Размер шрифта:

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея телеканалу «Беларусь 1» (10 апреля 2021 г.)

«Беларусь 1»: Владимир Владимирович, здравствуйте! Расскажите в первую очередь, во сколько Министр иностранных дел обычно приезжает на работу и во сколько уезжает?

В.Макей: Вы знаете, у нас ненормированный рабочий день. Какие-то неожиданные вещи могут случатся и ночью. Как это было, например, в период пандемии, когда нам пришлось вывозить наших граждан, оказавшихся в сложных ситуациях. Поэтому там приходилось и ночью заниматься этими вопросами. Нельзя сказать, что у нас четко отрегулированный рабочий день. Но я приезжаю обычно к восьми часам на работу, а уезжаю после того, как разобрался со стопкой документов на своем столе. Ну естественно надо немного времени уделять и общению с семьей, что тоже придает стимула в работе.

«Беларусь 1»: Скажите, за последние полгода работы прибавилось? «Шатают» же со всех сторон нас.

В.Макей: Всякое время ставит свои задачи перед МИД. Каждое время по-своему было сложным. То мировой финансово-экономический кризис разразился, когда наш экспорт упал, и надо было заниматься активизацией нашей внешнеэкономической деятельности. То еще какие-то моменты. Что так уж чрезмерно прибавилось работы, я бы не стал говорить, но конечно же появилось больше каких-то неприятных моментов, связанных с деструктивной деятельностью, к сожалению, наших европейских партнеров и оппонентов власти, оказавшихся за рубежом.

Приведу слова покойного заместителя Министра иностранных дел Олега Ивановича Кравченко, которого считаю выдающимся дипломатом. Осенью прошлого года он сказал: «Как стало интересно работать».

Я это к тому, что да, нас «шатают», скорее всего осознанно «шатают», заявляя о якобы поддержке нашего суверенитета и независимости. На самом деле эти люди должны четко понимать, что они расшатывают государство Беларусь и саму государственность. Появляются какие-то новые моменты, вызовы, на которые мы должны реагировать. Но, тем не менее, это интересная работа, которая направлена на то, чтобы караван и дальше продолжал свой путь.

«Беларусь 1»: Но и МИД может показать зубы, как говорится. Вот хороший пример – недавний ответ американскому Посольству. Надо сразу сказать, что резонанс был поистине многовекторный. На Востоке этот ответ назвали шедевральным – пресс-секретарь российского МИД Мария Захарова. В США профессор Иоффе похвалил ваших сотрудников за отличное чувство юмора. А как вообще готовятся такие комментарии? Кто автор?

В.Макей: Сразу хочу сказать, что показывать зубы или демонстрировать когти – это не стиль белорусской дипломатии. И мы не намерены действовать, скажем, в духе старых советских времен или времен холодной войны, когда мы изображали друг друга как – помните, была такая фраза – «звериный оскал империализма». Мы абсолютно мирные люди – об этом даже говорится в нашем гимне. И мы никогда не были нацелены и никогда не будем нацелены на то, чтобы доводить ситуацию до какого-то конфликтного противостояния.

Что касается данного заявления, которое действительно вызвало определенные отклики, и то, что ему уделили столько внимания, с моей точки зрения говорит о том, что мы попали в цель. Мы хотели лишь продемонстрировать абсурдность ситуации.

Если Вы обратили внимание, то значительная часть заявления взята из американского заявления. Там лишь слова «Беларусь» и «белорусы» заменены на слова «США» и «американцы». И, как оказалось, оценка ситуации абсолютно идентична. Это говорит о том, что наши партнеры, обвиняя в чем-то Беларусь, забывают посмотреть в зеркало или увидеть бревно в своем собственном глазу. Надо адекватно оценивать ситуацию. Поэтому здесь, еще раз повторюсь, мы хотели показать абсурдность этого времени, когда против Беларуси выдвигаются какие-то – в подавляющем большинстве случаев абсолютно необоснованные – претензии и обвинения.

«Беларусь 1»: Кто автор?

