Размер шрифта:

Интервью заместителя Министра иностранных дел Беларуси Ю.Амбразевича газете «СБ. Беларусь сегодня» (3 октября 2022 г.)

Настоящая дипломатия — она тихая. Поговорили о важном с заместителем министра иностранных дел

Белорусские дипломаты — словно воины невидимой, но очень важной линии современного фронта. Высылка представителей наших дипмиссий, нападения на них в западных странах, искажение фактов о событиях в Беларуси, информационная, экономическая блокада — вот та реальность, в которой сегодня приходится работать за границей представителям нашего внешнеполитического ведомства. Помня о главном: не дать прекратиться диалогу, не дать выкатить пушки. «В этом и есть суть нашей работы. Не публичной, а очень тихой, настоящей дипломатии», — сказал мне заместитель министра иностранных дел Юрий Амбразевич. С ним и поговорим о важном.

О многовекторности и суверенитете

— Белорусы четко и давно дали понять — кто мы, за что и с кем мы. Что же ряд экспертов никак не отпустит тема многовекторности?

— Почти 30 лет назад белорусский народ сделал выбор в пользу стратегического партнерства с Россией. За эти годы уровень и глубина взаимодействия прочно скрепили наш выбор. Разрыв этих связей, уверен, вновь, как и в 1991 году, обернется для Беларуси социальной катастрофой. Да и за много лет проживания белорусского и русского народов в одном государстве менталитеты людей стали весьма близки, бесчисленно количество кровных связей. И нет никакого здравого объяснения, зачем это все нарушать или разрушать.

Еще один крайне важный момент. Россия приняла и принимает Беларусь, ее политический строй такими, какие они есть. Москва не стремится переделать нас. Она продолжает развивать с нами отношения. В то же время с западной стороны начиная с 2000 года любое сотрудничество постоянно обставлялось условиями. Нас все время хотели и хотят перестроить, перекроить под их стандарты исключительно в своих интересах.

Да, наше положение между Россией и Западом в условиях их практически не прекращающегося соперничества является безусловно важным и значимым, но в то же время его не назовешь завидным и выгодным. Однако за годы независимости мы состоялись как суверенная страна с достойным по мировым меркам уровнем жизни людей и огромным потенциалом для дальнейшего развития. Такой результат достигнут во многом благодаря тому, что в вопросах многовекторности своей внешней политики Беларусь четко и своевременно расставила приоритеты и определила разную насыщенность ее векторов, понимая, что законы алгебры действуют и в геополитике.

Исходя из объективной реальности, мы делаем ставку на себя самих, на наш выбор стратегического парт­нерства с Россией и Китаем, а также с рядом евразийских и паназиатских интеграционных структур. Мы открыты для активного взаимодействия со всеми, кто готов к работе с нами на принципах взаимного уважения, равенства и невмешательства во внутренние дела. И подтверждение тому — наша торговля со 180 странами и белорусский экспорт в 155 государств.

Это не означает, что мы отказываемся от нормального соседского взаимодействия со странами Евросоюза. Мы готовы работать с ними настолько, насколько они сами готовы к этому. Не мы обложили наши товары санкциями, не мы обставили условиями межправительственное взаимодействие, максимально осложнили возможность межчеловеческого общения. Не мы построили забор в Беловежской пуще. В принципе, мы не инициировали ни одного антиевропейского шага.

Поэтому опасения некоторых маргинальных российских политических сил о том, что Минск при удобном случае «сбежит на Запад», необходимо исключить из эфира. Мы никуда не бегаем и не собираемся, мы находились и будем находиться там, где мы есть. Вместо этого необходимо ясно и однозначно на всех уровнях выполнять решения Глав государств и правительств по интеграционным процессам, обеспечивая до мелочей уважение принципа суверенного равенства государств. В этом будет залог стратегического успеха Союзного государства. Именно за такую интеграцию, в том числе в ЕАЭС, выступает Беларусь.

— Какие задачи сейчас требуют решений в первую очередь? Какие направления развиваем?

— Прежде всего, мы ежедневно работаем над диверсификацией белорусского экспорта. Наша задача — переориентироваться с рынков, которые для нас закрыты. Основным приоритетом является, конечно, Россия. Регионы Китая представляют для нас интерес. По Индии принята специальная программа сотрудничества. Идет серьезная активизация по Турции, Ирану, Пакистану. Везде предусмотрены визиты и по линии МИД, и по линии деловых кругов. Все это сопровождается открытием наших загранучреждений. К примеру, открылись генконсульства в Мумбаи, Хошимине, Гонконге. Дополнительно предусмотрено наше присутствие в России и Китае.

