Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Израиле Владимира Скворцова порталу «Израиль в лицах» (28 мая 2015 г.)
Уже давно в Беларуси и Израиле с нетерпением ожидали отмены виз между двумя странами. Предполагалось, что как только в Израиле будет сформировано новое правительство, то незамедлительно будет сделан завершающий шаг на пути к безвизовому режиму — решены последние бюрократические формальности. После окончательной ратификации израильской стороной долгожданного соглашения должен был начаться 90-дневный подготовительный период, и уже к осени граждане двух стран могли бы летать без виз.
Однако, правительство в Израиле сформировалось. Но не поспешило поставить на рассмотрение вопрос об отмене виз с Беларусью. В то же время в СМИ появилась тревожная информация о том, что МВД Израиля не рекомендует пока вводить безвизовый режим в связи с возможными риском притока мигрантов, ищущих заработки в Израиле.
О том, какую реакцию сотрудников Посольства и граждан Беларуси вызвала информация о возможном замораживании процесса отмены виз, главный редактор медиа-проекта «Израиль в лицах» Элеонора Гройсман задала Чрезвычайному и Полномочному Послу Беларуси в Израиле Владимиру Николаевичу Скворцову.
— Какую реакцию вызвало в посольстве сообщение в СМИ о рекомендациях сотрудников министерства внутренних дел Израиля заморозить процесс отмены визового режима с Беларусью?
— Сразу же начну с оговорки – я не располагаю на данный момент какой-либо официальной информацией ни по линии МВД, ни по линии МИД. Поэтому надеюсь, что с их стороны последуют уточнения. Пока же могу комментировать лишь то, что поступило к нам по каналам СМИ. Скажу откровенно – эта весть оказалась весьма неожиданной для нас. Да, я думаю, и для многих израильских коллег, вовлеченных в данный процесс. Совместно запустив его, мы исходили из понимания, что это улица с двусторонним движением, такое позитивное развитие, которое в равной мере отвечает интересам и Беларуси, и Израиля.
После завершения всех этапов межведомственного согласования, достижения консенсуса по содержательным аспектам, включая вопросы обеспечения безопасности, а также по механизму реализации Соглашения о безвизовых поездках и его парафирования мы считали, что каких-либо препятствий на пути вступления в силу договоренностей не возникнет по определению. Более того, в сентябре 2014 г. состоялась официальная церемония подписания документа уполномоченными на это министрами обоих правительств, а в декабре осуществлена его ратификация парламентами. Такой тайминг позволял каждой из сторон уже в начале 2015 г. завершить ею все внутригосударственные процедуры по вступлению в силу документа. Мы надеялись, как и наши израильские партнеры, участвовавшие в процессе, что самое позднее – к сезону летних отпусков наши граждане смогут без каких-либо формальностей посещать друг друга.
Но, как говорится, жизнь вносит свои коррективы. В Израиле были объявлены досрочные парламентские выборы. Это послужило причиной для наложения вето юридического советника правительства на окончательное утверждение ратификации договора, которое было снято лишь после завершения электоральной компании. Позднее нам поступали сигналы, что в данном вопросе, перешедшем по сути в стадию технической процедуры, будет поставлена точка на одном из первых поствыборных заседаний кабинета. Однако, к сожалению, пока этого также не произошло.
И вот сейчас — информация о возможной новой отсрочке, которая, думаю, никого не вдохновляет. И дело не только в том, что в тесном взаимодействии команд экспертов с обеих сторон в сжатые сроки – в течение нескольких месяцев — проделана серьезнейшая работа по согласованию проекта Соглашения. И даже не столько в том, что весь процесс в начале 2015 г. по сути был завершен более чем на 90%, а с белорусской стороны на все 100% — после подписания ею 4 января соответствующего закона о ратификации. Проблема прежде всего состоит в неоправдавшихся надеждах тысяч людей в обеих странах, которые уже давно с нетерпением ждали этого события, подгоняя под него свои планы и графики поездок.
