Размер шрифта:

Интервью начальника главного консульского управления МИД А.Островского для газеты «Туризм и отдых», 20 января 2011 года

В самом начале 2011 года состоялась трехсторонняя встреча с участием представителей Министерства спорта и туризма, Министерства иностранных дел и Республиканского союза туристических организаций, во время которой в очередной раз обсуждались визовые вопросы. Позиция турбизнеса давно известна: въездные визы – абсолютное зло, которое если не получается уничтожить (отменить), нужно хотя бы нейтрализовать (уменьшить консульский сбор). Тем временем МИД имеет собственную точку зрения на этот счет, которую по просьбе «ТиО» озвучил начальник главного консульского управления Александр ОСТРОВСКИЙ.

– Александр Петрович, одним из барьеров на пути иностранных туристов в Беларусь турфирмы часто называют необходимость открывать визу. Как МИД относится к подобным утверждениям?

– Мы, мягко говоря, не принимаем упреки ни туристических компаний, ни Министерства спорта и туризма (звучащие, впрочем, в последнее время все реже), в том, что оформление виз являются препятствием для развития туризма. Для того, чтобы получить туристическую визу в загранучреждениях Беларуси в большинстве стран мира, нужно всего лишь заполнить визовую анкету на двух страницах, предоставить действительный паспорт, одну фотографию, квитанцию об оплате консульского сбора и ходатайство принимающей белорусской туристической организации – больше ничего не требуется. Даже страховой полис в обязательном порядке необходим только в наших загранучреждениях в Литве, Латвии, Польше и Эстонии, поскольку там у наших страховых компаний есть партнеры, которые могут осуществлять страхование. В других загранучреждениях это требование не является строгим, и виза может быть выдана без страхового полиса, но при этом все заявители уведомляются о необходимости наличия страховки при пересечении границы. Достаточно сравнить этот набор документов с тем, который необходим нашим гражданам для получения, к примеру, шенгенской визы, чтобы понять: процедура оформления белорусской визы проста и понятна. К тому же, обычно срок оформления белорусской туристической визы составляет 3 рабочих дня. Сопоставьте это с 15 днями для оформления шенгенской визы и выводы делайте сами.

Что касается стоимости виз, то и здесь мы не видим никаких препятствий. За базовую стоимость однократной туристической визы мы взяли такую же величину, какую взимают загранучреждения стран-участниц шенгенского соглашения, то есть 60 евро. Для граждан и постоянных жителей стран-соседей – Латвии, Литвы, Польши и Эстонии – в одностороннем порядке установлен сбор в 25 евро за однократную туристическую визу. Групповая (для группы от пяти человек) туристическая виза, которую помимо Беларуси выдают, кстати, не так много государств, стоит и того меньше – всего 10 евро с человека.

– В турфирмах считают, что если Беларусь откажется от консульских сборов за визы, то количество туристов возрастет, а с ним – и поступления в бюджет.

– По статистике, иностранный турист оставляет в Беларуси в среднем 250 долларов, не считая стоимости проживания, не очень, к слову, дешевого, и стоимости билетов. Любой может самостоятельно подсчитать, что, таким образом, в общей сумме, которую иностранный турист тратит на поездку в Беларусь, консульский сбор составляет лишь незначительную часть, которая никак не может стать непреодолимым препятствием.

У МИДа есть четкая позиция, что нужно делать для того, чтобы въездной туризм в Республику Беларусь развивался более интенсивно. Эти предложения выверены и согласованы с позицией наших загранучреждений, которые изучали практику стран своего пребывания. Чтобы не утомлять читателей, обозначу их тезисно. По нашему убеждению, целесообразно, в первую очередь, сосредоточиться на решении задач по туристическому оформлению городов; повышению качества и снижению стоимости гостиничных услуг; устранению неудобств и повышению эффективности практики страхования для въезда в Беларусь; расширению географии и снижению стоимости услуг по авиа- и железнодорожным перевозкам; более активному использованию потенциала международных организаций для снижения бюджетных расходов на цели развития туризма и подготовки кадров для туристической отрасли; расширению использования иностранных языков в туристической отрасли; развитию «событийного» (посвященного конкретным крупным мероприятиям) туризма и др. Данная точка зрения была изложена правительству, которое дало четкие распоряжения Министерству спорта и туризма – продумать систему мер по реализации этих предложений.

Так что сводить все к визам – абсолютно конрпродуктивно.