Основные вызовы, которые правительство, в принципе, успешно решает, — это переформатирование схем логистики и международных платежей. Это ежедневный труд по укреплению благосостояния наших граждан, функционирования экономики. Работа идет, имеются понятные и внятные результаты в плане роста экспорта, товарооборота с Россией, Китаем. В целом мы ожидаем достаточно хорошую динамику экспорта в этом году.

— Суверенитет. В последние годы мы, как и другие развивающиеся страны, видим не только повышенное давление на него, но и спекуляции по этому поводу. Мол, мы оккупированы, под чью-то дудку пляшем… Нам до брюссельских и натовских «специалистов» еще плясать и плясать.

— Все эти годы мы слышали от западных стран заявления о важности сохранения и укрепления суверенитета и независимости белорусского государства. На деле же и США, и ЕС делали и продолжают делать все для того, чтобы подорвать наш суверенитет и в идеале подчинить нас глобальному Западу.

Закрыв для нас доступ к международным финансовым институтам, ограничив сотрудничество с Беларусью в некоторых европейских региональных международных организациях, Запад преследует только одну цель — ослабить государство. Стремлением подорвать политическую стабильность, пошатнуть возможности действующей власти обеспечивать социальное благосостояние, дальнейшее экономическое развитие и повышение уровня жизни решается главная задача: смена власти в стране на марионеточный режим, подвластный Западу.

Что же касается достаточно высокого уровня белорусско-российской интеграции, то он основан на равноправии и консенсусе при принятии решений. Несмотря на всю глубину отношений, мы еще и близко не подошли к тому уровню координации, к тем параметрам и масштабам наднациональных полномочий и блоковой дисциплины, которые присущи ЕС и НАТО.

В своем единстве и ЕС, и НАТО в симбиозе практически вплотную приблизились к централизации СССР. А последний гвоздь в крышку игры в политическую демократию внутри их общей системы будет забит тогда, когда страны ЕС введут принятие решений путем простого большинства. Недаром некоторые эксперты давно говорят о том, что было бы справедливо, если бы ЕС имел только один голос в ООН, а не 27.

Давайте вспомним, что суверенитет определяется способностью власти самостоятельно принимать все решения, касающиеся контролируемой территории и ее населения. Смею вас заверить, что белорусское государство располагает всеми соответствующими возможностями. Никто ни с какого гипотетического верха нам никакие приказы не доводит.

Другое дело, что действия и позиция Беларуси в отношении целого ряда вопросов также определены и нашими международными договорами, которые создают для нашей страны как права и преимущества, так и обязанности, которые могут кому-то, в том числе нашим критикам, показаться обременительными. Но это наш осознанный выбор. Именно это подчеркивает наш Президент, когда говорит о том, что война в Украине — это не наша война, но мы не предатели.

Строго говоря, юридически делать вывод об ограниченности суверенитета или независимости на основании того, что Беларусь и Россия входят в политический и экономический союз, справедливо в отношении обеих стран.

— Точно так же можно утверждать, что Литва или Польша не являются независимыми, суверенными государствами...

— Да. Поскольку они целиком зависят в военном плане от стратегических сил НАТО и, соответственно, США. Ну а в экономическом плане многие страны Центральной и Восточной Европы глубоко и серьезно зависят от экономических дотаций из Брюсселя.

Что уже тогда говорить про Бельгию, Нидерланды или другие европейские государства, на территории которых находится ядерное оружие США. Но никому и в голову не придет сказать, что та же Турция оккупирована США. Так что, выражаясь политическим языком, в мире сегодня не существует полностью независимых государств.

Особенно комично слышать стенания об утрате Беларусью своего суверенитета из уст некоторых правительств, активно нас критикующих, в составе которых сидят иностранные консультанты с правом вето.

В этом контексте полагаю, что риторика на тему белорусского суверенитета от людей, называющих себя демократическими белорусскими политиками и сидящих на литовской или польской зарплате, в принципе не заслуживает внимания.

Нет мира и безопасности — нет и устойчивого развития стран

— В своих выступлениях вы не раз приводили эту простую формулу. Остались ли у дипломатии в этом вопросе механизмы?

— Эта формула работает и сейчас. Приведу пример, который у всех на слуху, однако он ярко демонстрирует связь реальных жизненных проблем с вопросами мира и безопасности. Генеральный секретарь ООН заявил о том, что в ряде наименее развитых стран фактически голод, люди умирают. Наш ­­­Президент адресовал руководителю Секретариата ООН свое очередное письмо, где очень четко определил основной фактор, из-за которого в мире говорят о глобальном голоде. Все началось задолго до специальной военной операции в Украине, когда в отношении Беларуси и России как серьезных поставщиков на международные рынки удобрений и зерна были введены санкции, ограничения. Что привело в том числе к росту их стоимости. Последствия этих действий напрямую вылились в глобальные проблемы международной безопасности с продовольствием. И решить их можно, вернув нашу продукцию на международные рынки.

