Размер шрифта:

Стенограмма интервью заместителя Министра иностранных дел Беларуси Е.Шестакова информационному агентству «Пренса Латина» (3 июня 2016 г., г.Гавана)

Что побуждает Беларусь участвовать в работе Ассоциации Карибских государств в качестве наблюдателя?

Е.Шестаков: Прежде всего, хочу отметить, что основополагающими принципами внешней политики Беларуси являются многовекторность и открытость внешнему миру. Наша страна всегда стремилась и стремится к развитию конструктивного взаимодействия со странами в различных регионах.
 
Мы уверены, что участие Беларуси в работе Ассоциации Карибских государств в качестве наблюдателя открывает новые возможности для укрепления доверительных партнерских отношений между Беларусью и странами Карибского бассейна.
 
Площадка Ассоциации Карибских государств дает возможность значительно активизировать и расширить торгово-экономическое сотрудничество нашей страны со странами-членами Ассоциации. И я уверен, что реализация совместных взаимовыгодных проектов отвечает интересам как Беларуси, так и государств региона и будет содействовать устойчивому развитию наших стран и повышению благосостояния наших народов.
 
Мы диверсифицируем нашу экономику для того, чтобы быть застрахованными на случай возникновения каких-либо кризисных явлений в том или ином регионе. Поэтому мы сегодня очень активно развиваем наши торгово-экономические отношения со странами по всем направлениям: в Латинской Америке, Африке, Азии, на Ближнем Востоке. Укрепляем наше дипломатическое присутствие в этих регионах.

Недавний визит Первого заместителя Председателя Государственного Совета и Совета Министров Кубы М.Диаса-Канеля в Беларусь продемонстрировал высокий уровень двусторонних политических отношений. Как Вы полагаете, в каких сферах нужно работать, чтобы поднять уровень экономического взаимодействия до политического?
 
Е.Шестаков: Куба является стратегическим внешнеполитическим партнером Беларуси на международной арене и одним из важнейших союзников в Западном полушарии. Символично, что Посольство Беларуси на Кубе стало первым дипломатическим представительством нашей страны в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. С момента установления дипломатических отношений в апреле 1992 г. достигнуты значительные успехи в развитии двусторонних связей и сегодня мы можем говорить о стратегическом партнерстве между нашими странами. 
 
Повестка дня белорусско-кубинского межгосударственного взаимодействия весьма насыщена. Мы можем с гордостью говорить о прекрасных отношениях между руководством наших стран, в том числе теплых дружеских отношениях Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с историческим лидером кубинской революции Фиделем Кастро.
 
При этом, как Вы правильно отметили, Беларусь и Куба должны сделать все для того, чтобы уровень торгово-экономического взаимодействия соответствовал максимально высокому уровню политического взаимодействия, который существует сейчас между нашими странами.
 
При этом на сегодняшний день в результате совместных усилий мы имеем положительную динамику сотрудничества в торгово-экономической сфере. В 2015 году объем двусторонней торговли составил почти 70 млн. долларов США, что на 72 процента больше по сравнению с 2014 годом. Вместе с тем, по-прежнему существует большой потенциал для дальнейшего наращивания нашего торгово-экономического взаимодействия, реализации крупных совместных проектов в интересах наших стран.
 
Для успешного развития сотрудничества мы имеем солидную двустороннюю договорно-правовую базу. Например, мы активно работаем по реализации межправительственного соглашения о встречных поставках в Беларусь известных кубинских медицинских препаратов взамен на поставки белорусской техники на Кубу. Успешно реализуются наши договоренности с кубинской стороной о поставках белорусской техники в рамках сотрудничества с Банком развития Республики Беларусь, который поддерживает экспортные поставки нашей продукции за рубеж.
 
Сегодня мы обсуждаем дальнейшие шаги, которые касаются сотрудничества в этих сферах. Речь идет, в том числе, о переходе от простой торговли к более сложным формам кооперации, созданию совместных производств. В стадии реализации находится ряд взаимовыгодных проектов. К примеру, на одном из предприятий в Сантьяго-де-Куба монтируется линия по сборке кабин для автомобилей МАЗ. Изучается возможность совместной сборки сельхозтехники «Белагромаш» на одном из заводов в городе Ольгин. Помимо того, такие флагманы белорусской промышленности, как МАЗ и МТЗ рассматривают возможность открытия своих представительств на Кубе.

В каких сферах экономики и финансов торговые отношения с Беларусью могут смягчить последствия блокады США против Кубы?
 
Е.Шестаков: Прежде всего, подчеркну, что Беларусь категорически осуждает односторонние экономические меры как средство политического и экономического давления на развивающиеся страны. Такие меры противоречат основным принципам международного права, а также духу и букве Устава ООН.
 
Мы выступаем за неотъемлемое право каждого государства определять свой собственный путь развития и не приемлем попыток отдельных стран военными, политическими, экономическими или иными мерами оказать давление с целью изменения внутренней политической системы других государств.
 