В.Макей: Существует система подготовки. Если случаются какие-то события, которые требуют реагирования, то мы собираемся обычно у меня – те сотрудники, которые курируют то или иное направление, пресс-служба, естественно. Обсуждаем форму подачи, содержание тех или иных материалов, обсуждаем даже возможные аргументы. А затем уже непосредственно исполнитель работает над подготовкой конкретного материала. Над этим материалом работали как минимум два исполнителя, затем обсудили еще и на моем уровне окончательное видение. И получился такой труд. Поэтому я бы сказал, что да, работает конкретный исполнитель, но все равно это коллективный труд. Более того, любого рода заявления должны быть тщательно выверены и обсуждены, и меня учили еще с военных времен, что подобные вещи должны обсуждаться коллегиально, коллективно. И только тогда они будут иметь содержательную ценность. И эмоциональную.

«Беларусь 1»: Проводя на этой неделе совещание, Президент, фактически, начал с темы оптимизации МИД. Если говорить о масштабах Министерства иностранных дел и сравнивать с другими соразмерными странами, как мы смотримся на фоне других?

В.Макей: Случайно увидел одно украинское исследование, в котором говорится о количестве госслужащих на душу населения. Так вот, в Великобритании и в Германии один госслужащий, скажем так, обслуживает 164 человека. Во Франции – 133. У нас – 255. Мы небольшая, «компактная» страна, поэтому мы не можем позволить себе раздутый бюрократический аппарат.

По сравнению с такими же по численности населения, по масштабам странами – Австрия, Венгрия, Швеция – у нас намного меньше аппарат дипломатической службы. Примерно в два раза меньше, чем в Австрии, в три раза меньше, чем в Венгрии и раза в четыре меньше, чем в Швеции.

Я думаю, что надо брать не числом, а умением. Мы создали такую систему, когда порядка тридцати посольств у нас работает в формате «мини-посольств», где один руководитель загранучреждения и два сотрудника. Мы организовали работу таким образом, что они справляются со своими функциональными обязанностями и, если ответственно подходят к делу, то достигают тех целей, которые ставятся перед ними.

«Беларусь 1»: В последние дни началось большое обсуждение того, что в некоторых странах будет сокращено наше представительство. Много разных версий звучит. Так где мы, все-таки, сократим наше присутствие, а где нарастим?

В.Макей: Я внимательно прочитал всю информацию, которая появилась в интернете, печатных СМИ. В некоторых ситуациях вообще можно говорить о какой-то вакханалии, развернувшейся после совещания. Уровень внимания, который был уделен этому совещанию, говорит о том, что все-таки дипломатическая служба Беларуси играет важную роль, и ее тоже пытаются в определенной мере «расшатать» в надежде, что это послужит каким-то сигналом для других ведомств.

Но, возвращаясь к нашему реагированию на заявление Посольства США, я обратил внимание, что некоторые бывшие сотрудники МИД отреагировали таким образом: «вот когда мы были в Министерстве иностранных дел, там работали высококвалифицированные специалисты». То есть, читай так, что «мы – великие – ушли, и там ничего больше не осталось».

Хочу успокоить их: нормально работают сотрудники, высококвалифицированные. И приходят молодые ребята, толковые, очень образованные, с несколькими высшими образованиями. Поэтому дипломатическая служба Беларуси жива, живет и будет жить, продолжать свои традиции.

Что касается второй части вопроса, то оптимизация загранучреждений и центрального аппарата – это процесс постоянный. Потому что времена меняются, ситуация в каких-то странах меняется, где-то нестабильность, особенно если взять африканский, латиноамериканский континенты. Меняется политическая конъюнктура. И нам приходится реагировать на все эти вещи. Повторюсь, мы – небольшая страна, у нас нет геополитических амбиций, фантомных болей. Президент много раз говорил на сей счет: мы хотим лишь мирно жить, торговать с теми государствами, которые готовы работать с нами и проявляют готовность идти нам навстречу. Поэтому постоянно смотрим на то, как развиваются наши отношения с теми или иными странами на том или ином континенте.

