Размер шрифта:

Стенограмма онлайн-конференции заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Александра Гурьянова в Белорусском телеграфном агентстве (31 марта 2015 г.)

Александр Гурьянов: Министерство иностранных дел в последние годы достаточно серьезно занимается продвижением белорусского экспорта на зарубежные рынки, работает по привлечению инвестиций. Многих интересует, как складывается ситуация во внешней торговле Беларуси в то время, как основные наши рынки лихорадит и не всегда однозначно динамика складывается в пользу Беларуси, поэтому хочу отметить, что, несмотря на общее некоторое снижение внешнеторгового товарооборота, в прошлом году экспорт Беларуси был близок к показателю 2013 года.

Самое главное — мы сумели развивать нашу внешнюю торговлю сбалансированно, в результате мы за год вышли если не на нулевое, то на очень маленькое отрицательное сальдо во внешнеторговом обороте. По услугам хорошо сработали, по товарам у нас значительный дисбаланс ликвидирован. Ну и основной вопрос на ближайшую перспективу — это по опыту последних месяцев прошлого года все-таки вести дело к тому, что наши поставки за рубеж должны быть максимально диверсифицированы. И работать по новым рынкам мы должны на опережение, потому что не всегда зависимость от наиболее продвинутых наших партнеров играет на пользу экономике Беларуси. Мы, не уходя с традиционных позиций, ищем новые направления. В прошлом году если брать определенное падение поставок на российский рынок, то в большой доле мы его компенсировали увеличением продаж на рынок Европейского союза и дальней дуги — это Азия, Африка, Латинская Америка, где у нас позитивная динамика, и это надо записать в плюс по прошлому году.

Вопросы конференции

В прошлом году открылись посольства Беларуси в Пакистане, Австралии, Монголии, Эквадоре и Катаре. Это линия на диверсификацию экспорта либо какие-то политические приоритеты?

Александр Гурьянов: Скажу так: конечно, без политики не обходится, но, как мы неоднократно обсуждали, мы идем на открытие наших загранучреждений в тех случаях, когда под это есть экономическая база. Каждому открытию новой загранточки предшествуют договоренности политического порядка, но как только торговля начинает давать результаты, когда мы видим, что есть встречный интерес со стороны наших партнеров в инвестиционном плане, по другим направлениям – научные контакты, гуманитарные, как раз качество такого сотрудничества является основой для открытия уже постоянного представительства. Причем по тем странам, которые были отмечены, мы исходили не только из конкретно двухсторонних отношений, с теми же Пакистаном, Австралией, Монголией, Эквадором и Катаром, но и из региональной привязки, потому что сегодня Австралия, Океания, Новая Зеландия – дальний регион, который мы только начали осваивать, там есть определенные договоренности по наращиванию торговли, позитивная динамика по нашему экспорту в эти страны. По Пакистану таким же образом – сам рынок по себе достаточно серьезный, там есть спрос на белорусскую технику, машиностроительную продукцию. Эквадор и Катар – это наши давние партнеры политические. По Эквадору мы «завязались», как мы говорим, всерьез и надолго. Там у нас уже сегодня реализуется ряд конкретных экономических проектов, в том числе участие белорусских компаний в сейсморазведке, добыче природных ископаемых, реализации инфраструктурных проектов, связанных с энергетикой. Плюс ведем речь создания ряда сборочных производств. Например, в Эквадоре новая тема – это создание моторного производства, которое сегодня готовит продукт, востребованный в латиноамериканском регионе. Катар – наш давний партнер, мы сегодня уже видим в Беларуси определенные результаты инвестиционного сотрудничества, в том числе в нашей столице появились объекты, которые отсылают как раз-таки к катарской символике и инвестициям из Катара. Здесь мы говорим о том, что до того, как мы приняли окончательное решение открыть посольство, мы наработали, скажем так, коммерческую составляющую наших отношений. Сегодня задача наших загранучреждений в этих странах и по новым точкам, которые мы прорабатываем, — это прежде всего сопровождать выгодные экономические проекты – экспортные и инвестиционные – и оказывать максимальное содействие в практической работе наших производителей, компаний и организаций, которые развивают сотрудничество.

Каковы перспективы продвижения белорусских товаров на рынки стран Евросоюза, что предпринимает МИД в этом направлении? Список основных экспортных позиций в торговле Беларуси с ЕС не слишком широк — нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопродукция. Можно ли в связи с этим ожидать определенной диверсификации и в этом сегменте, например, за счет продуктов питания или сферы услуг?

Александр Гурьянов: Выражаясь дипломатическим языком, потенциал продвижения белорусских товаров на рынки стран Европейского союза далеко не исчерпан. Этот вывод вытекает в том числе из понимания того, насколько перенасыщены эти рынки и как непросто нашему производителю туда пробиться. Предъявить избалованному европейскому потребителю необходимо конкурентный товар с европейскими характеристиками, в «европейской упаковке», если хотите.

Вместе с тем в части продвижения экспорта Министерство иностранных дел, белорусские загранучреждения, конечно же, не стоят на месте. В 13 из 20 европейских стран, где присутствуют наши посольства, нам удалось по итогам 2014 года увеличить белорусский экспорт к уровню 2013 года, а в десяти странах и вовсе добиться существенных темпов роста. Рекордсменами выступают Великобритания, Нидерланды, Болгария, по которым экспорт вырос в разы. И здесь мы говорим о группе товаров, которая не имеет никакого отношения к нефти, нефтепродуктам и азотным удобрениям.