– Между тем представители туристической отрасли считают, что отмена визового режима значительно поспособствует притоку иностранных гостей, ссылаясь при этом на опыт наших стран-соседей…

– Согласно белорусскому законодательству, основанием для въезда в Республику Беларусь является наличие визы. Принять решение об отмене визового режима в отношении граждан той или иной страны может Глава государства. Кроме того, безвизовый режим может быть установлен на основании международного соглашения. В соответствии с такими договорами безвизовые туристические поездки в Беларусь осуществляют граждане государств СНГ (кроме Туркменистана), а также Венесуэлы, Китая (организованные группы), Кубы, Сербии, Черногории.

Сама по себе отмена визового режима довольно чувствительный шаг, она требует комплексного учета интересов государства, включая вопросы общественного правопорядка и национальной безопасности. Главное консульское управление исходит здесь, в первую очередь, из того, что наша задача – заботиться об интересах белорусских граждан. Согласитесь, вряд ли можно считать приемлемым то обстоятельство, что белорусские граждане будут в этом смысле находиться в более ущемленном положении, чем иностранцы. Правомерно ли, по вашему, предоставлять в одностороннем порядке возможность беспрепятственного въезда в Беларусь гражданам тех стран, в посольства которых белорусы должны стоять в очередях, собирать сложный пакет документов для получения виз? С нашей точки зрения, нет. Мы полагаем, что введение безвизового режима возможно только на основе принципа взаимности и в рамках двусторонних или многосторонних договоренностей.

В этом контексте сравнивать Беларусь с соседями – Латвией, Литвой или Польшей –

некорректно, потому что эти государства являются участниками шенгенского пространства, внутри которого, как известно, визы не нужны. Пример Украины, которая в одностороннем порядке отменила визы для граждан Евросоюза, также не вполне применим к Беларуси, поскольку в данном случае преследовалась определенная политическая цель – вступление страны в Евросоюз. У России эти вопросы в определенной степени урегулированы в рамках ее соглашения с ЕС об упрощении визовых формальностей. Такого соглашения у Беларуси с Евросоюзом пока нет.

– Может ли статистика подтвердить, что туристов не становится меньше?

– В данном случае мы будем оперировать статистическими данными, имеющимися в распоряжении главного консульского управления. Итак, в 2009 году всеми загранучреждениями, а также  управлением по вопросам въезда иностранцев в аэропорту было выдано 21 182 туристических визы. По ним в Беларусь въехало 30 097 человек. Эта цифра не исчерпывает, конечно, все количество организованных туристов. Я предполагаю, что это около 30 процентов иностранных туристов, оставшаяся часть, следовательно, въехала из безвизовых стран.

В 2010 году туристических виз было выдано меньше – 18 381, а туристов по ним въехало больше, чем годом ранее – 32 106 человек. Таким образом, уменьшилось количество выданных виз, но увеличилось число туристов. С чем это связано? По нашему мнению, во-первых, с тем, что туристы стали чаще оформлять групповые визы, которые существенно дешевле индивидуальных. Во-вторых, в 2009 году стоимость туристической виза была немного ниже, поэтому многие старались въехать как туристы. Ни для кого не секрет, что раньше туристические компании предлагали человеку, которому была необходима, скажем, деловая виза, приобрести комплект туристических услуг. Эти услуги совершенно необязательно потом реализовались, просто на основании этого иностранец въезжал на территорию Беларуси якобы как турист, а на самом деле цель его приезда была совершенно другой. Теперь же статус туристических виз в большей степени соответствует реальности, а заявленная и действительная цели поездки совпадают, поскольку для граждан многих  стран мира въезд в Беларусь по гостевым или деловым целям не требует вообще никаких приглашений. Кроме того, и деловая, и гостевая, и туристическая визы стоят одинаково – в основном 60 евро. Я думаю, разница в количестве туристических виз «растворилась» в других типах виз.

– Уменьшилось ли количество туристических виз, выдаваемых управлением по вопросам въезда иностранцев в Национальном аэропорту «Минск», после того, как с 1 января 2010 года были увеличены консульские сборы за такие визы?

– Действительно, количество туристических виз, выданных в аэропорту, уменьшилось практически наполовину: с 6 800 в 2009 году до 3 600 в 2010 году. Соответственно, сократилось и количество въехавших по ним туристов: в 2009 году – 7 067, в 2010-м – 3 707 человек. Вместе с тем, по нашим наблюдениям, туристы,  «недополучившие» визы в аэропорту, входят в число тех, кто въехал по визам, открытым в загранучреждениях.

– И все же на недавнем совещании в МСиТ снова поднимался вопрос об одинаковой стоимости и условиях выдачи виз в загранучреждениях и в аэропорту.