Беларусь приветствует начало процесса нормализации отношений между Кубой и Соединенными Штатами Америки и неизменно призывает к скорейшему снятию экономической, финансовой и торговой блокады США против Кубы.
 
Сегодня Куба – современное динамично развивающееся государство. Уверен, что если бы не блокада со стороны США, то динамика этого развития была бы еще большей.
 
Нам хорошо известно о том, что Куба нацелена на обеспечение устойчивого экономического роста и продовольственной безопасности страны. Беларусь проходила подобный путь в годы выстраивания и укрепления собственного суверенного и независимого государства. На основе нашего опыта и достижений мы всегда оказывали и будем оказывать поддержку героическому кубинскому народу в деле модернизации производства, инфраструктуры, сельского хозяйства.
 
Мы уже говорили о динамично развивающейся торговле и хороших перспективах углубления торгово-экономических и кооперационных связей между нашими странами.
 
Помимо этого мы видим хорошие возможности для реализации совместных научно-технических и инновационных проектов по таким направлениям, как медицина, фармацевтика, биотехнологии, информационные технологии, машиностроение, производство новых материалов, энергетика, строительство, подготовка научных кадров и во многих других сферах.
 
Недавно эти вопросы мы обсудили в Гаване на заседании Совместной Комиссии по сотрудничеству в сфере науки и технологий. По итогам этого мероприятия была утверждена программа белорусско-кубинского научно-технического и инновационного сотрудничества на 2016 – 2018 годы. Эта программа предусматривает проработку вопроса создания совместных производств по выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции, обеспечение коммерциализации результатов научно-технической деятельности, проработку вопроса активизации трансфера технологий по перспективным направлениям сотрудничества.
 
В нашей стране создан и очень успешно функционирует Парк высоких технологий, который специализируется в сфере информационных технологий. На основе этого опыта Беларусь готова оказать содействие Кубе по созданию современных телекоммуникационных и компьютерных систем, программного обеспечения, подготовке специалистов в этой сфере.

Какое значение придается Латинской Америке во внешней политике Беларуси?
 
Е.Шестаков: Развитие многоплановых отношений Беларуси с регионом Латинской Америки является самостоятельным и важным направлением внешней политики нашего государства.
 
В ходе моего визита на Кубу, одной из целью которого стало участие в VII Саммите Ассоциации Карибских государств, предполагается подписание соглашения о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам с Гватемалой, а также совместного коммюнике об установлении дипломатических отношений с Сент-Китс и Невис. Таким образом, мы можем говорить о том, что Беларусь сегодня поддерживает дипломатические отношения практически со всеми государствами Латинской Америки и Карибского бассейна.
 
Важным фактором, который сближает позиции Беларуси и стран Латинской Америки на международной арене, является совместная работа по продвижению к многополярному мироустройству. 
 
Особое место во внешнеполитической деятельности как Беларуси, так и латиноамериканских стран занимают вопросы международной безопасности, демократизации международных отношений, усиления ключевой роли Организации Объединенных Наций, повышения эффективности Движения неприсоединения.
Беларусь поддерживает проведение странами Латинской Америки самостоятельного, независимого внешне- и внутриполитического курса.
 
Для Беларуси Латинская Америка также важна как одна из площадок нашей интеграции в мировые торгово-хозяйственные связи. 
 
Экономические системы Беларуси и ведущих латиноамериканских стран по характеру и структуре дополняют друг друга, что является объективной предпосылкой для расширения взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
 
Общий товарооборот Беларуси со странами Латинской Америки за период с 2000 по 2014 год увеличился более чем в 5 раз. Однако кризисные явления в странах, являющихся основными торговыми партнерами Беларуси в регионе, несколько негативно повлияли на состояние динамики наращивания белорусского экспорта в Латинскую Америку в 2015 году.
 
Думаю, что в интересах и Беларуси и стран региона прилагать максимум усилий для диверсификации и роста наших торгово-экономических отношений. 
 
Уверен, что у сотрудничества Республики Беларусь со странами Латинской Америки имеются прекрасные перспективы.
 

Беларусь в последние годы стала местом проведения переговоров по поиску политического разрешения конфликта в Украине. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы этого переговорного процесса с учетом того, что время от времени складывается впечатление, что Киев делает ставку на военное решение с поддержкой стран Запада?

 

 

Е.Шестаков: Трагические события 2014 – начала 2015 года говорят о том, что попытки решить этот конфликт военным путем приводят лишь к новым человеческим жертвам и страданиям братского нам народа, к росту напряженности в нашем регионе. 
 
Мы предоставили переговорную площадку для проведения переговоров Трехсторонней контактной группы Россия-Украина-ОБСЕ. Итогом встреч представителей сторон стало подписание Минских договоренностей – единственного на сегодняшний день документа, который дает возможность мирного решения кризиса на востоке Украины. 
 
