Размер шрифта:

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея газете «Советская Белоруссия» (27 мая 2014 г.)

Устойчивое развитие стало новой идеологией

28 — 31 мая нашу страну с рабочим визитом посетит администратор Программы развития ООН (ПРООН) Хелен Кларк.

ПРООН — это ключевая структура системы ООН, которая оказывает экспертное содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой по широкому спектру направлений, координирует деятельность в области развития специализированных учреждений ООН. Наряду с предоставлением средств из собственных бюджетных ресурсов для реализации проектов технического содействия активно мобилизует ресурсы международных доноров.

О том, как развивается сотрудничество Беларуси с ПРООН и как оценивается в нашей стране деятельность этой структуры, мы попросили рассказать министра иностранных дел  В.В. Макея.

- Владимир Владимирович, в каком контексте вы рассматриваете визит в нашу страну администратора Программы развития ООН Хелен Кларк и каково его значение?

- Необходимо сразу отметить, что администратор ПРООН — это важнейшее должностное лицо в исполнительной структуре ООН, де-факто первый заместитель Генерального секретаря ООН, отвечающий за социально-экономический блок организации. Его действия и решения зачастую имеют гораздо более серьезные и конкретные последствия для государств, нежели политического руководства секретариата ООН, включая самого Генерального секретаря. В этом веке такой визит осуществляется в нашу страну впервые.

Необходимо отметить, что Хелен Кларк — уважаемая международная фигура. Она одна из немногих реальных политиков, кто достиг политических вершин и в своей стране, и на международной арене. Многие годы Х.Кларк возглавляла Лейбористскую партию (Партию труда) Новой Зеландии, с 1999 по 2008 год являлась премьер-министром этой страны. Госпожа Кларк — крупный специалист по вопросам развития, работала в новозеландских правительствах министром строительства, здравоохранения, культуры. Известный борец за мир.

С 2009 года Х.Кларк возглавляет Программу развития ООН.

 — Каковы реальные возможности этой структуры?

 — Насколько я помню, объем программной деятельности ПРООН составляет порядка 7 млрд. долларов США в год, что превышает регулярный бюджет самой ООН. Программа имеет представительства более чем в 130 странах мира, которые одновременно выполняют функции дипмиссий ООН. Кстати, Беларусь была первым государством на пространстве бывшего СССР, где в 1992 году было открыто представительство ПРООН. С тех пор в нашей стране были реализованы программы техпомощи на сотни миллионов долларов США. Нынешняя страновая программа для Беларуси охватывает темы от постчернобыльской реабилитации до профилактики распространения ВИЧ/СПИД и борьбы с туберкулезом.

 — Есть ли какие-то особенности, необычные стороны у визита?

 — Программа развития ООН много сделала в плане оказания помощи Беларуси по вопросам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и выступает координатором международного чернобыльского сотрудничества. В Минске 30 мая под руководством администратора ПРООН пройдет заседание Межучрежденческой группы ООН по Чернобылю, которое будет посвящено разработке соответствующих стратегий после истечения в 2016 году сроков ныне действующих программ. Межучрежденческая группа объединяет более десятка различных учреждений системы ООН, а также порядка десяти стран, включая наиболее пострадавшие государства (а это, кроме нас, Россия и Украина) и государства-доноры. Это заседание станет первым выездным заседанием за всю историю существования Межучрежденческой группы. Символично, что оно пройдет именно в Минске, поскольку этот факт подчеркивает роль Беларуси в процессах наработки и анализа уникального опыта борьбы с последствиями аварии. Эти вопросы, с другой стороны, важны и для всего мира. Мы готовы поделиться нашим опытом и тем самым внести свой вклад в укрепление глобального режима ядерной и радиационной безопасности.

 — Хелен Кларк известна своей приверженностью задачам устойчивого развития и помощи нуждающимся странам.

 — Совершенно верно. Это ее убеждения, а не конъюнктурные соображения. В период руководства Х.Кларк ПРООН устойчивое развитие стало своего рода новой идеологией, пронизывающей деятельность Организации Объединенных Наций. Цель этой идеологии в том, чтобы развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не ставило под угрозу жизнь и безопасность будущих поколений. В первую очередь речь идет об исчерпаемости природных ресурсов. Устойчивое развитие предполагает связь экономического развития и состояния окружающей среды.