Что касается диверсификации, то приведу несколько интересных примеров. В прошлом году Беларусь осуществила поставки в Великобританию по 154 товарным позициям, в том числе по 42 новым на сумму более $60 млн. В Нидерландах речь идет о 116 товарных позициях, из которых 31 новая. А ведь страны не самые близкие в географическом отношении.

Характер товарооборота, да и вообще торгово-экономических отношений со странами-соседями определенно сложнее и насыщеннее. Вот лишь пара примеров. Нашим продовольственным продуктам удалось пробиться на потребительский рынок Литвы. Литовцы не понаслышке знают и почитают квас и пиво белорусского производства, алкогольную, рыбную продукцию, кондитерские изделия, белорусскую косметику.

Если посмотреть шире на формы торгово-экономического взаимодействия, то мне как заместителю сопредседателя белорусско-литовской межправительственной комиссии приятно отметить, что в Литве созданы сборочные производства тракторов МТЗ, грузовых автомобилей МАЗ, оборудования радиационного контроля «Полимастер».

Буквально в 30 км от Вильнюса белорусский «Амкодор» скоро будет собирать дорожную и строительную технику на месте бывшего Пабяржского завода сельскохозяйственного машиностроения. В целом сегодня в Литве работает около 250 компаний с белорусским капиталом.

В 2014 году возросли поставки в Латвию консервированных овощей и фруктов, минеральной и газированной воды. Постепенно наращиваем поставки крепкого алкоголя, шоколада и конфет, достигнут значительный рост поставок пищевой соли, рапсового масла.

Европейский союз является для Беларуси одним из ключевых торговых партнеров. Белорусский экспорт в страны ЕС только за последние пять лет вырос в 2 раза. В общем объеме экспорта на страны ЕС приходится от 30% до 43%. Согласитесь, это не мало. Если бы мы поставляли туда только нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопродукцию, мы бы никогда не смогли достигнуть такого уровня экспорта.

Номенклатура товаров, которые мы экспортируем в страны ЕС, намного шире — от продуктов питания и легкой промышленности до станков, тракторов, грузовых и карьерных автомобилей.

Белорусскими предприятиями создано более 40 собственных субъектов товаропроводящей сети в европейских странах, включая 20 сборочных производств автомобильной и тракторной техники.

Соседство с ЕС мотивирует наших производителей более активно внедрять европейские нормы и стандарты при производстве собственной продукции. Если мы хотим, например, экспортировать автомобили и автобусы в страны Европы, то обязаны устанавливать двигатели, отвечающие экологическому стандарту Евро-5, не ниже. Большое значение имеют маркировка, упаковка, гарантийное и послегарантийное обслуживание, гибкие механизмы оплаты. Необходимо учитывать все, иначе победит конкурент. Европейский рынок емкий, близкий, но очень жесткий в плане конкуренции.

А что касается США, можно ли говорить о неком потеплении в белорусско-американских отношениях, и как это сказывается на двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве?

Александр Гурьянов: Республика Беларусь всегда была заинтересована в поддержании с Соединенными Штатами Америки полноценных партнерских отношений.

Даже в самые сложные для белорусско-американского взаимодействия годы наши страны не прекращали сотрудничество по вопросам обеспечения глобальной и региональной безопасности и предотвращения незаконного транзита ядерных материалов.

В последнее время за счет взаимных усилий отношения между нашими странами улучшаются. Есть основания говорить об определенной нормализации отношений.

Продолжается взаимодействие между белорусскими и американскими правоохранительными органами, налаживаются межрегиональные связи, развивается сотрудничество в области науки, культуры и образования. В 2014 году в Нью-Йорке прошел Белорусский инвестиционный форум с участием премьер-министра Беларуси. Могилев и Хьюстон подписали соглашение о партнерстве. Впервые в истории белорусско-американских отношений Беларусь назначила в США своих почетных консулов.

В разряд приоритетных выходит для Беларуси сотрудничество с США в области торговли и инвестиций. Белорусская сторона заинтересована в получении доступа белорусских производителей к платежеспособному и емкому американскому рынку, а также возможности привлечения инвестиций, развития производственной кооперации и получения кредитных ресурсов.



Зависимость между существованием (открытием) посольств, консульских учреждений, с одной стороны, и увеличением экспортных потоков, с другой стороны, очевидна. Какие посольства в данной связи вы можете отметить как передовые, если можно с примерами.

Александр Гурьянов: Мы достаточно придирчиво относимся к оценке работы и посольств, и лично послов, потому что в свое время мы их ориентировали таким образом, что главная задача загранучреждений – продвижение экономического сотрудничества. Практически каждому посольству ежегодно доводится индикатив по развитию экспорта.

Из существующих загранучреждений, а их общее количество приближается к 75, включая генеральные консульства, больше половины выполнили те планы и задачи, которые мы доводили с точки зрения экспортных операций. Назову лишь некоторые. Например, по европейскому региону — это Великобритания, Нидерланды, Болгария. Наше посольство в Соединенных Штатах достаточно хорошо сработало, и мы имеем позитивную динамику с точки зрения поставок товаров и услуг на этот рынок, есть хорошие инвестиционные проекты. И по целому ряду других стран. Могу сказать по Венесуэле, которая сегодня на слуху у всех и столкнулась с определенными экономическими проблемами, мы имеем позитивную динамику нашего экспорта. Поэтому если так говорить, то больше половины наших загранпредставительств дают положительный результат, мы надеемся, что этот результат как раз и ложится в общую копилку наших усилий по диверсификации экспорта.