Естественно, если мы видим, что в течение нескольких лет нет никакой отдачи, в первую очередь в плане внешнеэкономической деятельности, то мы обсуждаем в Правительстве, вместе с другими ведомствами, с Администрацией Президента, Госсекретариатом Совета Безопасности эти вопросы и вносим соответствующие предложения Президенту. Поэтому ничего сенсационного в этом совещании не было. Это было нормальное, обычное, заранее спланированное совещание, на котором обсуждалась стратегия деятельности Министерства иностранных дел на внешних рынках. И, естественно, те предложения, которые мы выработали вместе с Правительством, другими структурами, были поддержаны Главой государства, и мы будем работать в этом направлении.

Что касается конкретных стран, я бы не хотел их сейчас называть. Потому что, прежде чем открыть загранучреждение, нам предстоит проделать большую работу, получить согласие властей того или иного государства. Но в результате той оптимизации, которую мы проведем, наше дипломатическое присутствие нисколько не уменьшится, наоборот увеличится на вселенских просторах. Какие-то вещи я уже назвал – насчет создания новых генконсульств в Мумбаи, Хошимине, Гонконге. Это тоже очень важно с точки зрения присутствия на этих рынках.

«Беларусь 1»: Сейчас к темам поострее. То, как ведут себя в последнее время западные соседи – это уже не просто вмешательство во внутренние дела, это уже конкретные действия по дестабилизации ситуации в нашей стране. Можно даже назвать это поддержкой экстремизма на самом высоком уровне. Каковы будут наши меры в отношении той же Польши, Литвы?

В.Макей: Мы никогда не говорили и не занимались деятельностью, которая была бы направлена на подрыв наших отношений с другими государствами, в первую очередь с нашими соседями. Мы лишь вынуждены реагировать на те деструктивные заявления и конкретные шаги, которые предпринимаются в отношении Беларуси со стороны наших западных соседей.

Даже в период холодной войны традиционная дипломатия играла свою роль, все придерживались принципов традиционной дипломатии. Сейчас же наблюдается, на мой взгляд, абсолютный отход от этих принципов. То, что недавно российский политолог Федор Лукьянов назвал «триумфом языка без костей». Вы представьте себе – один глава государства выдвигает против другого главы государства обвинение в, фактически, преступлениях против человечества. Раньше это привело бы, однозначно, как минимум, к вооруженному конфликту в отношениях между этими государствами. А сейчас получается так, что один бульдог пролаял, некоторые шавки протявкали в поддержку – и на этом все. Да, какие-то заявления последовали, но никто не несет ответственности за абсолютно лицемерные и циничные действия и заявления.

Для нас абсолютно неприемлемы те претензии, которые выдвигаются в наш адрес. Более того, они вредят развитию государства, государственности и вредят развитию общества. Поэтому, конечно же, мы вынуждены и будем вынуждены реагировать на это. Я вообще удивляюсь – наши партнеры пытаются задействовать здесь и национальный фактор, и культурный фактор, и исторический. За любые ниточки готовы дергать, лишь бы убрать неугодный «режим».

Давайте не повторять ошибок прошлого, «режим» крепок, он силен, и он выстоит. Поэтому надо выстраивать с ним отношения исходя из этого факта. Не надо стремиться организовывать здесь какие-то революции. Ни к чему хорошему это не приведет. Более того, это приведет однозначно, если дальше будет нагнетаться ситуация, к тому, что не будет того гражданского общества, о котором так пекутся наши европейские партнеры.

Мы видим, что такая политика европейского истеблишмента не находит поддержки даже в гражданском обществе этих стран. Буквально недавно на вашем телеканале были озвучены цифры относительно того, сколько литовцев не согласны с политикой властей в отношении Беларуси – порядка 66%. Точно также и по другим странам.

Кто-то может ерничать в данной ситуации, но к нам увеличилось количество обращений за вступлением в гражданство Беларуси. Из западных стран. Мы сейчас обобщаем эту информацию и будем докладывать руководству с тем, чтобы были приняты меры по, возможно, ускоренной процедуре предоставления гражданства этим людям.

Я понимаю почему. В первую очередь, наверное, потому что повлияла пандемическая ситуация. Но в то же время ни один гражданин западной страны не поехал бы в нестабильную страну или небезопасную страну. Поэтому такие обращения имеют под собой конкретные веские основания.

