Размер шрифта:

Интервью Министра иностранных дел Беларуси В.Макея информационному агентству «БелТА» (3 июля 2020 г.)

Все вместе мы продолжим укреплять независимость Беларуси

Беларусь 3 июля отмечает День Независимости. Важной составляющей развития современного белорусского государства является внешняя политика. Министр иностранных дел Владимир Макей в эксклюзивном интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал о внешнеполитических и внешнеэкономических направлениях развития страны, роли Беларуси в интеграционных структурах, белорусских инициативах на международной арене, перспективах назначения женщин на высокие дипломатические должности, а также о том, завалят ли Беларусь после присоединения к ВТО импортными товарами, и выразил свое мнение о предстоящем приезде в Минск посла США.

- Владимир Владимирович, что значит для дипломатов День Независимости и почему в канун этого праздника в МИД стали проводить День вышиванки?

- День Независимости - главный праздник нашей страны. Для нас, дипломатов, с гордостью представляющих на международной арене суверенную и независимую страну, этот день важен вдвойне. Показательно, что наша страна выбрала символом независимости день освобождения от абсолютного зла - нацизма. Великая Победа, 75 лет которой мы отмечаем в этом году, является краеугольным камнем современной белорусской культуры и государственности.

Думаю, для любого гражданина Беларуси независимость значит много, если он действительно настоящий гражданин своей страны, если он переживает, болеет за свою страну и желает ее развития. Да, у нас в прошлом трудный путь - белорусская земля действительно многострадальная. Мы столько выстрадали в различных войнах и помним, как в прошлом даже не имели права называться белорусами, нас называли "тутэйшымі". Пройден очень большой, длинный путь, который был усеян не только розами, но и терниями. Путь для того, чтобы как говорил известный классик, "людьмі звацца". Сегодня мы живем в по-настоящему независимом государстве.

Убежден: для того, чтобы обеспечить полную независимость каждому из нас, надо прилагать еще очень много усилий. В том числе и нам, дипломатам, отстаивая интересы нашей страны на внешнеполитической арене, продвигая внешнеэкономические интересы, пытаясь вырулить в этом турбулентном мире конфронтации и вывести нашу страну, наш корабль в спокойное море. Я думаю, что каждый дипломат, каждый сотрудник Министерства иностранных дел понимает это. И мы готовы сделать все, чтобы укреплять и дальше независимость Беларуси.

А День вышиванки мы проводим в Министерстве иностранных дел уже четыре года как своего рода пролог к Дню Независимости. Для нас это хорошая возможность познакомить зарубежных друзей и партнеров с еще одной гранью белорусской культуры. Через подаренную аккредитованным послам одежду с национальным орнаментом, через специальные рамки для фото в социальных сетях мы делимся с нашими друзьями по всему миру символами традиционной белорусской культуры.

Для меня лично этот день - прекрасный повод снова почувствовать неразрывную связь с нашими предками - белорусами, веками жившими на этой земле и носившими в праздничные дни традиционные вышиванки.

Не стоит противопоставлять эти, да и какие-либо другие грани нашей государственности, культуры, истории; опасно в угоду чьим-то интересам пытаться расколоть наше миролюбивое и толерантное общество. Ведь Беларусь у каждого своя, но на всех - одна.

- Важнейшей задачей для внешнеполитического ведомства является продвижение экспорта белорусской продукции, какова здесь динамика и как пандемия коронавируса сказалась на внешней торговле и политических контактах?

- Беларусь - страна с экспортоориентированной экономикой, поэтому закономерно, что основное внимание Министерство иностранных дел уделяет продвижению белорусского экспорта. В прошлом году экспорт товаров и услуг после двух лет роста несколько "просел" и составил 99,3% к уровню 2018 года ($42 млрд) при прогнозе 105,4%. В то же время по итогам 2016-2019 годов экспорт увеличился на 27,6%, то есть за четыре года мы превысили план на пятилетку по этому показателю (21-25%).