— Причины, которые приводятся чиновниками МВД в обоснование приостановки процесса, по имеющейся в СМИ информации, сводятся к опасениям проникновения в Израиль нелегальных мигрантов из Вашей страны под видом туристов с целью остаться здесь на заработки. Насколько серьезны такие риски?
— Единственное объяснение данной постановке вопроса (прочие мотивы, исходя из партнерского характера и уровня наших отношений по линии правоохранительных органов, я в расчет не хотел бы брать вообще) я вижу в том, что кто-то из исполнителей в МВД, дающих такую информацию, возможно, недостаточно осведомлен о реальной ситуации в нашей стране. А она такова, что Беларусь никогда не выступала в качестве источника массовой нелегальной миграции. Более того, на протяжении ряда последних лет у нас сохраняется существенное положительное миграционное сальдо – к нам приезжает в два с половиной раза больше иммигрантов, нежели людей, по тем или иным причинам покидающих страну. Объяснение этому — и в низком уровне безработицы: в апреле, например, он составлял всего 1%, — и доходах населения, по которым Беларусь входит в число лидеров на постсоветском пространстве, и в состоянии внутренней безопасности людей, и стабильности общей ситуации.
Не секрет, что Минском делается очень многое для противодействия таким глобальным вызовам, как наркотрафик, нелегальная миграция и торговля людьми. Активность Беларуси на этом направлении позволила нашей стране снискать на международной арене репутацию признанного лидера борьбы с трафикингом. На сессиях Генассамблеи ООН по нашей инициативе были приняты четыре комплексных резолюции по борьбе с торговлей людьми, последняя из которых направлена на улучшение координации международных усилий в этой сфере.
— Как восприняли выходцы из Беларуси, проживающие в Израиле, сообщение о том, что отмены виз, возможно, в ближайшее время может не произойти?
— Хотел бы начать свой ответ с небольшого пролога. Дело в том, что мы вышли на подписание Соглашения об отмене визового режима во многом благодаря особым отношениям между двумя государствами в последние годы. Несомненно, их фундамент залегает очень глубоко, он — в нашем уникальном совместном прошлом, которое роднит Беларусь и Израиль. Ведь на протяжении шести столетий мой народ и еврейская община жили бок о бок на белорусских землях в условиях добрососедства и уважительного отношения друг к другу. Не случайно выходцы из Беларуси, проживающие сегодня в Израиле, а таковых насчитывается до 130 тысяч, представляют собой достаточно сплоченное сообщество, не теряющее связь со своей малой родиной.
И мы гордимся, что можем назвать сотни имен тех, кто начав свой жизненный путь на белорусской земле, в еврейской общине Беларуси, навсегда вошел в мировую историю и историю Израиля.
И в том, что до сегодняшнего дня мы вынуждены ездить друг к другу по визам, есть серьезный элемент иррациональности, устранить который поскорее — наша совместная задача. В пользу этого говорят сохраняющиеся родственные связи десятков тысяч семей, дружеские отношения многих и многих людей в обеих странах, интенсивность межведомственного сотрудничества, активные бизнес-контакты, культурно-гуманитарное взаимодействие.
Что касается восприятия выходцами из Беларуси ситуации вокруг приостановки процесса отмены виз, то по крайней мере первые контакты с ними после появления этого сообщения свидетельствовали об их большом разочаровании. Многие говорили о том, что в минувшие месяцы неоднократно откладывали свою поездку к местам, где родились, в надежде посетить их уже без виз, побывать на могилах предков, и сейчас испытывают досаду, что их намерения не осуществились.
Хотелось бы верить, что механизм безвизового режима все-таки будет запущен в этом году, что, бесспорно, было бы с одобрением воспринято общественностью, представителями деловых и творческих кругов, простыми гражданами как в Беларуси, так и в Израиле, которые смогли бы очень скоро оценить качественно новые возможности для взаимодействия и общения, реализовать личные планы.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by