Размер шрифта:

Интервью Посла Республики Беларусь в Словацкой Республике Владимира Серпикова словацкому журналу «Измерения» (февраль 2014 г.)



– Беларусь – стабильный член ТС и партнер России и Казахстана. В чем данный союз помогает белорусской экономике? Выжила бы Беларусь, если бы «отделилась и отрезала себя» от российского рынка и рынка ТС?

– Во-первых, хочу подчеркнуть, что за время, прошедшее с момента распада Советского союза, Республикой Беларусь никогда не рассматривался вариант «отрезать» либо каким-либо иным способом отгородить себя от России экономически. Мы всегда рассматривали отношения с Российской Федерацией в качестве приоритетных и стратегически важных, и все действия, предпринимаемые белорусским руководством, свидетельствуют о нашем искреннем намерении всячески укреплять и развивать сотрудничество с российскими партнерами на принципах добрососедства, взаимоуважения и взаимной выгоды.

Во-вторых, процессы глобализации объективно стимулируют государства к более активным совместным действиям, направленным на повышение эффективности национальных экономик, их устойчивости перед кризисами.

Эти и другие факторы легли в основу политики нашего государства, направленной на создание условий для углубленной интеграции на постсоветском пространстве. Беларуси, Казахстану и России удалось в короткие сроки разработать и претворить в жизнь идею формирования Таможенного союза, внутри которого должно быть обеспечено свободное перемещение товаров, людей и капиталов.

Выгоды от создания Таможенного союза очевидны. Отмена взаимных ввозных пошлин, единое тарифное и нетарифное регулирование в торговле с третьими странами, проведение согласованной политики в области технического регулирования, упразднение практически всех видов контроля на внутренних границах, снижение стоимости энергоносителей – вот далеко не полный перечень тех преимуществ, которые сегодня доступны странам-участницам ТС, включая Беларусь.

Успешное функционирование Таможенного союза позволило в сжатые сроки создать Единое экономическое пространство. Тремя странами будет проводиться согласованная макроэкономическая политика, основанная на единых принципах и правилах конкуренции и регулирования деятельности естественных монополий. Стороны будут применять единые подходы к поддержке промышленности и сельского хозяйства, а также к осуществлению госзакупок.

Единое экономическое пространство сегодня – это колоссальный рынок с огромным числом потребителей. Успешность интеграционного проекта пробудила интерес к установлению с Таможенным союзом режима свободной торговли у таких стран, как Вьетнам, Новая Зеландия, государств Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн). Заявили о своем интересе Индия, Израиль, другие страны и экономические блоки.

О своем решении присоединиться к Таможенному союзу или углубить отношения с ним заявляли, в частности, ряд других стран СНГ, в первую очередь, Армения и Кыргызстан.

В настоящее время идет работа по подготовке систематизированного международного договора с целью создания к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза.

В Декларации о евразийской экономической интеграции, заложившей основы ЕЭП, также получила дальнейшее развитие высказывавшееся ранее предложение Беларуси об «интеграции интеграций». Главы трех государств заявили о стремлении стран «тройки» к укреплению равноправного сотрудничества ЕЭП с Европейским союзом с выходом на создание зоны свободной торговли между ними.


– Таможенный Союз с 1 января 2015 года трансформируется в Евразийский Союз. Какое положение будет занимать в нем Беларусь? Многие политологи в Евросоюзе и США утверждают, что Евразийский Союз – это лишь эксперимент по восстановлению бывшего СССР и что члены данного союза будут политико-экономическими вассалами России…. Как Вы можете прокомментировать подобные мнения? Чем Евразийский Союз будет отличаться от Европейского Союза? Какие сферы национальной и экономической политики останутся в компетенции национальных государств? Будет ли Евразийский Союз открыт для сотрудничества с Евросоюзом?

– Хотел бы уточнить, что с 1 января 2015 года планируется создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который будет являться интеграционным объединением государств Единого экономического пространства (ЕЭП): Беларуси, России и Казахстана.
Основной задачей создания Евразийского экономического союза выступает, прежде всего, укрепление экономического взаимодействия, торговли, координации действий стран – участниц в целях повышения глобальной конкурентоспособности национальных экономик и ЕЭП в целом на мировом рынке, обеспечения стабильного экономического развития и роста уровня жизни населения. 

Республика Беларусь неоднократно на различных уровнях заявляла о том, что евразийская интеграция является безусловным приоритетом ее внешней политики. Беларусь пошла на создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, а затем и ЕЭП, поскольку считает процесс интеграции важным фактором динамичного социально-экономического развития государства.

В данном контексте хотелось бы отметить, что в условиях усиления глобальной конкуренции на мировом рынке тенденция объединения усилий стран в целях укрепления своих экономических позиций в последнее время носит международный характер. Сегодня различные интеграционные объединения созданы по всему миру от Латинской Америки до Азиатско-Тихоокеанского региона, не говоря уже о Европе.