Во время недавнего заседания в Москве Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России правительства двух стран подписали так называемый антикризисный план. Он включает ряд мероприятий по созданию дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества. Как на практике реализуются положения этого документа, что бы Вы назвали основным? 

Александр Гурьянов: Тут надо быть предельно открытыми, потому что антикризисный план прежде всего предполагает согласованность действий, потому что мы в той или иной степени сталкиваемся со схожими проблемами. Нельзя говорить, что Россия, решая свои возникшие вопросы, борется одна, потому что последствия кризиса в отношениях между Россией и Европой, последствия экономических потрясений на рынках откликаются на интересах белорусских компаний. Поэтому главный лейтмотив антикризисного плана – это максимальная зачистка оставшихся барьеров во взаимной торговле и экономическом сотрудничестве с тем, чтобы мы, пользуясь нашим интеграционным пространством, такой максимальный эффект синергии привносили и получали результат. То есть речь идет о том, чтобы устранить те нестыковки, как мы говорим, законодательства интеграционного и законодательства национального в каждой стране и создать условия для интенсификации товаропотоков и сотрудничества по различным секторам услуг. Можно сказать, программа включает посекторальную расчистку «завалов».

С 1 января начал работу Евразийский экономический союз. Тем не менее формирование общих рынков по целому ряду направлений отнесено на более отдаленную перспективу. В нынешних условиях считаете ли вы необходимым ускорить работу по устранению существующих изъятий?

Александр Гурьянов: Мы исходим из простого принципа: Евразийский экономический союз — это не новая структура, это фактически надстройка к тем интеграционным основам, которые мы запустили еще в 2010 году. Первым этапом был Таможенный союз, поэтому сегодня то, что мы должны в первую очередь форсировать, — это максимальное соблюдение правил Таможенного союза, которые обеспечивают свободное движение товаров. И глава государства, и на уровне правительства Беларуси мы неоднократно призывали к тому, что в этой части мы должны быть абсолютно чисты и должны гарантировать, что принцип свободного движения товаров соблюдается на всех уровнях — будь то региональный разрез, будь то отношения на уровне национальных правительств. Поэтому в этой части мы настаиваем (это предусмотрено в нашем совместном антикризисном плане), что с точки зрения движения товаров — а это в том числе доступ к государственным закупкам, к различным госпрограммам, совместная поддержка экспортно-импортных операций — мы должны были сделать еще вчера. Поэтому форсировать надо.

Что касается других направлений, которые сегодня охватывают уже более широкое понятие — Евразийский экономический союз — это сфера услуг, финансовый сектор и ряд других, где уже мы действуем с учетом сложившихся правил игры. Не секрет, что по различным секторам услуг мы не можем одновременно, одномоментно устранить все барьеры, потому что сохраняется национальное регулирование. В течение определенные переходных периодов это национальное регулирование будет сохраняться, и мы должны поэтапно двигаться к тому, чтобы финальная идея создания ЕАЭС, которая предусматривает четыре свободы (свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы) воплотилась.

В том, что касается не товаров, мы действуем уже по плану с учетом переходных периодов. Конечно, кое-что можно форсировать, и мы уже определили для себя, например, что строительный сектор имеет интерес и для Российской Федерации, так как потенциально это емкий рынок для таких услуг, и мы заинтересованы приходить без лишних ограничений. Об этом мы договорились, так же как и о политике, которую проводят товаропроизводители в достаточно сильной фармацевтической отрасли стран ЕАЭС. С 2016 года мы должны запустить свободный доступ лекарственных средств, произведенных в Беларуси, на российский рынок и дальше в Казахстан, Армению и наоборот. То же самое касается транспортной сферы. Здесь мы движемся, исходя из интересов наших перевозчиков. Это в первую очередь касается автомобильных перевозок, железнодорожных. По авиации мы должны выйти на договоренности, чтобы доступ на едином рынке был гарантирован равноправный и свободный.

В мае в Риге должен состояться саммит «Восточного партнерства». Какие надежды возлагаются в большей степени: политические или экономические?

Александр Гурьянов: Скажу так: для Беларуси важно «Восточное партнерство» и с одной, и с другой точки зрения — и политический, и экономический аспекты.

Мы не хотим оставаться в стороне от тех процессов, которые происходят сегодня на евразийском пространстве. «Восточное партнерство» — это некий мост для понимания между интеграционными процессами, Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом.

Политики сделали много заявлений о том, что страны «Восточного партнерства» должны сделать выбор только в пользу одной интеграционной структуры. Беларусь выступает за то, что через программы, подобные «Восточному партнерству», можно соблюсти интересы и одного, и другого интеграционного объединения, а также понять, как мы себя в Европе будем чувствовать в дальнейшем и двигаться по пути устранения барьеров — технических, торговых и иных. Поэтому саммит с точки зрения политики — хорошая площадка для общения, для диалога. Но это важно и с точки зрения экономики. ЕС — второй по значимости торговый партнер Беларуси, и мы не хотим его терять.

