ООН?

- Они крайне актуальны. Но прежде чем я раскрою читателям газеты их суть, хотел бы заострить внимание на том факте, что этим инициативам предшествовали и другие крупные международные инициативы, которые в свое время выдвинул глава нашего государства. И всегда внешнеполитические шаги Президента являлись своевременным ответом на наиболее острые вопросы международной жизни.

Вспомним 1998 год. Мы ожидаем первую волну расширения НАТО на Восток. Все попытки России, Беларуси и других заинтересованных стран доказать отсутствие исторической необходимости в этом шаге не смогли остановить процесс. Исходя из неизбежности расширения Альянса, Президент Беларуси ищет пути смягчения негативных последствий процесса и выдвигает инициативу об объявлении Центральной и Восточной Европы безъядерной зоной. Данная инициатива направлена на обеспечение интересов всех без исключения стран региона. Генеральная Ассамблея ООН в конце 1998 года принимает резолюцию, в которой призывает все страны воздержаться от размещения ядерного оружия в регионе Центральной и Восточной Европы. В силу морального и политического значения данной резолюции ядерные державы - члены НАТО и по сей день не решаются разместить ядерное оружие в новых странах - членах.

У многих из нас свежи впамяти также события весны 1999 года, связаныне с агрессией НАТО против Югославии. В самый разгар бомбардировок наш Президент прилетает в Белград, предпринимая усилия по прекращению войны. Глава Республики Беларусь был первым из мировых лидеров, кто предложил учреждение миссии граждансикх наблюдателей ООН в Косово. Позже данная инициатива была реализована в процессе примирения: миссия ООН в Косово была осздана и функционирует и по сей день.

Инициативы, выдвинутые Президентом Беларуси на Саммите ООН в сентябре 2005 года, также не оторваны от реальности - в них содержится ответ на вызовы сегодняшнего дня. Эти две инициативы разные, но обе они подчинены единым благородным целям, которые закреплены в Уставе ООН: обеспечение международного мира и безопасности, справедливости, создание возможности для всех стран и народов планеты жить свободно и свободно развиваться.

- Давайте Сергей Николаевич, заглянем в их суть и значение.

- Первая инициатива - о признании многообразия путей развития стран и народов - это отпор попыткам сверхдержавы "причесать всех под одну гребенку", то есть насадить во всех странах мира так называемую "либеральную демократию" по американскому образцу. Есть серьезные основания полагать, что насаждение "демократии" превращается из временного или случайного фактора в постоянную составляющую внешней политики Соединенных Штатов. Возьмите Стратегию национальной безопасности США 2002 года. Продвижение "демократии и свободы" является одной из основополагающих целей внешней политики США. При этом в документ даже не скрывается намерение действовать в одностороннем порядке. Причем, "демократии" почему-то получаются управляемыми - из США, естественно.

Ясно, что в основе политики продвижения "демократии" лежат прагматичные подходы, обеспечение интересов США, прежде всего, экономических - получение доступа к ресурсам и рынкам соответствующих стран, зачастую не особо считаясь с интересами самих таких стран. Понятно, что любое государство - и Беларусь, и США - имеют законные внешние интересы и стремятся их отстаивать. Вопрос в том, каким образом. Наша точка зрения состоит в том, что законные интересы должны отстаиваться законными, с соблюдением принципов Устава ООН, методами - а не прямо противоположными средствами: давлением, выкручиванием рук, организацией нелегальной смены правительств, агрессией, наконец. Такую политику, понятно, невозможно афишировать в чистом, прозрачном виде. Поэтому она и представлена "клиентуре" в красивой идеологической обертке.

Я все время беру в этом контексте слово демократия в кавычки, потому что его значение руководство некоторых западных стран и большинство других стран мира понимают по-разному. Ясно, что не может быть лишь одной, тем более предписанной "сверху" формы демократии. Демократия многогранна и в то же время индивидуальна. В каждом отдельном случае ее форма является результатом взаимодействия исторических, культурных, социальных и иных факторов, которые присущи определенному народу и времени.

Поэтому, инициатива Президента Республики Беларусь - не просто красивое заявление. Это глубокое понимание существа и особенности мировых процессов развития в преломлении к сегодняшнему дню. Это призыв ко всему миру серьезно осознать тот факт, что все мы разные и живем так, как определено каждому народу его историей, традициями, культурой. От того, что наша форма развития отличается от формы развития другого государства. Наоборот, мы должны уважать выбор других народов. Насаждение странам и народам чуждых им моделей развития бесперспективно. Такие формы не могут прижиться, потому что не имеют исторических корней. Если сильные мира сего примут на вооружение принцип многообразия - используя иную терминологию, плюрализм, -- тогда из их внешней политики сама собой исчезнет и никому, кроме "кукловодов", ненужная "демократическая" и "правозащитная" риторика. Проблем в мире очень много, и всем странам как никогда ранее необходимо сотрудничать, а не враждовать.