Утверждения о том, что Евразийский экономический союз – это лишь эксперимент по восстановлению бывшего СССР, являются не чем иным, как журналистскими штампами и необоснованными домыслами.

Создание Евразийского экономического союза, как я уже отметил и хочу еще раз подчеркнуть, имеет целью дальнейшее укрепление экономической интеграции. ЕАЭС в своей деятельности будет опираться на правила международной торговли и нормы ВТО. В настоящее время Россия уже является членом Всемирной торговой организации, Беларусь и Казахстан на протяжении длительного времени ведут переговорный процесс по вступлению в ВТО, который, как мы надеемся, в ближайшее время будет успешно завершен.

Участие в Евразийском экономическом союзе никоим образом не означает полную или даже частичную потерю государствами своего суверенитета и политической независимости. Тремя странами будет проводиться согласованная макроэкономическая и внешнеторговая политика, основанная на единых принципах и правилах конкуренции. Решения в рамках Евразийского экономического союза будут приниматься на основе равноправия и консенсуса сторон и являться обязательными для исполнения всеми государствами – участниками.

Наше интеграционное объединение открыто для участия других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовы принять на себя требуемые обязательства.

В ноябре 2011 года решением президентов Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан создана Евразийская экономическая комиссия, которая является постоянно действующим наднациональным регулирующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства. Основная задача Евразийской экономической комиссии – обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений, обеспечение необходимых макроэкономических и внешнеэкономических условий для создания к 2015 году Евразийского экономического союза.

На сегодняшний день перед Евразийской экономической комиссией стоит задача завершить работу по подготовке договора о создании Евразийского экономического союза к маю 2014 года. Проводятся активные консультации по проекту договора между заинтересованными органами Беларуси, России и Казахстана. Указанный договор будет определять основные принципы, порядок функционирования и компетенции государств – членов создаваемого интеграционного объединения.

Стремление к укреплению всестороннего взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Таможенного союза и ЕЭП с другими странами, международными интеграционными объединениями, включая Европейский союз, по предложению белорусской стороны было зафиксировано в Декларации о евразийской экономической интеграции, подписанной президентами Беларуси, России и Казахстана в ноябре 2011 года в г.Москве.

Идея «интеграции интеграций» активно поддерживается и сегодня. С учетом того, что целями формирования Евразийского экономического союза является создание благоприятных условий для участия в глобальных экономических процессах, в интересах ЕАЭС выстраивание многоплановых отношений как с отдельными государствами, так и другими интеграционными объединениями.

Интеграционные модели Европейского союза и Евразийского экономического союза построены на схожих принципах и опираются на нормы ВТО, европейская и евразийская интеграции могут эффективно дополнять друг друга, развитие взаимовыгодного сотрудничества между ними, несомненно, принесло бы ощутимый экономический эффект для обеих сторон.

Возможное создание в перспективе единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока способствовало бы недопущению появления новых разграничительных линий в регионе.


– Каков опыт Беларуси по части иностранных инвесторов? Какие условия и гарантии она предлагает? По-прежнему ли Великобритания, Австрия и Кипр остаются крупнейшими инвесторами в Беларуси? Сколько на данный момент они инвестировали и в какие отрасли?

– По итогам 2013 года общая сумма иностранных инвестиций в реальный сектор экономики (кроме банков) составила 15 млрд. долларов США. Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (48,6% от всех поступивших инвестиций), Великобритании (21,4%), Кипра (7,1%), Нидерландов (4,9%), Австрии (3,4%).

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (34,8% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,6%), промышленности (23,4%).

Среди реализованных наиболее крупных успешных проектов с участием иностранного капитала в Беларуси можно назвать совместное с Германией производство грузовых автомобилей «МАЗ–MAN», открытие предприятий таких известных зарубежных компаний как «Coca-Cola», «Kronospan», «Heineken». Известная швейцарская компания «Stadler Rail AG» осуществляет инвестиционный проект по организации в Беларуси производства железнодорожного и городского пассажирского электрического транспорта.

Среди примеров успешного сотрудничества со Словакией – совместные проекты с компаниями «Konštrukta Industry», «VIPO» по модернизации ОАО «Белшина», сотрудничество с компанией «VZDUHOTORG» по реконструкции молокоперерабатывающих предприятий в белорусских регионах и т.д. В свою очередь, в Словакии действует совместное с Беларусью предприятие по выпуску тракторов.

Беларусь стремится к созданию открытых и выгодных условий ведения бизнеса на своей территории. Сегодня страна является лидером по совершенствованию законодательства, что подтверждается исследованием Всемирного банка «Doing Business-2013». По сравнению с 2012 годом Беларусь улучшила свой рейтинг на 11 пунктов, заняв 58 место из 185 стран. При этом по таким показателям как «Регистрация собственности» (3 место) и «Открытие бизнеса» (9 место) Беларусь является одной из наиболее привлекательных стран не только региона, но и мира в целом.