В рамках «Восточного партнерства» Беларусь всегда подчеркивает нацеленность на практический результат. Мы не должны использовать эту площадку только для простого диалога. Поэтому мы инициировали деловое измерение «Восточного партнерства». И планируем, что состоится диалог представителей деловых кругов. Одна из практических инициатив Беларуси — совмещение цифровых пространств двух интеграционных объединений для того, чтобы новые технологии, появляющиеся в нашей жизни, не создавали барьеров. Здесь мы во многом выделяемся на фоне других участников «Восточного партнерства», потому что предлагаем кроме диалога как такового и практические темы, которые интересуют Беларусь как участника ЕАЭС и как государства, нацеленного на нормальные отношения с Европейским союзом.

 

Пожар «арабской весны» затронул многие страны, с которыми Беларусь достаточно активно сотрудничала. Это и Сирия, и Египет, и Ливия. Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы сотрудничества с учетом имеющихся рисков?

Александр Гурьянов: По мере нормализации обстановки в Египте мы достаточно серьезно восстанавливаем наши позиции на этом рынке. В том числе есть серьезные договоренности по поставкам тракторной техники, по возобновлению сборочного производства и производства нашего сельхозоборудования. Мы видим, что поэтапно идет нормализация нашей взаимной торговли с этим крупным игроком африканского рынка.

Сирия – наш традиционный партнер. Несмотря на все осложнения, мы не прекращали контакты. На этой неделе мы ожидаем заседания нашей двусторонней торгово-экономической комиссии, прибудет представительная делегация в составе нескольких министров. Мы будем обсуждать, каким образом и за счет каких финансовых страховых и иных возможностей реализовывать в дальнейшем наши проекты. Отмечу лишь, что за предыдущий год мы смогли нарастить наш экспорт в Сирию, несмотря на все сложности и проблемы, которые существуют там в связи с региональной обстановкой.

Есть достаточно серьезные наработки сегодня с Ираком. Мы каждодневно отслеживаем информацию, как складывается ситуация в отдельных частях этой страны. Там, где относительная стабильность присутствует, мы обсуждаем варианты расширения поставок нашего оборудования и техники. По проектам, связанным с сельским хозяйством, инфраструктурой, белорусские компании будут расширять свое присутствие.

Риски есть. Здесь мы максимально подтягиваем возможности наших компаний, в том числе Белэксимгаранта, который страхует экспортные поставки в этот регион. Мы говорим о том, чтобы в том числе страхование и кредитование государственных проектов в такие страны осуществлялось на особых условиях. Это будет как дополнительная поддержка производителям. Военно-политическая обстановка влияет на коммерческие интересы. Мы должны обезопасить наших производителей и стараемся в этой связи помогать им.

В любом случае по целому ряду стран мы видим ответный интерес и готовы восстанавливать объемы сотрудничества, и выходить на новые объемы.

Единственная проблема сегодня, если брать Ближний Восток, то с Ливией отношения складываются тяжело. Пока не наступит ясность с внутренней политической ситуацией в этой стране, мы не сможем говорить о восстановлении наших позиций. Торговли практически нет, мы закрыли свое посольство в Триполи. Будем ожидать формирования безопасных условий для восстановления работы с ливийскими партнерами.

В начале января Армения официально стала членом ЕАЭС, а скоро к союзу присоединится и Кыргызстан. Как это отразится на уровне торгово-экономического сотрудничества Беларуси с этими странами и будут ли учтены наши интересы в процессе расширения ЕАЭС? Ряд экспертов высказывают опасения по поводу проникновения на общий рынок с территории Кыргызстана товаров легкой промышленности. 

Александр Гурьянов: Опасения в каждой ситуации есть, потому что, когда мы говорим о расширении Евразийского экономического союза, это не только политические лозунги, а прежде всего здравый расчет, к чему все приведет. И Армения, и Кыргызстан — наши давние партнеры. Для Беларуси Армения — третий торговый партнер, и присоединение ее к ЕАЭС создает дополнительные возможности. Кыргызстан и Армения до этого являлись участниками зоны свободной торговли в СНГ, и мы работали в уже достаточно либеральном режиме. Сегодня появляется возможность более совершенного доступа на рынок и приоритет отдается тому, что предлагается внутри нашего интеграционного объединения по сравнению с тем, что предлагают третьи страны. Эту модель мы можем спокойно использовать.

Есть, конечно, опасения по поводу отдельных изъятий, которые на переходный период запрашивает Кыргызстан, и соседства с Китаем, который формирует очень серьезную конкуренцию по многим товарным позициям. Здесь мы ведем работу над тем, чтобы временные изъятия Кыргызстана не привели к созданию некой черной дыры, которая поспособствует насыщению нашего рынка дешевыми, не совсем качественными товарами и сделает несправедливую конкуренцию отечественным производителям. Сегодня, во-первых, мы достаточно серьезно говорим о том, чтобы переходный период для изъятий из общего режима Евразийского экономического союза был недолгим. Во-вторых, мы четко просчитываем механизм, как будем защищать наш рынок, в том числе через доступные средства, которые определены Всемирной торговой организацией. Имеются в виду методы нетарифной защиты и различных антидемпинговых компенсационных расследований.