11-12 февраля 2015 г. в г.Минске прошли переговоры президентов Украины П.Порошенко, России В.Путина, Франции Ф.Олланда и канцлера Германии А.Меркель, по итогам которых трехсторонней контактной группой был подписан документ о прекращении боевых действий и реализации комплекса мер по выполнению минских соглашений, достигнутых в сентябре 2014 года. Как результат – уровень напряженности в зоне конфликта заметно снизился, стороны прекратили использовать тяжелые вооружения, уменьшилось число жертв среди мирного населения.
 
Для дальнейшей нормализации ситуации требуется желание и воля сторон. Насколько четко будут выполняться положения Минских договоренностей, настолько быстрее стороны конфликта перейдут к конструктивному мирному диалогу. Продолжение переговорного процесса даст возможность согласовать и разрешить наиболее «болезненные» точки в позициях противоборствующих сторон и начать процесс восстановления утраченных за время конфликта как человеческих, так и экономических связей.
 
Мы позитивно относимся к достигнутому согласию сторон продолжить переговорный процесс до полного выполнения Минских соглашений. Призываем стороны соблюдать договоренности о прекращении огня, не допускать новой фазы обострения ситуации, приступить к решению гуманитарных вопросов.
 
Беларусь готова и дальше в полной мере способствовать работе контактной группы, а также обеспечить любые иные форматы переговоров для урегулирования ситуации в Украине, в том числе на самом высоком уровне, как это и было сделано 11-12 февраля 2015 г. в Минске.

Беларусь и Россия работают над укреплением Союзного государства и развивают экономические отношения в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Каковы перспективы этих процессов для Вашей страны?
 
Е.Шестаков: В первую очередь хочу отметить, что Евразийский экономический союз – это организация региональной экономической интеграции. В основе функционирования Союза лежат прагматичные цели: создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на рынке ЕАЭС без изъятий и ограничений, а также реализация согласованной политики в ключевых секторах экономики. Вот почему более тесная интеграция в рамках Союза предполагает, прежде всего, дальнейшую работу по минимизации изъятий и ограничений из режима обеспечения упомянутых мною «четырех свобод». Пока же, например, формирование общих рынков в таких сложных сферах, как энергетика и финансы, растянуто на переходные периоды до 2025 года.
 
Республика Беларусь выступает за более активную работу партнеров по интеграции в части формирования общих и единых рынков в рамках ЕАЭС. Вместе с тем государства-члены Союза исходят из того, что достижение указанных целей экономической интеграции не требует формирования в рамках ЕАЭС каких-либо политических надстроек. 
 
Беларусь в 2015 году первой председательствовала в органах ЕАЭС. В этой связи Президентом нашей страны было направлено обращение к главам государств-членов Союза, которое содержало ряд инициатив белорусского председательства, в частности, практическую реализацию согласованной промышленной и агропромышленной политики, развитие промышленной кооперации, реализацию совместных инвестиционных проектов, практическую реализацию совместных действий по развитию экспорта, выработку концепций формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, дальнейшую либерализацию рынка услуг. 
 
Отмечу, что на сегодняшний день многое из этого списка задач уже выполнено, и мы настроены продолжать дальнейшую работу по развитию нашего интеграционного объединения.

Беларусь и Россия поддерживают тесное сотрудничество в сфере обороны. В связи с этим как Вы оцениваете действия НАТО по укреплению сил у границ с Россией под предлогом противостояния предполагаемой угрозе со стороны Москвы?
 
Е.Шестаков: Сегодня мы являемся свидетелями возросшей угрозы дестабилизации и без того шаткой архитектуры безопасности во всем европейском регионе.
 
Беларусь традиционно предпринимает все возможные усилия по обеспечению военно-политической стабильности у наших границ и в мире в целом. Как государство, имеющее свои интересы и на Востоке, и на Западе, мы не заинтересованы в обострении ситуации.
 
То, что различия в подходах по обеспечению региональной безопасности между ключевыми игроками европейского континента всё больше трансформируется в реальное наращивание военных потенциалов, объективно не отвечает ничьим интересам. Мы не разделяем подходов по «притягиванию» на свою территорию дополнительных иностранных военных объектов и сил. Исходим из того, что такие действия ослабляют безопасность конкретного государства.
 
В современных условиях равная безопасность не может быть достигнута «накачиванием военных мускулов» каких-либо военных блоков или альянсов государств. Беларусь твердо придерживается принципа разрешения всех конфликтных ситуаций и решения всех проблемных вопросов исключительно дипломатическим путем, за столом переговоров.
 
Поэтому мероприятия, проводимые НАТО или под эгидой НАТО вблизи наших границ – а с государствами Североатлантического альянса у нас более 1200 км общей границы, – а также наращивание соответствующей инфраструктуры, хотя на данный момент и не расцениваются как прямая военная угроза, не воспринимаются нами позитивно. Это потенциальный вызов в рамках Союзного государства Беларуси и России, требующий адекватных мер реагирования.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by