Вторая инициатива Президента на Саммите - призыв к мировому сообществу принять действенные меры по борьбе с торговлей людьми. Это явление действительно - позор цивилизации. Феномен рабства, казалось бы, давно ушел в прошлое. Вместе с тем, нео-рабство в форме торговли людьми стало процветающим бизнесом. Жертвами современной работорговли ежегодно становятся сотни тысяч человек. Данная проблема уже давно является предметом особой озабоченности многих стран и международных организаций. Вместе с тем, предпринимаемых усилий явно недостаточно, чтобы покончить с этим злом. Глава нашего государства предложил применять комплексный подход к борьбе с торговлей людьми, то есть вести такую борьбу не только в государствах происхождения и транзита "живого товара", но и в государствах назначения. В этих целях он предложил установить юридическую ответственность всех лиц, вовлеченных в этот процесс, включая потребителей, что представляет собой совершенно новый подход к решению этой проблемы. Мы уверены, что применение в борьбе с торговлей людьми принципов, изложенных нашим Президентом, позволит сделать усилия международного сообщества действительно всеобъемлющими и эффективными.

Подводя итог сказанному, еще раз подчеркну, что глава нашего государства предложил на Генеральной Ассамблее ООН конкретные пути по выходу из конкретных сложных ситуаций. Надеемся, что международное сообщество пример их на вооружение, уверены, что оно в конечном счете изберет правильный путь движения. Для этого нужно сделать много, но начать нужно с того, чтобы мировые лидеры также честно и объективно как Президент Беларуси, смотрели на мир.

- Каковы итоги Саммита ООН и перспективы их реализации?

- Оценивать итоги встречи на высшем уровне, наверное, будет правильно, по двум категориям: по форме и по содержанию. Полагаю, что с точки зрения формы, международное сообщество может быть вполне удовлетворено результатом встречи. Почти все мировые лидеры приняли участие в Саммите. Сам факт такого участия говорит о многом. Прежде всего, это подтверждение всеми лидерами того, что многосторонний подход при обеспечении центральной роли ООН является ключом к решению всего спектра современных вызовов и угроз. Никто из президентов или премьер-министров в ходе Саммита не выказался открыто за односторонние подходы, и никто не поставил под сомнение необходимость сохранения ООН. Наоборот, все они в своих выступлениях, в том числе и те, кто недавно говорили совсем по-другому, настаивали на обратном - на необходимости укрепления как многостороннего сотрудничества, так и самой Организации Объединенных Наций, в рамках которой такое сотрудничество может быть наиболее эффективно организовано. Факт публичной демонстрации таких подходов очень важен. Тем лидерам, которые не имеют привычки делами подтверждать свои слова, теперь будет отчасти труднее открыто проводить лицемерную политику, не рискуя при этом навлечь на себя порицание со стороны всего мира. Я бы сказал, что в этом отношении Саммит поставил своего рода новый моральный барьер на пути дальнейших односторонних акций, не поддерживаемых ООН.

Конкретные содержательные результаты встречи на высшем уровне разные государства оценивают по-разному. Содержание итогов встречи заключено в Итоговом документе Саммита. Документ, как водится, в компромиссном виде отразил основные подходы к видению процессов развития человечества на ближайшую и среднесрочную перспективу. Беларусь, как и большинство стран мира, считает, что Итоговый документ не содержит в необходимой степени проработанных предложений по укреплению ООН, он мог бы быть более содержательным. Например, в документе не отражены вопросы разоружения, и, следовательно, не ясна роль, которую ООН должна играть в данном процессе в перспективе. Недостаточно четко заявлено о приоритетности проблем развития. Не предложены новые меры в этой области, которые позволяли бы с надежностью полагать, что страны-доноры готовы значительно увеличить объемы помощи на нужды мирового развития.

Существуют опасения, что некоторые положения Итогового документа, "продавленные" их авторами, могут на деле повести со временем к размыванию основополагающих целей и принципов Устава ООН и самой Организации. Это, прежде всего, относится к концепции "ответственности за защиту". Ни у кого нет сомнений в том, что международное сообщество должно вмешаться, когда осуществляется геноцид и происходят массовые убийства.