Китай является одним из наиболее важных торгово-экономических партнеров Беларуси. В последние годы появилось много новых совместных проектов, активно закупалось оборудование для модернизации действующих и создания новых предприятий. Традиционно много из Китая в Беларусь приходит различной продукции для народного потребления. Однако в итоге для Беларуси в двусторонней торговле складывается приличное отрицательное сальдо. Какая работа ведется для того, чтобы нарастить поставки белорусской продукции на китайский рынок? 

Александр Гурьянов: На заре наших двусторонних отношений с Китаем с точки зрения нашей взаимной торговли все было в пользу Беларуси. У нас было положительное сальдо. Потом мы достаточно серьезно развивали различные кредитные программы и инвестиционное сотрудничество с Китаем, что привело к формированию отрицательного баланса во взаимной торговле между странами. Мы не то что целенаправленно, но заведомо понимая действовали, когда шли на новые инициативы сотрудничества с Китаем. Мы знаем, что Китай обладает, помимо различных производств, достаточно серьезными инвестиционными и финансовыми ресурсами, что многие технологические разработки Китая по соотношению цена-качество дадут фору западным аналогам. Поэтому приоритеты в нашем взаимодействии с Китаем, если убираем исключительно политику, где у нас четко прописан стратегический характер отношений, — это инвестиционное сотрудничество и промышленная кооперация. У нас есть сборочные производства в Китае, и мы намерены путем углубления локализации работать на китайском рынке, чтобы та же сельскохозяйственная техника из Беларуси и далее была представлена наилучшими своими образцами.

Второе: мы достаточно серьезно отрабатываем поставки стратегических товаров, которые формируют взаимную торговлю Беларуси и Китая. Прежде всего, речь идет о стабильных поставках по приемлемым для белорусско-китайской стороны ценам калийных удобрений. Это наш стратегический рынок. Ну и, конечно, смотрим на перспективы, чтобы новые разработки, которые появляются в Беларуси, заинтересовали китайских партнеров, будь то разработки для оборонного комплекса или разработки, связанные с новыми технологиями в промышленности. От китайской стороны мы ожидаем более серьезного прихода и более ощутимой результативности с точки зрения вложения прямых иностранных инвестиций. Для этого была выработана и реализуется инициатива по созданию Китайско-белорусского индустриального парка, который предполагает совместное администрирование. Мы надеемся, что парк станет основой для привлечения производств ведущих китайских компаний, которые имеют серьезные наработки и будут способствовать реализации совместных проектов.

Основной лейтмотив сотрудничества — переход от простой торговли к более продвинутым формам сотрудничества, чтобы, если не сбалансировать нашу взаимную торговлю, то, по крайней мере, постоянно работать над тем, чтобы и экспорт, и импорт, а в сумме товарооборот, возрастали. По 2014 году у нас взаимный оборот товаров и услуг составил $4 млрд, из которых $1 млрд — белорусские экспортные поставки. Дисбаланс есть, но мы понимаем, что в этом дисбалансе лежит значительная доля инвестиционного импорта из Китая. Здесь мы себя не ограничиваем и в рамках кредитных, инвестиционных программ призываем наших производителей достаточно серьезно подходить к расчетам, каким образом эффективно использовать готовность Китая вкладывать финансовые средства в белорусский рынок.

По ряду направлений мы всегда говорим о конкуренции, имеется в виду легкая промышленность, но я думаю, что в любых областях нам нужно прослеживать разумное зерно. Есть конкуренция, есть обычная торговля, которую можно регулировать, в том числе общепринятыми способами через механизмы Всемирной торговой организации.

Какое влияние на торгово-экономическое сотрудничество Беларуси с Украиной оказала кризисная ситуация у нашей южной соседки? Каковы перспективы в торговле на этот год и судьба ряда кооперационных проектов?

Александр Гурьянов: Во-первых, мы достаточно серьезно оценивали европейские устремленности Украины. Имеется в виду ассоциация Украины с ЕС. Поэтому и сейчас у нас продолжается диалог с украинскими партнерами, каким образом не допустить того, чтобы различия в техническом регулировании, стандартах и так далее не привели к формированию барьеров в торговле.

Вторая тема — это экономическая и финансовая ситуация в Украине в связи с известными событиями. Здесь, конечно, мы ощущаем и потрясения на валютном рынке страны (Украины — прим. БЕЛТА), определенное ограничение спроса в силу экономических причин и, конечно, пытаемся находить варианты для того, чтобы наше сотрудничество не прекращалось.

Если брать в целом, то в первом полугодии прошлого года мы потеряли достаточно серьезные цифры в нашем экспорте в Украину. Но, к счастью, путем перехода на альтернативные схемы расчетов, включая использование национальных валют, путем подключения наших банковских, финансовых институтов, путем гибкой позиции белорусских дилеров на украинском рынке мы пришли к тому, что по году мы фактически 90% с лишним получили к уровню 2013 года. То есть сумели выдержать объемы нашего экспорта, которые существовали не в самые плохие времена.

Конечно, номенклатура наших предложений по поставкам на украинский рынок достаточно серьезная. Мы сейчас ожидаем проведения заседания двусторонней комиссии высокого уровня для того, чтобы подумать, как нам реанимировать те договоренности, которые существовали до возникших осложнений.