C учетом этого были обстоятельно рассмотрены и проанализированы причины снижения экспорта и определены меры по исправлению ситуации, которые приняты по линии отраслей, регионов и белорусских загранучреждений. Наша главная цель осталась прежней: продвижение и диверсификация экспорта. Соответствующая работа будет продолжена на всех внешних векторах, включая рынки России, стран ЕАЭС, Европейского союза и "дальней дуги".

В этом году наращивание экспорта в определенной степени сдерживается пандемией коронавируса, падением цен на нефть и другое сырье и связанными с этим негативными процессами в мировой экономике и международной торговле. Меры, принятые большинством стран по сдерживанию пандемии, оказали беспрецедентное влияние на глобальную экономическую активность, привели к сокращению спроса и разрушению глобальных производственных цепочек. ВТО и МВФ прогнозируют падение объемов торговли практически во всех регионах мира, включая страны - важнейшие торговые партнеры Беларуси.

В этих условиях нам вместе с экспортерами надо будет очень напряженно работать, чтобы обеспечить необходимую динамику внешней торговли. Коллектив МИД и загранучреждений нацелен на выполнение установленных Президентом Беларуси и правительством экспортных заданий.

В минувшем году международные связи Беларуси активно развивались. Сохраняя приверженность безусловному выполнению своих обязательств по отношению к России - нашему стратегическому союзнику и основному торговому партнеру, Беларусь продолжила укреплять позитивную тенденцию нормализации и развития отношений на евро-атлантическом векторе.

Заметных подвижек удалось добиться в диалоге с США, значимый импульс которому придали первые за последние 25 лет визиты в Беларусь представителей американской администрации высокого ранга. В рамках чрезвычайно важной для нашей страны работы по диверсификации источников энергоносителей в июне на белорусские НПЗ впервые поступила нефть из США.

Прагматично и последовательно выстраивалось взаимодействие с Евросоюзом с прицелом на поступательное развитие наших отношений на длительную перспективу.

Традиционно интенсивными были политический диалог и двустороннее сотрудничество со странами СНГ и Грузией.

Расширялось многопрофильное взаимодействие Беларуси со странами Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. В копилке на этом направлении - взаимные визиты на высшем и высоком уровнях, а также активные межведомственные контакты с Китаем, Египтом, Зимбабве, Кубой, ОАЭ, Сирией.

Беларусь на уровне главы государства предложила новые важные для международного сообщества инициативы по созданию атмосферы доверия и содержательному наполнению нового глобального диалога по вопросам безопасности "Хельсинки-2". Не снижалась активность в работе по реализации других получивших международное признание белорусских инициатив - "партнерства интеграций", по борьбе с торговлей людьми, продвижению интересов стран со средним уровнем дохода, поддержке традиционной семьи, достижению Целей устойчивого развития.

Наша страна продемонстрировала значительный потенциал в обеспечении эффективной работы интеграционных объединений - ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, а также международных и региональных организаций, прежде всего - ООН и ОБСЕ.

Сегодня в условиях глобального распространения коронавируса мы решаем новые задачи по развитию международного сотрудничества в целях укрепления национальной системы здравоохранения, привлечения международных финансовых ресурсов для эффективной борьбы с пандемией, а также оказания необходимой помощи белорусским гражданам в возвращении из зарубежных стран на родину.

- Беларусь в 2020 году председательствует в ряде интеграционных структур, включая ЕАЭС. Можно ли уже сегодня говорить о знаковых инициативах нашей страны на этой площадке? Каких практических результатов от интеграции в рамках союза можно ожидать сегодня гражданам Беларуси и других стран - участниц ЕАЭС? Какие коррективы внесла пандемия в работу интеграционных структур и какие шаги страны ЕАЭС намерены предпринимать для совместной борьбы с COVID-19?

- В рамках председательства Беларуси в ЕАЭС ведется масштабная комплексная работа, направленная на получение максимальной отдачи от интеграционных процессов в интересах граждан как нашей страны, так и других стран - участниц союза. Инициативы белорусского председательства в ЕАЭС были представлены в опубликованном 9 января обращении председателя Высшего Евразийского экономического совета, Президента Беларуси Александра Лукашенко к главам государств - членов ЕАЭС.