Возвращаясь к сути Вашего вопроса. Мы будем реагировать, конечно же, на подобные деструктивные действия, но мы никогда не будем предпринимать каких-либо шагов, которые были бы направлены на то, чтобы рассорить наши народы. Мы заинтересованы в развитии всестороннего сотрудничества, в первую очередь с нашими соседями, которые, как говорит Президент, даны Беларуси от Бога. Но мы, конечно же, не оставим без ответа те негативные и деструктивные действия, которые пытаются предпринимать наши партнеры на внешнем контуре.

«Беларусь 1»: Вот, кстати, один из тех примеров – это то, что Польша взялась за героизацию военных преступников, что стало последней каплей. На Ваш взгляд, какие цели Варшава здесь преследовала? Это тоже одна из ниточек, за которую намеренно тянули?

В.Макей: Эти действия, которые были совершены на территории Беларуси, они не то что глупы. Я вообще не понимаю, как кто-то мог додуматься до того, чтобы организовывать в нашей стране, которая потеряла треть своего населения во Второй мировой войне, подобного рода мероприятия, чествования по их мнению героев, которые у нас считаются преступниками. И абсолютно обоснованно считаются преступниками. Понятно, что мы тоже были вынуждены принять решительные меры в ответ и попросить уехать несколько консульских сотрудников, которые участвовали в подобного рода мероприятиях.

Сейчас, когда мы начали глубже заниматься этим вопросом, проявились весьма интересные вещи. Более пятисот разных фирмочек здесь, найдя лазейку в нашем законодательстве, занимались так называемой образовательной деятельностью по тем шаблонам и правилам, которые абсолютно чужды нашему обществу и абсолютно не воспринимаются в Беларуси. Поэтому, конечно же, мы будем вынуждены и дальше изучать этот вопрос и принимать конкретные меры, связанные с наведением порядка в нашем законодательстве, закрытием подобного рода лазеек.

Более того, есть четкое подтверждение того, что ряд деструктивных структур и ряд конкретных лиц, которые занимались деструктивной деятельностью, получали финансирование из-за рубежа. Сейчас наши соответствующие структуры – Генпрокуратура и Следственный комитет – занимаются этим вопросом.

Нам абсолютно понятны цели, и об этом Президент сказал на совещании. Скорее всего это связано с развитием внутриполитической ситуации в Польше. Там тоже не все так просто. И всегда, когда мы используем аргумент «зачем вы говорите такие вещи, которые вредят нашим отношениям» – и я имею ввиду не только Польшу, но и ряд других стран – нам говорят «ну вы же понимаете, у нас тут внутренняя ситуация, у нас тут средства массовой информации обращают на это внимание. Поэтому давайте так: мы заявим какие-то жесткие вещи, но вы не обращайте на это внимания». Но у нас тоже есть внутренняя ситуация, на которую мы тоже должны обращать внимание. Поэтому мы будем очень жестко реагировать на любые проявления, связанные с глорификацией нацизма, фашизма и их пособников.

«Беларусь 1»: Вот кстати фильм «Манкурты» на ОНТ. Наверняка Вы смотрели этот фильм. Он вскрыл действия иностранных спецслужб. Был ли МИД причастен к этой операции?

В.Макей: Кто ж Вам скажет, был ли МИД причастен? Но сам фильм мне понравился. Хочу сказать, что он сделан добротно, не зря он вызвал подобные эмоции на той стороне. Мне кажется, он свидетельствует о высоком профессионализме наших специальных служб. Дай Бог, чтобы и впредь они действовали так качественно, эффективно и реагировали на те действия, которые предпринимаются против Беларуси из-за рубежа.

Я смотрю на это немного шире. Я увидел, кто есть кто из тех белорусских граждан, которые убежали на Запад, с точки зрения человеческих качеств и что они из себя представляют. Такого уровня падения некоторых людей я давно не видел. Их выставляют в тех или иных странах в качестве героев или революционеров, которые пытаются насадить демократию в Беларуси. Никакая насажденная извне демократия не будет являться реальной демократией. Это будет диктатура, которая будет еще сильнее коммунистической диктатуры. Они нас упрекают, что у нас диктатура, а это будет на самом деле фашиствующая диктатура, в случае прихода вот этих «революционеров» к власти.