Переговоры о конкретных формах и методах реализации рамочных положений Итогового документа продолжаются. Они идут достаточно напряженно, ставки высоки. Мы - за то, чтобы по максимуму исключить поле для игры по "двойным правилам": одни правила для сильных, другие - для остальных. Такого не должно быть.

Таким образом, итоги Саммита ООН воспринимаются неоднозначно. Каждое государство будет стремиться к реализации тех положений Итогового документа, которые отвечают его интересам и его видению роли ООН в современных условиях и, соответственно, противодействовать реализации таких положений, в которых оно не заинтересовано.

- Как правительственная делегация Беларуси на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН продвигала интересы нашей страны?

- Для белорусской дипломатии работа на сессии Генеральной Ассамблеи по традиции подчинена таким основополагающим задачам, как формирование справедливого миропорядка, укрепление центральной роли ООН в мире, а также получение конкретных практических результатов для страны.

При этом мы добиваемся укрепления позитивного имиджа нашей страны. разъясняем концептуальные основы внутренней и внешней политики Беларуси. Противодействуем осуществлению возможных инициатив, способных нанести ущерб интересам Беларуси, достигаем направления ресурсов ООН на отвечающие нашим интересам цели развития.

Главной задачей белорусской делегации на текущей сессии стала реализация инициатив Президента Республики Беларусь. Формы и методы разные. Первая инициатива - о признании многообразия прогрессивного развития - в большей степени носит концептуальный, долгосрочный характер. Важно, что нам удалось закрепить ее в Итоговом документе Саммита.

Вторая инициатива нашего Президента - о борьбе с торговлей людьми - безусловно, имеет сугубо практический характер. Наша цель - побудить международное сообщество принять по-настоящему действенные меры, которые принесут конкретные положительные результаты в борьбе с этим злом. В развитие инициативы Президента в выступлении министра иностранных дел Беларуси на сессии было предложено сформировать "Глобальное партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке". Мы видим реализацию инициативы главы нашего государства путем включения этого вопроса в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН, разработки всеобъемлющей резолюции о борьбе с торговлей людьми, создания в ООН координационного механизма в форме межучрежденческой группы. Белорусская делегация провела в штаб-квартире Организации пресс-конференцию по данной теме. Интерес к инициативе Президента Беларуси проявили как многие страны, включая США, Россию, Корею. Филиппины. Так и различные международные организации и учреждения - Международная организация по миграции, Управление ООН по наркотикам и преступности, Детский фонд ООН, в котором, кстати, в 2006 году Беларусь является председателем Исполнительного совета. Такое серьезное внимание к инициативе Президента Беларуси вселяет надежды на ее дальнейшую успешную реализацию. Да и внутренние меры, принятые Президентом для эффективной борьбы с торговлей людьми, на деле выдвинули Беларусь в число стран-лидеров по борьбе с этим отвратительным явлением.

В ходе сессии Генеральная Ассамблея одобрила инициированные Беларусью проекты резолюций об укреплении международного сотрудничества в деле изучения, смягчения, и минимизации последствий чернобыльской катастрофы и о запрещении разработки новых видов оружия массового уничтожения. При этом удалось достичь рекордной поддержки чернобыльской резолюции: ее соавторами стали 59 государств - членов ООН.

Делегация обеспечила отражение интересов Беларуси как страны с переходной экономикой в ряде экономически ориентированных резолюций Генеральной Ассамблеи. Это создает условия для дальнейшего оказания Беларуси содействия со стороны учреждений системы ООН по интеграции в мировую торговую сеть и вступлению во Всемирную торговую организацию.

И, наконец, наша делегация принимает самое активное участие в работе различных групп по реформе ООН, созданных в целях реализации соответствующих положений Итогового документа Саммита. Особое внимание мы уделяем реформированию структур ООН, занимающихся вопросами развития. Это относится к Экономическому и Социальному Совету и различным фондам и программам ООН, которые оказывают техническую помощь. Наши активные усилия обусловлены стремлением Беларуси быть избранной в состав ЭКОСОС, с тем чтобы наша страна могла принимать действенное участие в определении политики ООН по вопросам мирового развития.

- Что Вы можете сказать, Сергей Николаевич, о задачах и деятельности Беларуси в рамках ООН на перспективу?