Наша главная цель - содействовать созданию необходимых условий и предпосылок для снятия барьеров, формирования в рамках ЕАЭС не позднее 2025 года полноценного экономического союза с общим пространством для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Мы хотим выйти на равные условия хозяйствования и конкуренции на трансграничных рынках, устранить препятствия во взаимной торговле, перекосы в системах технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, ускорить формирование общих отраслевых рынков, в том числе энергоресурсов и транспортных услуг. Кроме того, нужно активно продвигать цифровую повестку, выйти на более тесную кооперацию в реальных секторах экономики, предпринять совместные меры по выходу на рынки третьих стран и наращиванию экспорта. Пора приступать и к формированию общих отраслевых политик как основы не только единого рынка, но и в более широком смысле - единого народно-хозяйственного комплекса.

Эта проблематика обсуждалась на организованных в этом году трех заседаниях Евразийского межправсовета, а также на состоявшемся 19 мая заседании Высшего Евразийского экономического совета, в ходе которого главами государств - участников ЕАЭС был рассмотрен проект Стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года.

Безусловным приоритетом интеграции в ЕАЭС является повышение уровня жизни и обеспечение социальной защищенности граждан стран-участниц союза. В этом году, например, ожидается вступление в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС. Это важный шаг в укреплении общего рынка труда союза с равным налогообложением для работающих за рубежом по сравнению с гражданами страны трудоустройства, а также возможностью получения социальных, в том числе пенсионных, гарантий.

Пандемия коронавируса стала серьезной проверкой на прочность евразийской интеграции. Однако и в режиме объявленной в ряде стран-членов ЕАЭС чрезвычайной ситуации или карантина наше сотрудничество продолжается, при этом консолидируются антикризисные усилия. Заседания органов ЕАЭС проходят в формате видеоконференций, причем еще чаще, чем раньше.

Наряду с борьбой с коронавирусом все большую актуальность для наших стран приобретает проблематика поддержания стабильности экономики и внешней торговли. 14 апреля главы государств - членов союза по инициативе Президента Беларуси провели видеосаммит, на котором определили общие подходы по выработке решений по критическим вопросам в сферах экономической и социальной защиты населения государств - членов ЕАЭС, а также направления совместной работы по восстановлению экономического роста в посткризисный период.

Кроме того, главами правительств стран ЕАЭС принят пакет совместных оперативных организационных, экономических и эпидемиологических мер стабилизационного характера. Эта проблематика находится в фокусе внимания Евразийской экономической комиссии.

- Продолжая тему экономической дипломатии, расскажите о процессе вступления Беларуси в ВТО. Есть ли тут подвижки?

- В 2016 году после долгой паузы процесс присоединения Беларуси к ВТО по поручению главы государства был фактически перезапущен. Мы актуализировали (с учетом условий созданного годом ранее ЕАЭС) все переговорные позиции, сформировали переговорную делегацию, нашли и подготовили отраслевых экспертов.

С января 2017 года возобновлено проведение заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси. В состав этой группы входят 47 государств-членов организации, включая всех ключевых торговых партнеров нашей страны, и крупнейшие мировые державы: Россия, Китай, США, ЕС, Бразилия, Индия.

На заседаниях группы обсуждаются системные вопросы регулирования экономики Беларуси, включая наш режим внешней торговли, особенности организации внутреннего рынка, вопросы сельского хозяйства и так далее. С момента возобновления переговорного процесса мы провели пять таких заседаний, последнее из которых состоялось в июле прошлого года.

Между заседаниями ведется активная работа со всеми заинтересованными членами ВТО по доступу на рынки товаров и услуг. По итогам таких переговоров подписываются двусторонние протоколы о присоединении. К нынешнему году мы завершили переговоры с 22 государствами. С семью партнерами (США, ЕС, Канада, Бразилия, Украина, Новая Зеландия, Коста-Рика) переговоры продолжаются.