Поэтому нам надо думать над тем, как нам эволюционно двигаться навстречу друг другу, не пытаясь организовать революции в наших странах. И тем более нашим соседям не пытаться организовать революцию в Беларуси.

«Беларусь 1»: Возвращаясь к этому фильму и вообще к этой ситуации в целом. А были ли попытки иностранных спецслужб завербовать наших дипломатов?

В.Макей: Дипломаты являются носителями государственных секретов. При поступлении на дипломатическую службу оформляется допуск к секретам соответствующего уровня. И это абсолютно обосновано и понятно, потому что проходят различного рода документы – начиная с совершенно секретных и заканчивая документами для служебного пользования. Поэтому, конечно же, интерес спецслужб любой страны к дипломатам другой страны абсолютно обоснован.

Американский дипломат и писатель Чарльз Фриман сказал однажды, что дипломаты – это узаконенные шпионы, а шпионы нередко – это неузаконенные дипломаты. И я думаю, что эта фраза говорит сама за себя. Поэтому к дипломатам любых стран в стране аккредитации будет приковано внимание спецслужб. Это абсолютно понятно.

Были случаи попыток вербовки наших дипломатов и административно-технических сотрудников в некоторых странах. Но соответствующие лица оказались на высоте, проинформировали своих руководителей, и в результате мы были вынуждены предпринимать соответствующие действия по обеспечению их безопасности. Мы, естественно, не афишируем подобные случаи, но всегда заявляем соответствующие протесты другой стороне.

«Беларусь 1»: Давайте вернемся к совещанию. Ожидаемо оно, как и многое другое, обросло фейками. Вот что писали некоторые телеграмм-каналы, я процитирую: «МИД проиграл в аппаратной и идеологической борьбе», «политические контакты на нуле, торговля под санкциями», «посольства оптимизируют до торговли и консульских служб» и так далее. Расскажите, что за аппаратная борьба у вас там, а самое главное – с кем?

В.Макей: Вот эти фразы, которые использовали по итогам этого совещания, свидетельствуют о том, что эти люди судят по себе. Видно, что у них идет грызня и за ресурсы, и за лидерство, за то, кто будет первым. Есть у них определенные политические амбиции. Поэтому они хотят перенести это и на белорусскую почву.

Цель понятна. Показать, что в руководстве Беларуси существует два или несколько «лагерей», которые грызутся между собой и которые «готовы перегрызть друг другу горло». Конечно, если это упадет на несформированную почву, попадет в какое-то юношеское сознание, то можно и поверить в это. А в результате показать, что власть слаба, что вот-вот рухнет, что нет единства, и «у этого режима будущего уже нет».

Хочу разочаровать тех, кто мыслит такими категориями. Мы очень плотно работаем со всеми партнерами во всех других министерствах, с коллегами из других структур. И особенно, если речь идет о принятии каких-то решений, связанных с отстаиванием интересов государства, то мы уделяем этому особое внимание и тщательно просчитываем все возможные последствия тех или иных наших предложений и решений.

Да, мы иногда вносим предложения, которые могут быть не поддержаны в Правительстве или Администрации Президента. И наоборот – некоторые предложения, которые вносят наши коллеги, могут быть не поддержаны Министерством иностранных дел. Но это нормальный процесс, когда обсуждаются различного рода предложения, вырабатываются решения, и затем эти решения формализуются. После того, как уже принято решение, тогда уже нужно выполнять это решение, даже если ты не согласен. В этом суть дипломатической службы, да и любой государственной службы вообще. Поэтому есть какие-то дискуссионные вещи – это нормальный процесс в ходе принятия решения. Но, поверьте, аппаратных игр абсолютно нет. Во всяком случае, в своей личной биографии никогда этим не занимался и не собираюсь заниматься.