В любом случае, диалог нормальный. Мы ведем к тому, чтобы искать пути, каким образом удержать товарооборот и не уйти от тех наметок, которые были сделаны. В том числе программа по лизингу нашей техники в Украине для интересов сельского хозяйства, наши сборочные производства тракторов, грузовых автомобилей, лифтов. Это все живые проекты. Сегодня мы говорим, что сотня субъектов белорусских товаропроизводителей, которые работали на украинском рынке, продолжают свою работу. Наша основная задача сейчас — поддержать и посмотреть, каким образом помочь им удержать позиции. Как ни крути, Украина — один из наших основных торговых партнеров. И в лучшие времена и в прошлом году мы имели позитивный баланс в торговле, и мы нацелены его удерживать.

Для рынка Евросоюза характерно множество технических барьеров. Расширить номенклатуру белорусских поставок на европейский рынок возможно? 

Александр Гурьянов: Возможно. Благодаря совместным усилиям мы за последнее время аккредитовали и сертифицировали пять наших крупнейших поставщиков молочной продукции. Пищевая продукция, начиная от алкоголя и заканчивая кондитерскими изделиями, сегодня тоже имеет возможность доступа на европейский рынок. Мы серьезно поработали по вопросу продвижения нашей техники на рынок Евросоюза. Помимо простых поставок, скажем, на рынок Франции, Польши, действуют сборочные производства (например, они созданы по тракторам в Словакии, Чехии, Литве, автомобили МАЗ собираются на литовской площадке). Мы обсуждаем новые проекты. Самое главное — через отдельных партнеров мы ищем возможности наилучшим образом сертифицировать нашу продукцию, уходя от технических барьеров. Например, очень активно в этом направлении работаем с Латвией и Словакией. Многое зависит и от экспортеров. Регулирование, в том числе экологическое, в Европе очень сложное. И белорусские предприятия должны постоянно модернизироваться.

С точки зрения внешнеторгового оборота Африканский континент в большинстве своем пока остается белым пятном в географии торгово-экономических связей Беларуси с зарубежными странами. Тем не менее, очевидно, что работа ведется. Не так давно открылись посольства в Нигерии и Эфиопии, МИД регулярно сообщает о визитах различного уровня. Реализации каких крупных проектов с участием Беларуси можно ожидать в африканских странах, и можно ли рассчитывать на то, что в нашу страну придут инвестиции из этого региона? 

Александр Гурьянов: Африка – направление, которое представляет для нас интерес, но оно тяжелоподъемное. Есть специфика региона, уже устоявшееся присутствие наших конкурентов. Китай, например, давно и серьезно пришел в Африку. Это связано, в том числе с проектами по добыче ресурсов. Мы в свою очередь не теряем оптимизма. Наши дипломатические точки – это по сути региональные центры. То есть наше посольство в ЮАР – работа на весь юг Африки. Недавно открытое посольство в Эфиопии работает не только по этой стране, но и в Восточной Африке, включая штаб-квартиру Африканского союза, через которую проходят крупные программы по всему континенту. Посольство в Египте отвечает соответственно за север Африки. То, что было открыто в Нигерии – это Западная Африка.

За последнее время мы по Южной Африке и соседним странам, включая Мозамбик, достаточно серьезно продвинулись с точки зрения поставок нашей карьерной техники и грузовых автомобилей. БелАЗ фактически вышел на рынок ЮАР, и сегодня наши машины там работают, подписываются новые контракты. Есть аналогичные договоренности с Мозамбиком. По Нигерии мы организовали работу Белорусского торгового дома. Это самая большая по численности населения африканская страна, мы пытаемся выстраивать там свою работу, несмотря на внутренние военные конфликты. Будем думать, как нам развивать дальнейшее сотрудничество с новым правительством. Уже организуем работу представителей МАЗ и МТЗ в Нигерии и по западной части Африки.

С Эфиопией также ведется работа. Мы реанимировали переговоры по заводу по производству там белорусских тракторов. Спрос есть. Пытаемся нащупать ниши, которые сможем потянуть. Конкуренты не дремлют, по многим позициям нам тяжело тягаться с их предложениями.

В сентябре прошлого года Вы заявляли, что диалог с США по вопросу присоединения Беларуси к ВТО сдвинулся с мертвой точки. На какой стадии он находится сейчас, и какие еще препятствия необходимо преодолеть? Спасибо. И еще один вопрос. Какова Ваша оценка отмены санкций в отношении ПО «Белоруснефть» со стороны США? И прослеживается ли какая-то взаимосвязь? 

Александр Гурьянов: Мы с американскими и европейскими партнерами вели достаточно серьезный диалог на различные темы, начиная от регулирования взаимной торговли и заканчивая присоединением к ВТО. Реанимированы экспертные переговоры представителей Беларуси и США, Беларуси и Евросоюза. Напомню, за последний год состоялись контакты и в Брюсселе, и в Минске с представителями Европейской комиссии. Одновременно прошло несколько раундов переговоров с американскими представителями в Женеве и Вашингтоне. Мы говорим о том, что сегодня барьеров для завершения двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг нет. Речь идет лишь о том, чтобы мы с учетом всех временных рамок и бумажной работы смогли все необходимое сделать быстро. Понимание есть, многосторонние рабочие группы функционируют, блокировки процесса не происходит. Сегодня основная увязка обусловлена тем, каким образом будет складываться присоединение Казахстана к ВТО, потому что в этой связи для Беларуси может многое проясниться, часть работы может стать относительно автоматической.

