Размер шрифта:

Интервью Первого заместителя Министра иностранных дел Беларуси А.Михневича газете «Рэспубліка» (16 мая 2016 г., г.Минск)

Уважаемый Александр Юрьевич! Минувший год был непростым для мировой экономики, что не могло не сказаться на внешней торговле. Как вы оцениваете внешнеторговые результаты нашей страны в прошлом году, завершающем году реализации Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы? Насколько удалось нашим экспортерам удержаться на традиционных рынках, смогли ли они выйти на новые, премиальные?

Соглашусь, негативные тенденции в экономической сфере вызвали замедление темпов развития страны и отразились на результатах нашей внешней торговли в прошлом году. Прогнозы, заложенные в Национальную программу развития экспорта на прошлую пятилетку, сделанные на волне экономического и экспортного подъема, не оправдались. Но на фоне снижения результатов стоит выделить и позитивные тенденции. Сальдо внешней торговли — положительное и в денежном выражении составило 205 млн долларов. Это свидетельствует о том, что, несмотря на сложную ситуацию на внешних рынках, удалось достичь баланса между импортом и экспортом.

Надо отметить, что по многим группам товаров (нефтепродукты, продукты питания) мы увеличили экспорт в физических объемах, но при этом он упал в стоимостных. Это значит, что мы поставили на внешние рынки товаров и услуг больше, а валюты получили меньше. Похожая ситуация в 2015 году сложилась во многих странах мира. Выход здесь один — работать над повышением качества и конкурентоспособности наших товаров, в том числе существенным снижением их себестоимости.

Самой сложной оказалась ситуация в 2015 году на традиционных рынках. Речь идет о странах СНГ и России. Экспорт в Россию снизился на 4,7 млрд долларов, в страны СНГ — на 2,2 млрд долларов. Рост отмечен на азиатском направлении — экспорт вырос на 129 млн долларов. Именно поэтому необходимо дополнительно расширить его географию. В проекте программы «Экспорт Беларуси» на 2016—2020 годы поставлена задача постепенной переориентации с традиционных регионов на новые экспортные направления.

Нестабильность рыночной конъюнктуры в мире в 2015 году была очень значительной. Но это позволило нам найти возможности для увеличения поставок продукции на отдельных направлениях. Наметился рост экспорта в Эфиопию, Аргентину, на Кубу, в Нигерию и Швейцарию. Однако при этом снизились поставки в ЮАР, Венесуэлу, Эквадор, ОАЭ, Туркменистан.

МИД активно взаимодействует с белорусскими экспортерами по вопросу более широкого применения современных инструментов продвижения на рынки, расширения товарных ниш.

Необходимо отметить, что за 2015 год доля экспорта услуг в общем его объеме составила 20,3% при прогнозе на пятилетие 20%. Это значит, что Беларусь движется в правильном направлении, так как наращивание экспорта услуг — это та точка роста, за которой будущее. Приведу в пример Парк высоких технологий. Его экспорт компьютерных услуг в 2015 году увеличился к уровню 2014 года на 21% и составил в стоимостном выражении 705,6 млн долларов США. Чистая валютная выручка резидентов Парка составила 702,3 млн долларов США, или 30,4% от общего сальдо услуг, достигнутого в целом по стране.

Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим приоритетом. В стране сформирована на государственном уровне система стимулирования и поддержки экспорта, которая постоянно развивается и совершенствуется. Но, глядя на итоги прошлого года, складывается впечатление, что она не сработала в новых условиях. Какие новые подходы и эффективные механизмы будут предложены и задействованы в 2016 году?

Основным фактором, негативно отразившимся на динамике экспорта в прошлом году, явились существенное падение спроса на базовые позиции белорусского экспорта и сужение традиционных рынков сбыта.

В такой ситуации влияние мер стимулирования и поддержки экспорта весьма ограничено. Надо также понимать, что поддержка должна быть эффективной, когда соотношение затраченных бюджетных средств и полученных результатов оптимально. У нас же в ряде случаев средства, зарезервированные предприятиями на развитие экспорта, использовались лишь как оборотные.

Исходя из этого говорить, что «поддержка не сработала», некорректно.

С учетом всех факторов меняется общий подход к применению поддержки экспорта. Принят Указ Президента № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки», который закладывает принципиально новые подходы к финансовой поддержке. В частности, в рамках госпрограмм она будет осуществляться на условиях открытого конкурса.

В планах – совершенствование подходов к страхованию экспортных рисков.

Очевидно, что в посткризисный период мировой торговле необходимы структурная трансформация ВЭД, расширение географии экспорта. На какие регионы и товарные группы будет делаться ставка? Насколько готовы к работе на специфических рынках государств «дальней дуги» наши предприятия? Чем МИД может им помочь?

Процесс продвижения белорусских товаров и услуг на новые рынки продолжается. Но это процесс непростой, тем более в условиях экономического спада во многих странах.

Правительством для министерств, концернов и облисполкомов в качестве направлений продвижения экспорта определены страны, которые отнесены к новым перспективным рынкам. Это такие государства, как, например, Чили, Мексика, Панама, Марокко, Танзания и другие. Органы государственного управления ставят задачи подведомственным предприятиям по выходу на них. Может, пока объемы поставок на перспективные рынки не впечатляют, но надо понимать, что этап «входа» занимает определенное время и является одним из самых сложных.