Государственная поддержка и стимулы предоставляются в соответствии с законодательством при осуществлении инвестиционной деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности; при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь; в Парке высоких технологий; на территории свободных экономических зон; в Белорусско-Китайском индустриальном парке.

Стратегия привлечения иностранных инвестиций направлена на стимулирование притока капитала и технологий в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны. В качестве приоритетных отраслей определены: фармацевтическая промышленность, био- и нанотехнологии, высокотехнологичное промышленное производство, информационно-коммуникационные технологии, химическая промышленность, транспортно-логистическая инфраструктура, строительство и производство стройматериалов, сельское хозяйство и пищевая промышленность.


– Беларуси удается ежегодно повышать темпы экономического роста: страна относится к тем государствам Европы, которые достигают самого высокого процента роста ВВП (7-9%). Каким образом правительству удалось обеспечить такой рост ВВП?

– Действительно, с 1996 по 2010 годы белорусская экономика демонстрировала в целом высокие темпы роста, который по итогам 1997 и 2004 годов превысил 10%. В целом за период с 2005 по 2012 годы рост ВВП Беларуси составил 53%. Это один из самых высоких показателей среди стран СНГ. В 2003 году Республика Беларусь превзошла уровень экономического развития 1990 года (последнего года перед распадом СССР), чего до сих пор не удалось достичь многим государством на постсоветском пространстве. Факторами, содействующими этому, стала, в первую очередь, сбалансированная экономическая политика правительства, направленная на поощрение производства и экспорта продукции, поиск новых рынков сбыта в условиях достаточно благоприятной внешней конъюнктуры. Одновременно предпринимались меры по повышению внутреннего спроса, в частности, активно развивалось жилищное строительство.


– В 2011 году Беларусь пережила сильную девальвацию белорусского рубля. Поговаривали, что страна обанкротится, но этого не случилось. Что помогло Беларуси преодолеть финансовый кризис? Как вообще возможен такой низкий процент безработицы в Беларуси (менее 1%)? Какую модель приватизации государственного имущества проводит в жизнь правительство?

– 2011 год был, пожалуй, одним из самых тяжелых для белорусской экономики. Кризисные явления, имевшие место в этот период, вынудили руководство страны предпринять ряд жестких, иногда непопулярных мер по нормализации социально-экономической ситуации. Кроме того, «запас прочности» реального сектора экономики Беларуси оказался гораздо выше, чем предполагали многие зарубежные эксперты, а удешевление стоимости белорусской продукции в результате девальвации привело к рекордному росту объемов экспорта. Например, в 2011 году по сравнению с 2010 годом Беларусь удвоила свой экспорт в страны Евросоюза. Это, кстати, то, что Брюссель только обещает другим странам из числа участниц «Восточного партнерства» после формирования с ними зоны свободной торговли. Здесь также следует упомянуть, что Беларусь является одним из лидеров по объему экспорта в ЕС на душу населения среди стран – участниц «Восточного партнерства».

Все это, плюс финансовая помощь Антикризисного фонда ЕврАзЭС и МВФ привели к тому, что уже в 2012 году удалось преодолеть значительную часть негативных последствий кризиса, а в 2013 году вернуть доходы населения на докризисный уровень. Сегодня Беларусь по уровню средней зарплаты своих граждан находится на третьем месте среди стран СНГ, уступая лишь России и Казахстану.

Что касается низкого уровня безработицы, то это прямой результат проводимой в Беларуси социально ориентированной экономической политики, в рамках которой государством предпринимается ряд мер по поддержанию высокой занятости населения, повышению квалификации и переподготовке трудовых ресурсов. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации, трудоустройству и предпринимательской деятельности молодежи.

Уникальность белорусской экономики заключается еще и в том, что порядка 70% промышленного производства приходится на долю государственного сектора. В отличие от других стран СНГ и Восточной Европы, Беларусь не только сохранила наиболее крупные национальные предприятия в государственной собственности, но и развила их потенциал, что существенно повысило их международную конкурентоспособность. Следует отметить, что за время с даты обретения независимости наша страна значительно увеличила поставки своей продукции на международный рынок. Например, начиная с 1995 года совокупный объем белорусского экспорта возрос в 8 раз, в том числе в страны ЕС – более чем в 10 раз.

В настоящее время с целью еще большего повышения эффективности национальной экономики Беларусь реализует практику «точечной» приватизации. На основе опыта многих европейских стран (включая Словакию) правительство Беларуси совместно со Всемирным банком и МВФ разрабатывает и внедряет передовые подходы и инструменты, направленные усиление инвестиционной привлекательности нашей страны, в том числе посредством создания еще более открытых и понятных зарубежным компаниям условий участия в приватизации.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by