«Беларусь 1»: Еще один наш сосед – Украина. Как вы расцениваете риторику официального Киева – начиная от того, что Президента Александра Лукашенко было не велено называть Президентом, заканчивая тем, что Украина отказалась от белорусской площадки по переговорам. Хотя еще свежи в памяти слова Владимира Зеленского, когда он благодарил нашего Президента за такой формат.

В.Макей: Да, удивительные метаморфозы происходят с нашими южными соседями. Знаете, определять, кто в стране президент, не должен и не может кто-то извне – определяет белорусский народ. И обратите внимание: сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы. Речь идет о том, та это цифра, не та эта цифра. Но факт остается фактом: Александр Лукашенко победил и избран Президентом Беларуси. Но для нас абсолютно неприемлемо, когда какие-то лица извне, основываясь на заявлениях этих вот беглых, переносят это на практическую сферу взаимоотношений с Беларусью.

Украина поставила отношения с Беларусью «на паузу». Смешно и грустно слышать об этом, как будто эта пауза запретит общаться людям, образует паузу между народами. Мы никогда такого себе не позволим и никогда не опустимся до этого.

Посол Украины пишет мне постоянно смс-ки о том, что тот или иной телеканал Беларуси как-то весьма жестко подал информацию об Украине. Мол, такого не должно быть, это непозволительно в отношениях между двумя государствами и так далее. Но, на самом деле, я понимаю вас – журналистов, когда украинские телеканалы, средства массовой информации делают абсолютно необоснованные, жесткие заявления по Беларуси, граничащие практически с оскорблением. Рано или поздно, наверное, им придется нарваться на такой же адекватный ответ. Я не оправдываю, в целом, подобного рода отношение и подачу информации. Считаю, что, конечно же, все должны вести себя достойно и, более того, достойный уровень подачи информации наоборот вызывает больше доверия и уважения. Но факт остается фактом, что, опять-таки, мы вынуждены были реагировать на те вещи, которые прозвучали со стороны нашей соседки.

Повторюсь, мы заинтересованы в развитии всей гаммы наших отношений с Украиной – и торгово-экономических, и политических, и культурных. У нас и общая граница – 1084 километра. Мы тоже должны думать о том, чтобы она была границей мира, а не границей раздора. Более того, в декабре этого года мы будем отмечать 30-летие дипломатических отношений – и с каким багажом мы подойдем к этой юбилейной дате?

Что касается заявления господина Кравчука – Президент много раз говорил, что мы не навязывались в какие-то посредники. И мы не навязывались в этот процесс, в который оказались вовлеченными по просьбе и Украины, и Германии, и России, и Франции. Мы абсолютно добросовестно выполняли те обязанности, о которых нас попросили: обеспечение работы трехсторонней контактной группы (и организационное, и протокольное, и техническое). Претензий к нам не было. Были благодарности и с украинской стороны, со стороны России, и со стороны ОБСЕ. Есть конкретные документы на сей счет.

Подобного рода вакханалия вокруг этого заявления говорит о нежелании отдельных украинских политиков соблюдать те договоренности, которые были достигнуты в Минске. Неважно где будут проходить эти заседания. Пусть они даже в Антарктиде проходят – главное, чтобы был достигнут конкретный результат. А именно – остановлены боевые действия на востоке Украины. И это предложение господина Кравчука для меня смехотворно: «мы должны проводить заседания Трехсторонней контактной группы в нейтральной стране, например, в Польше». Я не знаю откуда родом господин Кравчук, но эта его фраза-шутка достойна пера покойного одессита Михаила Жванецкого. Уж более «нейтральной» страны, чем Польша, во всем мире не сыскать.

Повторюсь. Мы не гонялись за лаврами миротворцев. Нас попросили оказать содействие в урегулировании кризиса на востоке Украины, и мы добросовестно постарались выполнить эту просьбу. Не хотят они работать дальше – пожалуйста, пусть ищут другое место. Речь идет не об этом, это все определенные уловки. Речь идет о том, что все стороны должны быть искренне заинтересованы в скорейшем урегулировании кризиса на востоке Украины, а не в попытках обойти в том числе и Минские договоренности.

