Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Казахстане Анатолия Ничкасова информационному агентству «Казинформ» (9 апреля 2015 г.)

В мае 2014 года главами трех государств — Казахстана, России и Беларуси был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. С 1 января 2015 года ЕАЭС начал действовать, к нему присоединяются другие страны. О том, какие преимущества дает экономическая интеграция странам-участницам ЕАЭС и какие проблемы требуют решения для дальнейшего успешного развития Союза, в беседе с нашим корреспондентом говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Казахстане Анатолий Ничкасов.
 
- Анатолий Иванович, с начала этого года начал действовать Евразийский экономический союз, созданный в продолжение евразийской интеграции — от Таможенного союза и Единого экономического пространства. Чем отличается этот новый этап интеграции, и что даст народам стран-участниц ЕАЭС?
 
 - Принципиальное отличие Евразийского экономического союза от Таможенного союза заключается в следующем. Таможенный союз упразднил внутренние таможенные границы между странами-участницами для свободного перемещения товаров, но ЕАЭС устанавливает свободу передвижения не только товаров, но и услуг, рабочей силы и капитала. Именно такую задачу поставили наши Президенты при подписании Договора о создании ЕАЭС. Конечно, если все будет реализовано в полном объеме, то промышленность, бизнесмены и предприниматели Беларуси, Казахстана, России, Кыргызстана и Армении только выиграют, поскольку их возможности существенно расширятся. Они смогут выходить на рынки ЕАЭС со своими товарами и услугами, участвовать в тендерах и конкурсах на госзакупки, а такие получат возможность свободного найма на работу в странах ЕАЭС.
 
- Как Вы оцениваете экономический эффект от Таможенного союза, Единого экономического пространства и чего ожидаете от ЕАЭС в ближайшем будущем, а также в перспективе?
 
 - Уже в первый год работы Таможенного союза в 2010 году объем взаимной торговли вырос сразу почти на 40 процентов. А за 5 прошедших лет общий товарооборот между Беларусью и Казахстаном вырос более чем в 3 раза. Так, товарооборот между Беларусью и Казахстаном по итогам 2014 года достиг 1,2 миллиарда долларов. Считаю, что достаточно высокая динамика роста говорит об эффективности экономической интеграции.
 
Следует отметить, что в экономическом пространстве бывшего Таможенного союза в настоящее время качественно меняются товарные потоки. При этом остро стоит вопрос конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей в условиях общего рынка. Безусловно, это также связано с ожиданиями населения увидеть на своем рынке изобилие и разнообразие качественных и недорогих товаров. Это также связано с политикой импортозамещения и экспортной политикой наших государств в отношении третьих стран, особенно наших соседей. Нам необходимо уже сегодня рассчитать формулы взаимодействия с крупными экономическими регионами, такими, как ЕС, МЕРКОСУР, НАФТА, странами юго-восточной Азии, Китаем и другими.
 
Экономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в рамках ЕАЭС уже создается, благодаря уменьшению издержек на перевозку сырья и готовой продукции, а также за счет стимулирования здоровой конкуренции на общем рынке ТС, создания равных условий для всех видов экономической деятельности. Он достигается, кроме того, благодаря вхождению на рынок ЕАЭС новых стран; повышению производительности труда; наращиванию местного производства; благодаря увеличению внутреннего спроса на товары, повышению занятости населения; внедрения инновационных технологий.
 
- Несмотря на обширную договорную базу ТС, ЕЭП и ЕАЭС, то и дело возникают проблемы, требующие вмешательства руководства наших стран, вплоть до глав государств. В чем, на Ваш взгляд, причина возникающих противоречий?
 
 - После вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе существенно возросла конкуренция между предпринимателями наших стран. Естественно, каждая страна старается создать наиболее выгодные условия ведения бизнеса для своих компаний. В то же время, нельзя говорить о противоречиях между нашими странами, так как каждое интеграционное объединение должно пройти свой эволюционный путь, в процессе которого отшлифовываются все грани взаимодействия между странами-участницами объединения. Проблема «защиты своих рынков» в ходе интеграции — это тонкая наука. Чтобы ответить на все вопросы и найти взаимовыгодные решения, нужно время. Сегодня, когда ЕАЭС находится в активной фазе становления, прямое участие руководства наших стран в формировании внутрисоюзных отношений, правовой базы Союза определяет заданный темп интеграционной работы. Президенты наших стран уже показали, что умеют вырабатывать и принимать эффективные решения, показывая нашим правительствам примеры наилучшей практики достижения консенсуса в самых сложных вопросах повестки дня.
 
- Какие совместные антикризисные меры могут быть приняты государствами-членами ЕАЭС?