- Белорусская дипломатия четко представляет себе стратегические задачи участия нашего государства в ООН. В рамках реализации этих задач Министерств иностранных дел руководствуется указанием Президент Беларуси, высказанным им на совещании с руководителями загранучреждений в июле 2004 года о том, что "надо концентрировать наши не очень многочисленные дипломатические и другие силы на тех направлениях, где мы можем получить не виртуальную, а практическую отдачу: финансовую, организационную и политическую". Действительно, Беларусь является средним европейским государством, не может преследовать в рамках ООН такие же объемные задачи, какие ставят перед собой крупные государства, прежде всего, постоянные члены Совета Безопасности. Наши задачи должны быть соразмерны нашим возможностям. В то же время, реализация долгосрочных задач должна учитывать и такой фактор, как степень соответствия наших задач интересам других государств - членов ООН. Понятно, что чем больше такое соответствие, тем выше шансы успешной реализации наших приоритетов.

Среди наших приоритетов в сфере взаимодействия с ООН можно выделить две главные долгосрочные цели. Первая - содействие созданию благоприятных внешних условий, обеспечивающих национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность Беларуси. Вторая - содействие устойчивому развитию нашей республики в экономической, социальной, культурной и других областях.

Первая цель, которую можно охарактеризовать как политическую, предполагает решение следующих задач. Это повышение международного авторитета Беларуси как миролюбивого государства, приверженного международному праву и Уставу ООН, активного участника многостороннего международного сотрудничества. Содействие укреплению центрально роли ООН в международных процессах.

Вторая цель - социально-экономического характера - предусматривает реализацию также двух задач, направленных на получение конкретных практических выгод для нашей страны. Это содействие укреплению потенциала ООН в сферах, отвечающих интересам Беларуси. Они следующие: безопасность и разоружение, экономика, чернобыльская проблематика, борьба с нелегальной миграцией, преступностью, терроризмом, оперативная, гуманитарная, научно-техническая, нормотворческая деятельность. Далее привлечение в Беларусь финансовой, технической, гуманитарной помощи по линии учреждений системы ООН. Мы владеем и конкретным инструментарием для реализации всех четырех задач.

В процессе реализации долгосрочных целей и задач белорусская дипломатия будет активно взаимодействовать с основными партнерами Беларуси, прежде всего, государствами - членами Движения неприсоединения и Содружества Независимых Государств. Ведь многие из наших задач, особенно по укреплению роли ООН в мире и потенциале Организации в различных областях ее деятельности, также соответствуют интересам наших союзников и партнеров. В то же время мы открыты для сотрудничества со всеми государствами - членами ООН на основе равноправия и взаимного уважения в целях как укрепления самой ООН, так и обеспечения национальных интересов.

- Сергей Николаевич, какими Вы видите роль и место ООН в будущем?

- Организация должна эффективно выполнять задачи, возложенные на нее ее членами, и осуществлять свою деятельность в соответствии с уставными документами. Это главное. Она, конечно же, не должна быть ареной сведения счетов между государствами в связи с тем, что между отдельными странами могут возникать проблемы на двустороннем уровне. На двустороннем уровне их и надо решать - конечно, в строгом соответствии с принципами Устава ООН - и не отвлекать внимание и ресурсы Организации для продвижения узких национальных политических интересов.

ООН должна оставаться нейтральным и объективным международным институтом. В его деятельности все государства - члены участвуют на равноправной основе и который не ставит интересы одних государств или групп государств выше интересов других.

ООН должна быть свободной от скандалов, связанных с коррупцией, непорядочностью, недобросовестностью и непрофессионализмом ее сотрудников.

В современных условиях роль Организации значительно возросла и в другом отношении. Ее новая важная функция - содействовать справедливому доступу всех стран к благам, вытекающим из процессов глобализации, и решать проблемы, обусловленные этими процессами. Наверное, все согласятся в тем, что эти процессы не должны идти самотеком - последствия могут оказаться и необратимыми, и катастрофическими.

Беларусь хочет видеть ООН обновленной, финансово и материально укрепленной, деполитизированной в своей деятельности, готовой к решению всего спектра стоящих в повестке дня Организации задач. Ее секретариат должен состоять из ответственных и профессиональных кадров. Как сказал в своем выступлении на Саммите Президент Республики Беларусь: "ООН пора покончить с внутренними коррупционными скандалами и заняться на деле болью и бедами мира", Действительно, проблем очень много. Бездействие лишь усиливает их остроту. Никто кроме нас самих - всех стран мира - не может обуздать негативные последствия глобализации.

Мы также хотим видеть ООН единой - подлинным форумом многосторонности и коллективных действий - несмотря на разнообразие в политическом, экономическом и культурном развитии стран мира. В этой связи чрезвычайно актуальна обозначенная в ходе Саммита главой нашего государства цель: если мы, государства - члены ООН, -- обеспечим в рамках Организации принципы многополярности, многосторонности, свободы выбора, то мы защитим мир от терроризма, слабых, женщин и детей от рабства и возьмем под защиту всех беззащитных.