«Беларусь 1»: А как Вам действия некоторых деструктивно настроенных групп, в том числе из-за границы, в том числе этаких псевдопатриотов, которые делают все, чтобы помешать экономическому сотрудничеству с Беларусью – сорвать контракты и так далее. Вот недавний пример МАЗа во Львове. Я думаю, это не единственный пример. Как Вы такое расцениваете, и вот как с этим бороться? Потом все телеграмм-каналы веселятся: вау, помешали сотрудничеству.

В.Макей: Я пытаюсь понять их логику. Но должен согласиться с Вами – грустно становится от того, что им весело, что народу становится хуже. Любое дальнейшее ужесточение санкций приведет к тому, что гражданское общество перестанет существовать. И это, я считаю, будет абсолютно обосновано в данной ситуации. Гражданское общество, о котором они «пекутся»!
В моем понимании те лица, которые призывают сейчас к санкциям против своего же народа, совершают преступление против своего народа. Я считаю, что именно так это надо расценивать.

Уже много раз упоминался санаторий в Друскининкае. Или взять компанию «Амкодор», которая занимается производством дорожно-строительной техники, лесозаготовительной и так далее. Порядка десяти тысяч рабочих страдают. Или взять эту кампанию, которая строит «Минск Мир» – они даже в это трудное время, пандемическое время, нашли возможность, чтобы со скидкой предоставлять квартиры нуждающимся людям. И против нее вводят санкции. Скажите, это нормально? Это гуманно с точки зрения здравомыслящего человека? Думаю, вряд ли. Но, тем не менее, соответствующие лица, которые убежали на Запад, предлагают такие действия в надежде, что станет плохо жить, не будут выплачивать зарплаты и народ выйдет на улицы и сметет этот «ненавистный режим». Ну а что дальше? Что останется после того, как такая гипотетическая революция свершится? Останутся руины, из которых Беларусь, скорее всего, уже не восстанет. И Беларусь вряд ли будет существовать как государство, и вряд ли мы будем говорить о белорусской государственности. Я в этом глубоко убежден.

Поэтому надеюсь, что эти мальчики и девочки, которые призывают к санкциям против своего же народа, наконец-то образумятся и задумаются. И если уж бороться, так надо бороться достойными политическими методами.

«Беларусь 1»: Пример как раз-таки дружественных отношений – это отношения Беларуси и Индии. С этой страной у нас давние связи и сотрудничество. Президент на неделе встречался с Послом этой страны. Какие новые точки соприкосновения может быть уже найдены?

В.Макей: Абсолютно согласен с Вами, что сотрудничество с Индией представляет собой хороший пример такого равноправного, достойного взаимодействия, несмотря на разный вес наших государств. Индия – более 1,3 млрд. человек населения, и десятимиллионная Беларусь – конечно, уровень несопоставим. Но, тем не менее, у нас есть масса проектов практически во всех сферах и областях, в которых заинтересованы обе стороны. У нас реализуется ряд проектов в фармацевтической сфере с участием индийских компаний. Мы реализуем совместные проекты в горнодобывающей сфере и осуществляем поставки нашей техники, БЕЛАЗов, работаем и в сфере IT-технологий, и в сфере образования. Президент встречался с Послом, есть договоренность о том, что надо активизировать взаимодействие именно в сфере здравоохранения, особенно с учетом пандемической ситуации. Индия уже разработала две вакцины и предложила и нам использовать их для вакцинации нашего населения. Есть ряд других проектов, которые обсуждались на встрече с Президентом. Были достигнуты конкретные договоренности, над реализацией которых сейчас МИД будет работать.

Поэтому абсолютно согласен с Вами – это как раз пример такого нормального, порядочного взаимодействия двух государств, равноправного взаимодействия двух государств. Когда искусственно не выпячиваются и не политизируются какие-то проблемы, связанные с правами человека, еще с какими-то вещами, что зачастую является абсолютно надуманным предлогом.

«Беларусь 1»: Во время встречи обсуждался и вопрос визита Премьер-министра Индии в Беларусь и нашего Президента в Индию. Есть ли какие-то даты, может быть уже оговаривались сроки?