Сегодня мы вышли на финишную прямую как в рамках обсуждения системных вопросов, так и в двусторонних переговорах. Это позволило Секретариату ВТО включить Беларусь в список стран, находящихся в фокусе организации в 2020 году.

Однако эпидемиологическая ситуация в мире не обошла стороной и Всемирную торговую организацию. В марте Секретариат организации был вынужден приостановить все мероприятия и перейти на удаленный формат работы. Запланированное на 24 марта заседание рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси было отложено. Перенесена на следующий год и министерская конференция, которая должна была состояться в июне в Нур-Султане.

Чтобы не снизить динамику работы, мы оперативно провели консультации с Секретариатом ВТО и всеми заинтересованными членами организации. Принято решение перераспределить приоритеты и сделать акцент на отдельной работе с каждым членом организации. Это позволяет нам адресно подходить к обсуждению соответствующих тем, а нашим партнерам - работать в удаленном формате.

По мере улучшения эпидемиологической ситуации мы проведем еще одно заседание рабочей группы и завершим формирование итогового пакета обязательств, который будет внесен на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Пользуясь случаем, хочу развеять распространенный миф о том, что после присоединения к ВТО Беларусь завалят импортные товары. Этого не будет. Беларусь является членом ЕАЭС, и мы жестко отстаиваем уровень тарифной защиты, аналогичный действующему. Это значит, что принципиальных изменений по доступу иностранных товаров на наш рынок после присоединения Беларуси к ВТО не произойдет.

- Недавняя информация о намерении руководства США назначить Джули Фишер руководителем американского посольства в Беларуси широко обсуждается в СМИ, особенно российских. Журналистами и аналитиками высказываются предположения о том, что деятельность посла США может быть направлена на ослабление белорусско-российских отношений. Как Вы оцениваете такие заявления?

- Такие вбросы - а иначе эти инсинуации и не назовешь - явно непродуманные и поспешные. Или же они распространяются с определенным умыслом, например, навредить процессу нормализации наших отношений с США. Судите сами - посол еще не приехала к нам и даже не прошла процедуру утверждения в Сенате, а на нее уже навешивают всех собак.

Полагаю, что, как и посол любой другой страны, будущий руководитель американской дипломатической миссии будет нацелен в первую очередь на развитие и укрепление белорусско-американских отношений, наращивание взаимовыгодного и продуктивного сотрудничества между двумя странами. У меня нет сомнений в том, что вероятный будущий посол США в Беларуси - как известно, это профессиональный и опытный дипломат - будет работать именно в этом ключе.

Так что давайте не будем торопиться с оценками. Вот уже более двенадцати лет американского посла нет в Минске, а белорусского - в Вашингтоне. С возвращением послов в столицы ситуация с взаимным представительством выправится, однако нам еще предстоит пройти определенный путь, прежде чем двусторонние отношения можно будет назвать нормальными, полноценными, соответствующими имеющимся возможностям и потенциалу.

Что касается наших отношений с Россией, то я искренне убежден, что полноценная нормализация в диалоге Беларуси с США объективно будет им только на пользу. Беларусь никогда не дружила и не дружит с кем-то против кого-то. Тем более что американские представители, в том числе высокопоставленные, неоднократно высказывались и высказываются в поддержку суверенного права Беларуси поддерживать и развивать тесные союзнические отношения с Россией.

- С 1 июля вступило в силу соглашение об облегчении визового режима между Беларусью и ЕС. Какие еще важные вопросы находятся на повестке дня взаимоотношений с Европейским союзом?

- Действительно, обеими сторонами проделана серьезная работа. Беларусь и не так давно ЕС выполнили все необходимые процедуры для вступления в силу данного соглашения. Уже с 1 июля стоимость "шенгена" снизилась для белорусов до 35 евро, многие категории граждан в зависимости от цели поездки смогут обращаться за визой без уплаты сбора и получать многократные визы с более длительным сроком действия в упрощенном порядке.