–В этой связи могу повторить лишь то, о чем говорил уже неоднократно. Возможность выдачи виз в аэропорту когда-то задумывалась как экстренная мера, которая помогала бы въехать в Беларусь гражданам тех стран, где нет наших загранучреждений. Со временем небольшое подразделение разрослось до мощной структуры, сотрудники которой в течение 24 часов выдают все типы виз за исключением визы с правом на работу. Я ответственно заявляю, что ни в одном аэропорту мира такого нет. Наберется, может быть, с десяток стран, где в аэропортах ставят штампы или выдают визы краткосрочного, как правило, туристического действия, но о деловых, гостевых, студенческих или многократных визах речи не идет.

Более того, в аэропорту белорусская виза оформляется в присутствии человека в сверхсрочном порядке при минимальном наборе документов. При этом мы не ставим категорический барьер перед теми, кто прилетает из стран, где есть наши посольства, и тоже выдаем им визы. Как видите, мы стараемся максимально облегчить условия въезда в нашу страну. Но при этом считаем, что за подобную весомую льготу надо платить.

Как я уже отмечал, для граждан большинства стран мира консульский сбор за оформление белорусской туристической визы в загранучреждении составляет 60 евро (за исключением Латвии, Литвы, Польши и Эстонии, а также тех стран, порядок выдачи виз с которыми регулируется международными соглашениями, их перечень имеется на сайте МИДа – www.mfa.gov.by). Заметьте при этом, что многие наши загранучреждения оформляют визы, так сказать, в  дистанционном режиме, и ничто не мешает заявителю отправить документы по почте. За процедуру срочного (в течение 48 или даже 24 часов) оформления взимается двойная стоимость визы. И это справедливо, потому что мы откладываем все плановые дела и оформляем визу в срочном порядке. А в аэропорту визы оформляются и вовсе в экспресс-порядке, в течение 15–20 минут, и поэтому стоят еще дороже.

– Стоит ли ждать в этом году каких-либо изменений в процедуре выдачи виз или в правилах пересечения белорусской границы?

– В 2011 году главное консульское управление не планирует инициировать принятие каких-либо документов. В прошлом году подписаны, а в этом году вступят в силу соглашения о приграничном движении с Латвией, Литвой и Польшей – законы об их ратификации уже приняты. Тексты соглашений, а также приложения к ним с перечнем населенных пунктов, которые попадают под их действие, можно найти в базе Национального центра правовой информации. У белорусской, латвийской, литовской и польской сторон разная степень готовности реализации соглашений, но все они единодушны в том, что договоры должны заработать в текущем году.

– Стоит ли ожидать в ближайшем будущем упрощения визового режима между Беларусью и Европейским союзом или отмены визового режима с другими странами?

– Год назад мы провели технические консультации с экспертами Еврокомиссии относительно возможности начала переговоров в формате Беларусь – ЕС об упрощении визовых формальностей. Идея состоит в том, чтобы заключить соглашение, схожее с тем, которое уже, к примеру, имеют с ЕС Россия, Украина и Молдова. Самое главное для нас, пожалуй, – это возможность сокращения и унификации пакета документов для получения виз и снижение стоимости однократной визы до 35 евро. По крайней мере, мы высказали такие свои ожидания экспертам. Теперь, как сейчас модно говорить, мяч на половине Европейского союза. Представители Еврокомиссии изучили все необходимые детали и, надо сказать, остались удовлетворены. Следующий шаг должен сделать Евросоюз, а именно – выдать мандат Еврокомиссии, на начало переговоров. Для этого необходимо, чтобы все 27 стран-членов ЕС за это проголосовали.

Что касается отмены визового режима, то  сейчас на начальной стадии находится рассмотрение возможности заключения таких соглашений с рядом государств. Когда контакты с нашими партнерами приведут к конкретным договоренностям, мы с удовольствием об этом объявим – следите за официальными сообщениями Министерства иностранных дел Республики Беларусь.


Количество виз, выданных всеми белорусскими загранучреждениями

 

2009 год

2010 год

Всего

388 500

421 900

Туристические визы

21 182

18 381

По ним въехало туристов

30 097

32 106

 

Страны-лидеры по количеству туристических виз, выданных белорусскими загранучреждениями в 2010 году:

1. Турция – 3 809
2. Польша – 1 367
3. Литва – 1 194
4. Россия* – 1 096
5. Германия – 725
6. Италия – 683
7. Великобритания – 597
8. Эстония – 593
9. США — 579
10. Франция – 438

* визы, выданные гражданам третьих стран

 

Публикация на сайте портала «Туризм и отдых» здесь

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by