Также устойчивое развитие и нищета — несовместимые вещи. Поэтому для достижения устойчивого развития необходимы экономическое равенство и социальная справедливость как внутри стран, так и в глобальной международной системе. Эти темы близки и нам, и мы верим в конструктивное взаимодействие с ООН и ее глобальную роль.

Одобренные мировыми лидерами в 2000 году цели развития Декларации тысячелетия составили первую в мировой истории глобальную программу развития и улучшения жизни населения планеты.

В 2015 году главы государств соберутся на очередной саммит ООН для рассмотрения результатов проделанной странами и в целом международным сообществом работы. Сейчас в рамках ООН с нашим активным участием идет разработка новых целей устойчивого развития.

 — Как мир продвигается к достижению целей, установленных для 2015 года?

 — Это движение происходит неравномерно. В то время как одни страны уже достигли многие из целей, другие не приступали еще ни к одной. В число крупных стран, добившихся значительного прогресса на этом пути, вошли Китай, где количество бедного населения сократилось вдвое, а также Индия. Обе страны обладают мощными внутренними и внешними факторами развития. Регионы же, наиболее нуждающиеся в переменах, такие, как страны Африки к югу от Сахары, все еще должны предпринять радикальные изменения для повышения качества жизни населения.

По целому ряду направлений достижение целей развития оказалось под угрозой из-за порожденного на Западе глобального экономического кризиса 2008 — 2009 годов, который не сразу, но тяжело накрыл развивающийся мир, а также сократил возможности развитых стран в оказании помощи. Печальные последствия кризиса наиболее ярко проявились в странах Ближнего Востока, обострили ситуацию как в Восточной Европе, так и в других регионах мира.

 — А на каком счету Беларусь с точки зрения достижения целей развития Декларации тысячелетия?

 — Благодаря последовательным национальным усилиям Беларусь досрочно выполнила цели развития по борьбе с нищетой и голодом, обеспечению всеобщего начального образования, снижению материнской и детской смертности, достижению гендерного равенства. Индикатором общего национального успеха за последние годы является тот факт, что по индексу человеческого развития, который составляется ПРООН, Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает по этому показателю все страны — члены СНГ.

Однако перед нами возникают новые вызовы, особенно в экономической сфере, с которыми мы справимся успешно, опираясь на конструктивное международное сотрудничество. Нельзя рвать ткань налаженных экономических связей по причине политических разногласий, неприемлема распространяющаяся практика односторонних санкций, в том числе против постоянного члена Совета Безопасности ООН. О каком устойчивом развитии мы можем говорить, когда под него постоянно подкладываются «самодельные» мины, будь то дело рук рыночных воротил, вздыбливающих мировую экономику, или неуемных, а точнее, неумных политиков. Подчеркиваю: в современном мире чрезвычайно важна роль ООН как объективного международного медиатора, и мы к этому рано или поздно придем.

 — Планирует ли Беларусь предложить ООН свой опыт и потенциал в решении проблем устойчивого развития?

 — Беларуси действительно есть чем гордиться и поделиться, прежде всего со странами СНГ, Восточной и Юго-Восточной Европы. Большинство этих стран, как и сама Беларусь, являются государствами со средним уровнем дохода. Было бы правильно, чтобы ООН с ее экспертным потенциалом помогла этим странам прочно стать на ноги и обратить их более релевантный опыт на помощь самым нуждающимся государствам.

Уже есть весьма значительный опыт сотрудничества Беларуси с рядом стран СНГ, например, по линии ВОЗ, включая такие актуальные направления, как борьба с инфекционными заболеваниями и вирусология. Другим ярким примером сотрудничества является деятельность Международного учебного центра подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми при Академии МВД Республики Беларусь. Центр создан при поддержке Международной организации по миграции в 2007 году. На его базе уже прошли обучение более 1.300 человек.

С учетом того, что в Минске расположена штаб-квартира СНГ и имеется нужная инфраструктура, здесь можно было бы развернуть более активное сотрудничество с ООН для стран СНГ и примыкающих к нему государств по вопросам устойчивого развития. Начать, например, возможно с планирующегося создания в белорусской столице Евразийского офиса Всемирной метеорологической организации, занимающейся в том числе такой важнейшей проблемой, как глобальное изменение климата. Опыт белорусской столицы представляет интерес в плане рационального обустройства городов и создания в них более благоприятных условий для жизни. Одним словом, Беларусь готова быть не только получателем технической помощи, мы можем много предложить в плане развития социальной сферы и поделиться своим опытом с другими.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by