Хочу обратить внимание, что расширению договорной базы отраслевого сотрудничества Беларуси с ЕС будет способствовать заключение соглашения о таможенном сотрудничестве и взаимной помощи в административных делах. Переговоры по нему ведутся между Государственным таможенным комитетом и Европейской комиссией.

Сегодня приоритетом для нас является, безусловно, заключение с Евросоюзом комплексного политического соглашения как прочной и долгосрочной основы для наших взаимоотношений. Рассчитываем, что в будущем нам все же удастся продвинуться в этом вопросе.

Еще одна задача, над решением которой мы сейчас активно работаем, - это вступление Беларуси в ВТО. Евросоюз - один из тех партнеров, с которыми переговоры о вступлении еще не завершены. Однако мы поступательно продвигаемся к устраивающему обе стороны финалу. В результате наша страна в качестве члена ВТО получит доступ на европейский и другие рынки на новых, более выгодных условиях.

В последнее время на первый план в сотрудничестве с Европейским союзом вышла тематика совместной борьбы с коронавирусом. Мы высоко ценим многолетнее финансовое взаимодействие с Евросоюзом и сейчас обсуждаем варианты перераспределения части предоставляемых ЕС средств на закупку необходимых Беларуси медицинских принадлежностей и оборудования. Вы знаете, что недавно к нам прибыла закупленная на средства ЕС медицинская помощь на 3 млн евро. Ведутся переговоры о привлечении на эти же цели средств европейских финансовых институтов - Европейского инвестиционного банка и ЕБРР.

- В условиях фактического коллапса международной системы пассажирских сообщений после введения многими странами мира ограничений на передвижения в связи с пандемией коронавируса многие граждане Беларуси в буквальном смысле слова "застряли" за границей. Как выстраивалась работа МИД по оказанию содействия белорусам за рубежом? Всех ли уже удалось вернуть на родину?

- Можно без преувеличения сказать, что с середины марта, когда из-за пандемии страны стали закрывать свои границы и воздушное пространство, МИД и другие вовлеченные госорганы столкнулись с масштабным вызовом по части работы с гражданами. Возвращение на родину и комфортное пребывание в ряде стран, в том числе на отдыхе, стало серьезной проблемой для тысяч белорусов. Наиболее сложными странами в этом плане оказались Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Вьетнам, Таиланд, Египет.

При этом значительное число "застрявших" белорусов составляли туристы, выехавшие в том числе не через белорусских туроператоров и авиаперевозчиков. К сожалению, резкие односторонние ограничительные решения ряда стран также на начальном этапе усугубили ситуацию. Для ее выправления потребовались серьезные усилия в контактах с нашими партнерами. В итоге удалось выработать эффективные двусторонние алгоритмы.

Кстати, соответствующая работа идет и сегодня. Мы благодарны МИД России и посольству России в Минске за то конструктивное взаимодействие, которое у нас выстроено сегодня в вопросах организации транзита через российскую территорию белорусов и эвакуацию десятков и даже сотен наших граждан российскими спецрейсами из отдаленных уголков мира. За аналогичный подход с белорусской стороны мы также получаем благодарности наших российских коллег.

В первые дни и недели после закрытия границ мы получили шквал телефонных и электронных обращений не только от наших граждан и их обеспокоенных родственников, но и от белорусских турфирм, которые не могли выполнить обязательства по возвращению туристов. В МИД и всех посольствах были оперативно организованы "горячие" телефонные линии. Консульская служба работала фактически в круглосуточном режиме. При этом активно использовались современные информационные технологии, обмен информацией шел в режиме реального времени в соцсетях и мессенджерах. О ходе этой работы мы старались постоянно информировать и СМИ.

Хочу подчеркнуть, что вопрос возвращения наших граждан был на постоянном контроле руководства страны, а к соответствующей масштабной работе активно подключились все заинтересованные министерства и ведомства. Благодаря общим скоординированным усилиям при активном вовлечении авиакомпании "Белавиа" на сегодняшний день оказано содействие в возвращении на родину более чем 8300 обратившимся за помощью гражданам Беларуси.