- Сегодня всех интересует, как в условиях мирового кризиса экономики наших стран могут конкурировать и развиваться. В рамках Союза уже принимаются необходимые меры для минимизации последствий новой волны мирового экономического кризиса. Как нам видится, основными антикризисными мерами стран Союза могут стать реализация единой торговой политики, а также проведение согласованной промышленной политики. Важнейшей мерой представляется создание совместного бренда, единой торговой марки товаров Евразийского экономического союза «Сделано в ЕАЭС».
 
Такой бренд может быть создан за счет участия союзных транснациональных компаний и предприятий в совместных цепочках формирования высокой добавленной стоимости. Это будет стимулировать процессы импортозамещения и обеспечивать рост экспорта в третьи страны. Чем больше союзных предприятий будет задействовано в кооперации по производству конечного продукта, тем быстрее произойдет переход от сырьевой экономики к инновационной.
 
- Ваша оценка состояния и перспектив двустороннего экономического сотрудничества между Казахстаном и Беларусью?

- В последние годы удалось существенно изменить архитектуру двусторонних экономических отношений в рамках научно-технической и производственной кооперации, создания совместных производств и проектов. Мы выходим на новые направления двустороннего сотрудничества за счет перехода от взаимодействия в традиционных отраслях к наукоемким.
 
Сегодня в Казахстане успешно работают 15 совместных производств по сборке карьерной, шахтной техники, тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, грузопассажирских лифтов, строительной и коммунальной техники. Реализуется проект по созданию белорусско-казахстанского технологического парка сельскохозяйственной техники. Перспективы дальнейшего развития нашего сотрудничества мы видим в производственной кооперации — в создании совместных предприятий по выпуску комбайнов на базе нашего предприятия «Гомсельмаш» с машиностроительными предприятиями Казахстана. Мы видим большие перспективы в завершении реформирования очень важного для нас совместного предприятия «КазБелАЗ». Беларусь передает своим партнерам эксклюзивное право на производство самосвала модели «БелАЗ-7547». Планируется запустить очередное сборочное производство на базе Казахстанско-Белорусского индустриально-технологического парка сельскохозяйственной и коммунальной техники нового поколения.
 
Реальным резервом сотрудничества является активизация инвестиционного взаимодействия. Беларусь готова создавать благоприятные условия для казахстанского бизнеса. На правительственном уровне мы готовы поддержать перспективные проекты в самых различных областях: в недвижимости, в промкооперации, нефтехимии, транспорте и логистике, а также в новых технологиях. Убежден, что потенциал для развития торгово-экономических отношений между нашими странами еще далеко не исчерпан. Преимущества интеграции создают предпосылки для увеличения товарооборота в разы.
 
- Как в Беларуси оценивают принятую в Казахстане антикризисную контрциклическую программу «Нурлы жол»?

- Мы видим, что в Казахстане развернута большая антикризисная работа в целях формирования условий для стабильного экономического развития в регионе Центральной Азии. Отрадно, что Казахстан и Беларусь прошли испытание временем, сохранили незыблемые принципы двусторонних отношений, взаимного уважения, расширили открытый диалог, нарастили стратегическое партнерство. Благодаря трудолюбию, глубокому патриотизму и целеустремленности народа ваша страна достигла впечатляющих результатов в социально-экономическом развитии, стала полноправным и авторитетным членом международного сообщества.
 
Провозглашение новой экономической политики «Нурлы жол» — это превентивный, современный, прагматичный и четкий ответ Казахстана на реальные вызовы и угрозы современности. Как отметил Нурсултан Абишевич в своем Послании, этот рубеж пройдут только сильные государства и сплоченные народы. «Нурлы жол» — это масштабная программа развития и своеобразная дорожная карта для достижения целей и задач Стратегии «Казахстан-2050». Как заявил Президент Н.Назарбаев, Казахстан не свернет свои социальные программы, несмотря на то, что мировую экономику ждут большие испытания. Стержнем новой экономической политики является План инфраструктурного развития и модернизации экономики Казахстана, в котором идет речь о реализации масштабных проектов по строительству региональной и межрегиональной транспортно-логистической инфраструктуры, модернизации отраслей народного хозяйства, создании инновационных энергетических мощностей и иных актуальных проектов. И в их реализацию Республика Беларусь готова внести свой достойный вклад, задействовать имеющийся промышленный и научный потенциал страны.
 
- Как Вы знаете, в Казахстане назначены внеочередные президентские выборы…

- В Беларуси с большим вниманием отнеслись к инициативе казахстанского народа о проведении внеочередных выборов Главы государства. На встрече наших президентов в марте этого года в Астане Александр Григорьевич Лукашенко очень тепло высказался в поддержку кандидатуры Нурсултана Абишевича Назарбаева, который выдвинут от партии «Нур Отан».

Беларусь уважает выбор народа Казахстана и от всего сердца желает победы его Лидеру.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by