МИД предпринимает активные действия в направлении снижения торговых барьеров путем заключения соответствующих соглашений. Это и соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, и проработка перспектив заключения договоров о зоне свободной торговли с Индией, Египтом и Ираном.
Идет работа по продвижению сложнотехнической продукции на экспорт через зарубежные сборочные производства с охватом не только страны нахождения сборки, но и, где возможно, рынков соседних государств.

Наконец, наши посольства берут на себя фактическое сопровождение экспорта, начиная от банальной встречи в аэропорту, перевода, обеспечения безопасности до организации масштабных презентаций, контактно-кооперационных бирж в формате «B2B».

Готовы ли наши предприятия работать в новых регионах? Это серьезный вопрос. И вопрос этот прежде всего самим предприятиям. Без укрепления маркетинговых служб, без уверенного знания иностранных языков работать на зарубежных рынках очень сложно. Предприятия-экспортеры должны изучать рынки, разрабатывать товары с учетом региональной специфики. Первоочередная задача Министерства иностранных дел — помочь в этом нашим субъектам хозяйствования, снабдить их информацией, указать на перспективные точки роста и возможности.

Беларусь декларирует и реально проводит курс на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в структуре экспорта, диверсификации ее поставок на новые рынки. Какие сложности на этом пути нас ожидают? Как МИД поспособствует их преодолению?

В настоящее время идет смена технологических укладов. Сейчас есть узнаваемые белорусские бренды — МТЗ, МАЗ, БелАЗ, но завтра будут продаваться уже другие товары и услуги. Это прежде всего товары для сферы IT, продукция биотехнологического сектора, «интернет-вещей», робототехника, материалы с новыми свойствами.

У Беларуси есть две достаточно известные «истории успеха» в IT-секторе. Это Worldoftanks и Viber. Таких примеров должно быть больше. Ведь через узнаваемые бренды мы можем расширять свое присутствие на глобальном рынке.

Мы рассчитываем, что Белорусско-китайский парк «Великий камень» станет для нашей экономики мощным локомотивом. Полагаем, что те технологии, которые будут разрабатываться под Минском, дадут серьезный толчок нашему высокотехнологическому сектору.

Важное направление — создание условий для трансфера технологий в Беларусь. Без активизации процесса ввоза технологий в нашу страну трудно рассчитывать на прорыв на рынке высокотехнологических товаров.

В стране созданы и работают системы поддержки экспорта, институты помощи экспортерам, аналогичные имеющимся в других государствах. Достаточно ли существующих механизмов и институтов или их число следует расширить, например, усилив медийно-рекламное обеспечение экспорта?

Здесь правильнее было бы говорить не об увеличении числа институтов поддержки, то есть учреждений, а о расширении их функций, спектра услуг, которые они смогут оказать экспортеру. ,

Информационно-маркетинговая составляющая поддержки экспорта в настоящее время приобретает максимальное значение.

Сейчас идет системная работа по своего рода модернизации формата функционирования Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, его переориентация на экспортное направление. Запланирована серьезная оптимизация портала export.by с целью создания полноформатного национального механизма информационной поддержки экспорта.

Серьезное внимание уделяется вопросам подготовки специалистов маркетинговых и внешнеторговых служб белорусских предприятий-экспортеров, начиная с пересмотра учебных планов и заканчивая регулярным повышением квалификации через специальные курсы, зарубежные стажировки с обязательной аттестацией.
Наконец, и это уже задача всего ЕАЭС, нужно работать над созданием мощной собственной информационно-торговой электронной площадки.

Завершена работа над Национальной программой поддержки и развития экспорта на 2016—2020 годы. Какие новые подходы к формированию системы стимулирования экспорта появились в рамках этого программного документа? Учтены ли в нем изменившиеся реалии международной торговли, турбулентность на мировых рынках?

Именно в силу существенных колебаний конъюнктуры мировых рынков и динамичности конкурентной среды в начале работы над Национальной программой было принято решение об изменении прежнего формата.

Анализ выполнения параметров экспорта в прошедшей пятилетке показал нецелесообразность продолжения разработки и реализации программ развития экспорта с акцентом на жестком прогнозировании роста параметров экспорта как в целом по республике, так и на отраслевом и региональном уровнях.

Новая программа имеет принципиальное отличие, что подтверждает ее название — Национальная программа поддержки и развития экспорта.

Главной целью документа является совершенствование национальной системы государственной поддержки экспорта как важного элемента внешнеэкономических отношений Республики Беларусь, направленных на снижение до минимума внешне- экономических угроз на основе эффективного участия в международном разделении труда, использование конкурентных преимуществ страны, применение механизмов международных интеграционных объединений и снижение зависимости от традиционных экспортных позиций и рынков за счет диверсификации товарной номенклатуры.


 В рамках реализации программы предполагается осуществить своеобразную ревизию законодательства в сфере поддержки экспорта с выходом на разработку комплексного нормативного правового акта, в котором будут решены вопросы с определением критериев оказания государственной финансовой поддержки экспорта и создания институциональной структуры по проведению единой государственной политики в области использования финансовых и иных инструментов поддержки экспорта, а точнее, дальнейшего развития институтов продвижения экспорта.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by