Мы плотно работали с соседними Украиной, Литвой, Латвией, Польшей. В необходимых случаях с обеих сторон была обеспечена возможность пешего перехода границ, решались вопросы по организации гуманитарных коридоров, специальных автобусных рейсов.

Мы активно помогаем в рамках имеющихся возможностей гражданам всех стран, которые обратились. Надо признать, что во многих случаях наши партнеры помогают и нам.

Вы знаете, что специально для организации возвращения граждан из стран, где сложилась наиболее неблагоприятная эвакуационная обстановка, глава государства подписал соответствующий указ. На трех организованных вывозных спецрейсах "Белавиа" из Индии, Египта и Объединенных Арабских Эмиратов в Беларусь доставлен 241 белорусский гражданин и почти столько же иностранных граждан, включая 120 россиян, которые затем проследовали в свои государства.

Сегодня на контроле посольств остаются менее 500 белорусов в разных странах мира, которые обратились за содействием в возвращении.

Кстати, в условиях закрытия многими странами своего воздушного пространства и отмены авиарейсов особое значение приобрело продолжение регулярных полетов "Белавиа" в европейский регион. Благодаря им удалось вернуть домой не только многих белорусов, но и граждан других стран. Для многих иностранцев путь через нашу страну стал единственной возможностью вернуться домой, в буквальном смысле "дорогой надежды", естественно, при соблюдении всех противоэпидемиологических мероприятий, предусмотренных в нашей стране.

Благодарность Беларуси за солидарность и содействие в возвращении своих граждан выразили посольства ряда зарубежных государств - Великобритании, Швеции, США и других. Обращения с выражением благодарности поступили в МИД от многих белорусских и иностранных граждан. И это - лучшая оценка усилий всех наших ведомств, причастных к этой, повторюсь, масштабной и крайне важной работе.

- Владимир Владимирович, в центральном аппарате Министерства иностранных дел работает много умных, образованных и красивых женщин, но при этом нет женщин в должности послов? А ведь есть немало примеров успешной работы женщин-послов, которые внесли огромный вклад в реализацию белорусской внешней политики. Например, Елена Купчина, которая работала заместителем министра иностранных дел, дважды возглавляла дипломатические миссии за рубежом - в Австрии и Венгрии, а сейчас руководит департаментом в аппарате ОБСЕ. Нина Мазай представляла Беларусь во Франции и Канаде. Наталья Дрозд была первым послом Беларуси в Италии, сейчас - глава центра ОБСЕ в Ашхабаде. С именами этих и других женщин-дипломатов связаны яркие страницы белорусской дипломатии. Так почему все-таки этот потенциал вы мало используете сейчас на пользу государства и не предлагаете кандидатуры представительниц прекрасной половины в качестве глав дипломатических миссий? Можно даже сказать, что гендерный дисбаланс получается...

- Гендерное равенство является одним из основополагающих принципов белорусской политики в целом. Думаю, и в государстве, и в Министерстве иностранных дел в том числе. Вы прекрасно знаете, какое внимание уделяет этому вопросу руководство страны. В парламенте женщины составляют около 30%. У нас в Министерстве иностранных дел примерно около половины - представительницы прекрасного пола.

Мы не сдерживаем искусственно продвижение женщин-дипломатов на те или иные должности. При этом вынужден признать: сейчас так получилось, что на высоких должностях у нас нет женщин-дипломатов.

Да, действительно, Елена Купчина, Наталья Дрозд проявляли и проявляют себя очень профессионально на тех участках, на которых работают - раньше трудились в системе Министерства иностранных дел, а сейчас, в частности, в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Мы обсуждали тему назначений женщин-дипломатов в министерстве, у нас есть определенное понимание того, кто мог бы, поступательно продвигаясь по соответствующим должностям, постепенно выйти и на такую высокую должность, как Чрезвычайный и Полномочный Посол в той или иной стране.