Для решения таких коллизий и существует дипломатия. И именно поэтому более пяти лет Беларусь продвигает предложение ­­­Президента о проведении глобального диалога по безопасности. Который, на наш взгляд, должен в духе Сан-Франциско (как когда-то и создавалась ООН) расставить точки над «i» в новом международном порядке, где нет единого полюса, а формируется многополярная система. Когда бы все страны могли бы существовать без войн, а правила поведения позволяли бы предсказывать все возможные столкновения и кризисы.

— Высылка наших и российских дипломатов, нападения на наши учреждения и государственные символы за границей… Не припомню прежде подобной атаки на наши дипслужбы. Это чтобы не было возможности договариваться, чтобы сразу пустить в ход пушки?

— В последние полтора года было достаточное количество случаев и вандализма в отношении помещений белорусских загранучреждений, транспорта, и нападений, хулиганских действий в отношении наших дипломатов. К сожалению, это происходит при явном попусти­тельстве властей принимающих государств. Практически ни одно такое действие в отношении наших коллег, загран­учреждений не было расследовано до конца. И, честно говоря, мы и не надеемся на результаты данных разбирательств.

Полагаю, что все это звенья одной цепи того политического давления и той деструктивной политической позиции, которую заняли руководители западных стран в отношении Беларуси, наших людей в целом.

— Быть может, нам так показывают, что нас не хотят и не будут слышать?

— Нет. Скорее, это говорит об их бессилии. Эти шаги, как и санкции западных стран в отношении Беларуси и ряда других государств, просто заменили войну. Особенно в ситуации, когда в мире есть ядерное оружие.

Так и сейчас, это мера политического давления на страну, народ, руководство. Мы же со своей стороны продолжаем оказывать иностранным дипломатам все необходимые услуги в соответствии с Венской конвенцией, создаем им комфортные условия. Однако мы знаем те точки, на которые в случае необходимости мы можем надавить и ответить зарубежным дипломатам, находящимся здесь.

О белорусах за границей, активности белорусских диаспор

— Не привела ли высылка представителей наших дипмиссий, агрессивная политика против граждан Беларуси к тому, что люди оказываются в сложных ситуациях в других странах?

— Несмотря на текущие политические проблемы в отношениях прежде всего с западными странами, на вынужденное сокращение числа белорусских дипломатов в наших посольствах и консульствах на западном направлении, консульские функции предлагаются гражданам в полном объеме. Да, где-то они теперь занимают больше времени, но все вопросы мы решаем в соответствии с законодательством.

Замечу, что в отличие от позиции столичных властей наших соседей и других западных стран, белорусские консулы находят понимание и содействие на уровне тех лиц, госслужащих, чиновников, полицейских, пограничников соседних и других государств, с которыми им приходится взаимодействовать. На самом деле они решают обычные человеческие проблемы. Такие, как, к примеру, доставка пострадавшего в ДТП, оказание медицинской помощи. В этом контексте хочу отдельно вспомнить работу всей нашей консульской службы на украинском направлении, когда действительно в авральном режиме была оказана консульско-правовая помощь более чем трем тысячам наших граждан. Почти в полутысяче случаев практически в ручном режиме был выработан алгоритм поэтапного возвращения наших людей. Известный случай — возвращение в Беларусь дальнобойщиков.

— Есть мнение, что нужно внимательнее подойти к работе с белорусскими диаспорами за границей. Почему с 2020 года мы больше видим активистов (с белорусскими корнями) с бело-красно-белой символикой в руках? Или они просто более активны?

— Думаю, здесь есть несколько моментов. Мы наблюдали ситуацию в белорусской диаспоре за рубежом: когда крикливое меньшинство давало ту картинку, о которой вы говорите. Поверьте, что и наши загранучреждения, и активисты белорусской диаспоры, которые сохранили доброе отношение к Беларуси, заинтересованы не в политической работе, а в причастности к культуре, языку, литературе. И они имеют такую возможность. Проводится масса мероприятий, интерес к ним есть.

Да, сохранилась и деструктивная деятельность, но это все происходит в очень маргинализированной группе людей, которые самоорганизовывались для определенных целей. У нас они получили от ворот поворот. Надо также понимать, что белорусских дипломатов за границей не так много. Люди занимаются очень широким спектром вопросов. И в значительной степени активность диаспоры зависит от самих наших сограждан. Однако подчеркну возвращение общего климата белорусских диаспор в очень конструктивное русло.

О странной «дипломатии» евросоюзников

— Странная нынче дипломатия у тех, кто представляет западные страны, Евросоюз в Беларуси. Складывается впечатление, что это не дипломаты, а нанятые аниматоры. Их визиты в суды к белорусским уголовникам, террористам, попытки устроить «политические спектакли» в местах скорби, поддержание и пропаганда нацистской, бандеровской, экстремистской идеологий, финансирование протестной активности… Какое отношение все это имеет к профессиональной деятельности представителей дипведомств и зачем они в нашей стране?