Что касается санкций США, то их отмена по ряду белорусских субъектов хозяйствования — хороший сигнал. Вместе с тем нельзя говорить о том, что санкционные решения раньше как-то препятствовали или сдерживали наше взаимодействие. Приведу простой пример. За прошлый год сотрудничество с Соединенными Штатами — с сохранением определенных ограничений и санкционных решений — улучшилось. Так, экспорт товаров увеличился на 30-40%, экспорт услуг возрос еще больше. Инвестиционные проекты, о которых шла речь на двустороннем форуме в Нью-Йорке в прошлом году, реализуются. Это значит, американский бизнес с интересом смотрит на нашу страну, в том числе и как на площадку для выхода на единый рынок, в котором сегодня присутствует Беларусь.

Нельзя сказать, что снятие санкций, в частности, с «Белоруснефти» открывает новую страницу в истории взаимоотношений. Но это дает основания шаг за шагом вести переговоры и устранять причинно-следственную связь появления санкционных решений. Для практической деятельности ПО «Белоруснефть» или для Трастбанка, которые ушли из санкционных списков, это, конечно, плюс. Они в дальнейшем не будут сталкиваться в том числе с определенными ограничениями на финансовых рынках.

Планируется ли в инновационных отраслях приход в Беларусь мировых корпораций, готовых открыть в Беларуси свои центры разработок в Парке высоких технологий либо заводов в Белорусско-китайском индустриальном парке? 

Александр Гурьянов: ПВТ сам по себе — это площадка для инновационных проектов. Думаю, наша поддержка им не нужна. Главное, чтобы не мешали. Сегодня повышенный интерес к Парку высоких технологий. Я упоминал про рынок Соединенных Штатов. Есть хороший пример: в прошлом году в США больше поставили услуг по линии ПВТ (имеется в виду аутсорсинг программного обеспечения), чем товаров. Это говорит о том, что потенциал Парка хороший.

Что касается Белорусско-китайского индустриального парка, там основная идея — привлечение именно инновационных производств. Речь не идет о том, чтобы создавать конкурентов уже действующим предприятиям. И здесь мы ведем работу не только с китайскими компаниями (это международный парк), но и с японскими, корейскими производителями, нашими ближайшими соседями. Например, Латвия вынашивает планы строительства в парке фармацевтического производства. Поэтому здесь мы, конечно, имеем интерес, но воплощение будет зависеть от того, насколько серьезно мы будем отрабатывать наши проектные предложения, которые, к сожалению, пока дефицит. То есть мы имеем интерес инвесторов, имеем хорошие инициативы, но не всегда это положено на бумагу и просчитано. Как раз наше Национальное агентство инвестиций и приватизации основную цель сегодня видит в том, чтобы подтянуть работу именно с точки зрения бизнес-планов, которые дают хороший коммерческий эффект. А площадки уже есть. Фактически тем режимом, который создан в ПВТ, в свободных экономических зонах, в индустриальном парке нужно пользоваться на полную катушку. И мы видим в этой связи интерес иностранных партнеров.

По инвестициям я хочу так сказать: это тоже одна из задач наших загранучреждений. Мы всегда говорили, что не будут и не смогут, наверное, посол и дипломаты, которые работают за границей замещать непосредственную работу наших субъектов хозяйствования, но они всегда готовы и помогут наладить контакты, привести хорошего партнера. В частности, в прошлом году мы закрепили за нашими загранучреждениями около 50 значимых проектов. Вплоть до того, что за руку водили, чтобы пройти какие-то бюрократические барьеры, решить технические вопросы, юридически правильно оформить сделки. И результат есть. Около $1 млрд за прошлый год прямых иностранных инвестиций привлечено именно под таким кураторством белорусских посольств. Еще раз скажу: мы не вмешиваемся, мы не хотим диктовать условия, а помогаем.

МИД активно участвует в подготовке белорусской экспозиции на предстоящей в Милане Всемирной выставке «ЭКСПО-2015». С учетом предыдущего опыта белорусского участия в подобных мероприятиях (в том числе других крупных международных выставках) насколько велик последующий экономический эффект в виде конкретных договоренностей и контрактов? 

Александр Гурьянов: Если говорить о том, зачем нужно участие в выставке для Беларуси, следует отметить, что год-два назад мы достаточно серьезно занялись вопросом улучшения внешнего имиджа нашей страны. Неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда говорят: белорусы — люди хорошие, у вас много интересного, вы делаете много хорошего, но иногда не умеете себя презентовать и правильно продать то, что делаете. Поэтому участие в таких выставках, как «ЭКСПО-2015» (многоцелевая выставка, которая проводится раз в пять лет), — это площадка для хорошей презентации страны. Напомню, что идеология «ЭКСПО» в Милане — «накормить планету энергией для жизни», то есть там взят ориентир на сельскохозяйственное производство и здоровый образ жизни. Наше присутствие на выставке продлится 6 месяцев в рамках отдельного павильона, поэтому мы хотим на полную мощность использовать предоставленную возможность для презентации страны, в том числе экспортных возможностей, инвестиционных проектов, культурных традиций, национальной кухни. В первую очередь мы рассматриваем это как имиджевый проект.