Назначение послом или на какую-то другую высокую должность зависит в первую очередь от профессионализма, от ответственности того или иного работника, неважно будь то мужчина или женщина, от отношения к делу. У нас сейчас есть много перспективных сотрудников (и женщин, и мужчин), которые в будущем, уверен, будут занимать очень высокие должности, в том числе послов.

Так что вопрос у нас стоит в повестке дня, и в перспективе увидим и услышим имена женщин-дипломатов, которые будут занимать высокие должности. И, я убежден, зарекомендуют себя хорошо не только в системе, но и в рамках каких-либо международных структур.

- В прошлом году белорусское внешнеполитическое ведомство отмечало свой 100-летний юбилей, в этом году 30 лет исполнится с даты принятия Декларации о государственном суверенитете нашей страны. По вашему мнению, каковы главные внешнеполитические достижения суверенной Беларуси за эти годы?

- Думаю, никто не будет отрицать роль белорусской дипломатической службы, моих коллег-дипломатов разных эпох в становлении суверенного, независимого государства.

Сегодня Министерство иностранных дел остается на "передовой" борьбы за реальную независимость, повышение роли Беларуси в мире, стремясь осуществлять эффективное внешнеполитическое и внешнеэкономическое обеспечение курса, определенного главой государства. За годы независимости Республика Беларусь добилась заметных успехов на международной арене, стала участником новых интеграционных проектов, расширила круг зарубежных партнеров и союзников, открыла, освоила и закрепила за собой новые перспективные рынки.

Экономическое измерение дипломатии, вклад в продвижение белорусского экспорта, освоение новых рынков всегда являлись и остаются основными критериями оценки эффективности белорусской дипломатической службы.

Планомерная диверсификация экспорта при сохранении и укреплении наших позиций на традиционных рынках - одна из ключевых целей экономической политики Беларуси. Ее достижение - задача, которую МИД призван решать вместе со всеми органами госуправления, местными органами власти и, конечно, в первую очередь, предприятиями и организациями, непосредственно занимающимися внешнеэкономической деятельностью.

В 2019 году внешнеторговый оборот Республики Беларусь достиг $72,3 млрд, что на 20% больше, чем в 2010 году. Экспорт товаров сложился на уровне $32,9 млрд и вырос на 30% к 2010 году. Товарная структура белорусского экспорта включает в себя более 1 тыс. товарных позиций. Беларусь поддерживает торговые отношения с более чем 200 странами мира.

Беларусь, небольшое по мировым меркам государство, продолжает генерировать и продвигать международные инициативы, обретающие признание и поддержку мирового сообщества. Наряду с чернобыльской и разоруженческой тематикой, которые продвигались нашей страной еще в советский период и на заре независимости, на современном этапе Беларусь известна миру идеями, сформулированными Президентом нашей страны, о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации, о противодействии торговле людьми, продвижении интересов стран со средним уровнем дохода, поддержке традиционной семьи, построении партнерств ради достижения Целей устойчивого развития.

Общепризнана роль Беларуси как донора европейской - и не только - безопасности. По мере того, как усугубляется ситуация в этой сфере, у наших партнеров крепнет ощущение своевременности и целесообразности инициативы Президента Беларуси о возобновлении широкого диалога об укреплении международной безопасности - нового "Хельсинкского процесса". Многие страны и зарубежные представители рассматривают Минск сегодня как международную площадку, где в разных форматах обсуждаются сложнейшие региональные и глобальные проблемы с участием даже открыто конфликтующих сторон. И не только обсуждаются, но и вырабатываются пути их решения.

Выступая на международных площадках с сугубо объединительными инициативами, Беларусь как инициатор, активный участник и в некотором смысле "драйвер" четырех интеграционных проектов на евразийском пространстве - СНГ, Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ - руководствуется идеей нашего Президента о "партнерстве интеграций".

Алина ГРИШКЕВИЧ,
БЕЛТА.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by