В.Макей: Принципиально вопрос обсуждался. Над этим будем работать, потому что надо учитывать и пандемическую ситуацию в том регионе и в нашем регионе. Но есть взаимная заинтересованность – это самое главное. Поэтому думаю, что технические и протокольные детали мы уже отработаем в самое ближайшее время.

«Беларусь 1»: Наш дипломатический штат в Индии мы планируем расширять?

В.Макей: Уже обозначал эту тему. С учетом того, что Индия – это огромная территория, огромная страна, в которой проживает огромное количество населения, и зачастую охватить из столицы все регионы невозможно, мы приняли решение об открытии генконсульства в финансовой, экономической столице Индии – Мумбаи. Поэтому сейчас мы будем работать над этим. Предварительная реакция наших индийских партнеров положительная. Сейчас мы разработаем конкретный план по реализации этой идеи, этого предложения с тем, чтобы наши дипломаты постоянно присутствовали в Мумбаи, где сосредоточено огромное количество финансовых и промышленных центров. Это, кстати, регион, куда и наши туристы весьма охотно ездят. Как показала пандемическая ситуация за прошлый год – и я с удивлением узнал – что очень много наших граждан оказалось в Индии, и их пришлось потом с трудом вывозить оттуда.

«Беларусь 1»: Давайте вернемся к совещанию о работе МИД. На совещании от Президента прозвучала такая фраза, я процитирую: «Дружественной для нас является та страна, где покупатель голосует своим рублем за белорусский товар, а правительство этому не препятствует». А в каких странах чинят препятствия?

В.Макей: Вы сами знаете, в тех странах, которые ввели санкции против Беларуси в связи с прошедшими в прошлом году президентскими выборами. Это страны Европейского союза, это Великобритания, США, Канада и некоторые присоединившиеся европейские государства.

Мы спокойно смотрим на это. Конечно, мы учитываем это в выстраивании нашей внешнеэкономической, внешнеполитической деятельности. Естественно мы постараемся сделать все, чтобы на благосостояние народа это не повлияло. Хотя, конечно же, иногда это бывает достаточно трудно сделать с учетом радикальной позиции некоторых лиц, которые фактически считают, что санкции – это самый лучший инструмент решения любых вопросов, в том числе и в межгосударственных отношениях.

Мы никогда не будем стремиться к тому, чтобы использовать тематику санкций против народов других государств, против бизнесов других стран, с которыми мы готовы работать и будем работать. Поэтому да, мы учитываем это в нашей деятельности, но будем вырабатывать адекватные шаги по реагированию.

«Беларусь 1»: Еще один вопрос, который меня очень заинтересовал. В Совмине выработали систему оценки вклада дипломатов в общую «экспортную копилку». Это как? Какие будут критерии этой оценки?

В.Макей: Да, действительно, мы немного усовершенствовали критерии оценки деятельности наших дипломатов, работающих за рубежом. Если раньше мы оценивали их, скажем так, по уровню экспорта в те или иные страны, то сейчас мы комплексно подошли к этой оценке: разработано порядка восьми-десяти критериев. Они естественно включают в себя и показатели, связанные с внешнеэкономической деятельностью (экспорт-импорт), показатели, связанные с привлечением иностранных инвестиций из-за рубежа, работу по совершенствованию каких-то институциональных механизмов (межправкомиссии, деловые советы, визиты на высшем и высоком уровнях), проведение конкретных организационных мероприятий (то есть выставки, семинары, конференции и так далее) и ряд других факторов, которые мы будем учитывать при оценке деятельности в первую очередь руководителя загранучреждения по итогам года. Эти критерии введены с начала этого года, поэтому думаю, что к совещанию у Главы государства, которое скорее всего состоится в июле, мы уже подойдем с предварительной оценкой работы того или иного руководителя.

«Беларусь 1»: На Ваш взгляд, какой «вопрос номер один» стоит сегодня перед Министерством иностранных дел Беларуси?

В.Макей: Вы знаете, и сегодня, и всегда вопросом номер один для Министерства иностранных дел является защита национальных интересов страны, укрепление государственного суверенитета и защита территориальной целостности Республики Беларусь. Это вопрос номер один для нас.

«Беларусь 1»: Спасибо Вам большое! Спасибо за интервью!

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by