ООН при всех ее недостатках, является наилучшим коллективным инструментом на службе человечества за всю его историю, который дает международному сообществу возможность сообща решать задачи современности. Если все государства придут не только к теоретическому, но и практическому осознанию, что альтернативы ООН в настоящее время и на перспективу нет, Организация Объединенных Наций сможет занимать то достойное место и выполнять ту ответственную роль, которую предписывали ООН ее основатели - включая Беларусь - в 1945 году.



газета “Рэспублiка” от 9 февраля 2006 года

Публікацыі

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями китайских средств массовой информации, состоявшейся 17 января 2007 года

Стенограмма пресс-конференции Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова для представителей СМИ по итогам состоявшегося в Минске 28 ноября саммита СНГ

Интервью Постоянного представителя Республики Беларусь при Организации Объединенных Наций Андрея Дапкюнаса газете "Советская Белоруссия"

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова информационному агентству БелТА

Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Беларусь в Латвийской Республике Александра Михайловича Герасимеко радио MIX FM 102.7

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями белорусских и зарубежных СМИ

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова российской газете "Время новостей"

Ответы начальника консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь Василия Анатольевича Жлутко на вопросы читателей газеты "Комсомольская правда"

Об интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова информационному агентству БелТА

Наша страна не реагирует на давление

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Беларуси С.Мартынова информационному агентству Интерфакс

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова агентству Рейтер

Сергей Мартынов: Позиция Беларуси в ООН - это честный взгляд на мир

Интервью и.о. начальника управления информации - пресс-секретаря МИД Р.О.Есина агентству БелТА

Белоруссия не та страна, которая работает под давлением

Ответственная миссия белорусской дипломатии

Беларусь – Італія: перапляценне лёсаў і культур

В.П.Пугачев о белорусско-российском внешнеполитическом сотрудничестве

«БЕЛАРУСЬ - ЛОКОМОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Развитие белорусского экспорта базируется на повышении объемов поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости

Визитная карточка большого континента

На пути к ВТО

На пути к ВТО Беларусь приближается к финишной прямой

Географическая карта безопасности

Пра вайну – у імя жыцця!

Через два с половиной года Беларусь может вступить в ВТО

Как расширение ЕС повлияет на белорусский экспорт в европейские страны

Актуальное интервью: Зона особого участия

Путь интеграции: статья Министра иностранных дел С.Мартынова в газете Республика

Выступление Посла Республики Беларусь в Итальянской Республике А.А.Скрипко на круглом столе под эгидой итальянского геополитического журнала «Лимес» по теме «Белорусско-итальянские отношения и расширение ЕС»

Сергей Мартынов: Дайте нам шанс

Беларусь и Китай: Сотрудничество развивается

Расширение Европейского союза и возможные последствия для внешнеторговых интересов Беларуси

Латвийский бизнес смотрит в сторону Беларуси

Пришло время перемен (сотрудничество с Болгарией)

Куба-Беларусь: дружба и торгово-экономическое сотрудничество

Выставочно-ярмарочная деятельность за рубежом как эффективный инструмент экспортного маркетинга

Даем, но и получаем (сотрудничество с ЮНИДО)

Дни Республики Беларусь в Москве

Павел Латушко: Мы должны использовать все плюсы расширения ЕС на восток и минимизировать негативные последствия

Павел Латушко: от взаимных интересов - к конкретным проектам

Я бы выразил осторожный оптимизм по поводу развития белорусско-польских отношений

Свердловская область - Белоруссия: партнерству крепнуть

Поле для кооперации -- предостаточное

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ. А лучше — на шаг впереди

Продавать в Канаде...

О сотрудничестве Республики Беларусь с регионами России

Беларусь -- Венгрия: Мы разные, но торговле это не вредит

Интервью корреспонденту БелТА

Будущее в области внешней торговли между государствами может измениться

Торговля в стране пирамид

Шанс для экспортера

Присоединение Беларуси к ВТО: дело сейчас за внутренней экономической работой

Один пишем - два в уме (о внешней торговле Республики Беларусь со странами Азии и Африки)

Об интеграционных процессах в рамках союза Белоруссии и России

ЕС-Беларусь: требования времени

Государственная внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе

Международные режимы нераспостранения и политика экспортного контроля Республики Беларусь

Вместе с информационным сообществом

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by
© 2007-2020, Министерство иностранных дел Республики Беларусь