Учитывая планы организаторов «ЭКСПО», за 6 месяцев проведения выставки ожидается не менее 15-20 млн посетителей. Определенная доля этих посетителей побывает и в павильоне Беларуси. Мы делаем виртуальную часть нашей экспозиции, готовы достаточно серьезно и профессионально представить свою страну, в том числе поговорить в рамках нашего национального дня и дней экономики и науки Беларуси о практических вопросах сотрудничества с итальянскими партнерами и других стран. В выставке, как ожидается, примут участие представители более 150 государств. Поэтому на полгода «ЭКСПО-2015» станет площадкой для активного диалога бизнес-кругов, региональных властей, отраслевых представителей. Беларусь не должна стоять в стороне от таких процессов.

Недавно появилось сообщение, что «Белоруснефть» планирует принять участие в тендере на право проведения сейсморазведочных работ в Аргентине, и в случае победы и успешной сейсморазведки вести добычу сланцевой нефти и газа в этой стране. Насколько велики ставки МИД на то, что ПО «Белоруснефть» удастся закрепиться в этом сегменте? 

Александр Гурьянов: У МИД ставок много. Не хотелось бы говорить за ПО «Белоруснефть», которое само по себе является достаточно успешной компанией (ее услуги и технологический опыт востребован во многих регионах). «Белоруснефть» по ряду рынков, включая Латинскую Америку, выступает локомотивом. От того, как это производственное объединение работает, формируется отношение в целом к Беларуси, к другим нашим проектным предложениям. ПО «Белоруснефть» достаточно серьезно продвинулось в своих проектах по новым направлениям — Эквадор, Аргентина и другие страны. Не утеряны и позиции в Венесуэле, продолжаем там все те проекты, которые в свое время начинали. Что касается Эквадора, то не так давно состоялось второе заседание межправительственной комиссии в столице этой страны, есть принципиальная договоренность и подписаны новые соглашения о расширении присутствия «Белоруснефти» в проектах сейсморазведки и нефтедобычи. Причем с учетом этого опыта формируются наработки с новыми странами. Следует подчеркнуть, что используется наш опыт с привлечением финансовых возможностей партнеров — третьих стран. В Эквадоре, например, работаем в консорциуме с рядом латиноамериканских государств.

В продолжение этой темы: каковы перспективы наращивания объема внешней торговли в данном регионе? 

Александр Гурьянов: На ближайшие два года, и это было отмечено на совещании главы государства с руководителями белорусских дипломатических миссий, мы должны выйти на уровень поставок на рынок Латинской Америки в $5 млрд. Причем здесь исходим из текущих наработок и из перспективных проектов. Так, Бразилия — ключевой рынок по калийным удобрениям (наряду с Китаем и Индией), все складывается хорошо, мы восстановили наши позиции. Следует отметить, что Латинская Америка с точки зрения белорусских сборочных производств также достаточно привлекательна, потому что страны этого региона хотят отвязаться, скажем так, от сырьевой ориентации и стремятся развивать свою промышленность. Мы для себя определили приоритеты, к которым относится поддержание активного формата взаимодействия и наращивание сотрудничества с Венесуэлой, развитие на основе внешнеполитических договоренностей сотрудничества с Эквадором и Боливией, развитие активного взаимодействия с Бразилией, Аргентиной. Мы рассчитываем и на сотрудничество с теми странами, контакты с которыми пока вялотекущие, но мы будем настойчиво их продвигать (речь идет о Колумбии, Чили). В частности, Чили является значимым потребителем горнодобывающего оборудования, и мы предлагаем услуги БелАЗа, сопровождение проектов в горнодобывающем секторе. Перу имеет опыт сотрудничества с Беларусью, предлагаем новые проекты.

В ближайшей перспективе планируем серьезное продвижение политического сопровождения наших интересов в Латинской Америке.

Периодически мы слышим упреки в адрес маркетинговых служб ряда белорусских предприятий за беззубую политику на внешних рынках, неумение икать новых партнеров, элементарное незнание иностранного языка. Насколько часто с этим сталкиваются наши дипломаты, и имеет ли эта проблема некое системное решение? 

Александр Гурьянов: Проблемы, безусловно, есть. Рассматривая эти вопросы, в том числе на уровне правительства, договорились, что проведем углубленную оценку работы маркетинговых служб белорусских предприятий. Не всегда маркетинговые специалисты действуют активно. Нам не хватает именно агрессивности. Поэтому работаем над тем, чтобы, во-первых, маркетинговые службы были укомплектованы квалифицированными кадрами со знанием иностранных языков, современных технологий. Во-вторых, чтобы использовались все доступные средства продвижения продукции (не только телефонные разговоры, факсы и т.д.), необходимо участие в выставках, маркетинговая работа в электронных сетях, присутствие на торговых интернет-площадках. Конечно, очень важно качество переговорной работы, этому уделяем самое пристальное внимание. Отдельный акцент необходимо сделать на сопровождении белорусской продукции после того, как товар продан. Просто продать — тот же комбайн, трактор, автомобиль — не значит сделать хорошую работу. Важно то, как клиент будет использовать эту технику, какое у него останется впечатление от ее применения, как будут устраняться возникающие в процессе эксплуатации проблемы — речь идет о качественном сервисе.

Мы не выносим горячие текущие темы на широкое обсуждение, работаем на упреждение, улучшение. И позитивные результаты есть.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by