— Знаете, Беларусь для западных дипломатов — это такой яркий кейс, на котором можно продемонстрировать свои политические пристрастия, поддержку тем или иным силам. Говоря о Беларуси, речь идет о деструктивной оппозиции к действующей власти.

Расскажу историю из своего брюссельского прошлого, где в общении с польскими дипломатами (они работали в посольстве Польши в Бельгии) последние с легкой завистью и определенной долей иронии высказывались о польских депутатах Европарламента: мол, как замечательно за 10 тысяч евро работать полякам в Брюсселе и при этом заниматься, скажем, не проблемами строительства метро или кольцевой дороги в Варшаве, а «бороться» за демократию и права человека в Беларуси.

В европейской дипломатии существует давно известная ситуация по белорусскому кейсу: очень легко сделать карьеру на Беларуси, там, где есть санкции, возможность хайпануть. Сейчас этот элемент имеет место и в работе дипломатов западных стран здесь, в Минске.

Однако любой дипломат, который работает в официальном качестве в стране, выполняет задачу своего правительства, своего министерства иностранных дел. Поэтому все те шаги, которые вы описали, — это звенья в политической позиции их правительств, демонстрация поддержки конкретных политических сил.

В Беларуси действия этих дипломатов действительно балансируют на грани вмешательства во внутренние дела. Напомню, что главная задача дипломатов — содействие дружеским отношениям, политическим, экономическим, развитию сотрудничества в сфере экономики, культуры, науки, образования. И делать это, в том числе собирать необходимую им информацию, следует, не нарушая ни внутренние положения, ни международное право.

МИД Беларуси инструктировал все аккредитованные в Минске загранучреждения о том, где мы видим границы обеспечения этой функции в соответствии с законами. То, что дипломаты где-то осознанно идут на провокации, это их выбор, который, возможно, может быть охарактеризован как стремление к эскалации и без того подорванного уровня доверия, к полному прекращению дипломатической коммуникации.

Давайте вспомним мудрость: когда перестают говорить дипломаты, начинают говорить пушки. Сохранить каналы взаимодействия, по которым мы могли бы понять друг друга и обеспечить в нужный момент возможность позвонить, поднять трубку, — в этом и есть суть нашей работы. Не публичной, а очень тихой, настоящей дипломатии.

О западных СМИ и измельчавших политиках

— Каковы шансы у западных людей разобраться в ситуации в Беларуси, если читать, смотреть только западные СМИ? Одна надежда на вас, представителей страны за рубежом и народную дипломатию?

— Да, то и другое в нынешних обстоятельствах, наверное, самые действенные средства по распространению правды о жизни в Беларуси. Весь эфир на Западе заполнен исключительно однобокими пропагандистскими обвинениями о политических репрессиях, репортажами о негативном экономическом развитии, социальных проблемах… Эфирное время отдается тем, кто работает на подрыв нашей модели социально-экономического развития. Поэтому да, когда смотришь CNN, BBC или какие-то франкоязычные каналы, видишь, что у западного обывателя шанса понять, как обстоят дела у нас на самом деле, нет вообще. Более того, практически все русскоязычные каналы, включая, кстати, «Беларусь 24», закрыты для вещания на Запад. Можно вспомнить и еще такой факт: в Латвии за осознанный просмотр запрещенных телеканалов установлен штраф 700 евро.

Главная работа, как мне кажется, сейчас должна быть сосредоточена на том, чтобы обычные люди имели доступ в нашу страну. В том числе и в этом смысле мы рассматриваем инициативу по безвизовому въезду для соседей. Так что, несмотря на давление общеполитического контекста на содержание журналистских материалов, информационные потоки из Беларуси все же просачиваются на глобальный рынок. Ну а западные журналисты, к сожалению, действительно стали заложниками ситуации. Сейчас главный тренд их работы — демонизация Беларуси, политического руководства. Ни о какой объективности здесь говорить не приходится.

— Измельчали политики западнее от нас, прежде всего в Евросоюзе. Очевидно, что их система международных отношений давно требует перемен. И важный стратегический вопрос — воспитание, отбор грамотных политиков. Как думаете, возможно ли решение этого вопроса в ближайшее время? Так же и мы должны быть требовательны к людям, представляющим нашу страну за рубежом.

— В политике в западных странах мы не наблюдаем больше ни Маргарет Тэтчер, ни генерала де Голля. Бывшая канцлер Ангела Меркель оставила в современной политике яркий след. Среди всех тех людей, которые сейчас определяют долгосрочные интересы западных стран, очень сложно выделить кого-то, кто действительно мог бы стать в названный перечень политических лидеров.

Достаточно проанализировать послужной список некоторых руководителей западных внешнеполитических ведомств, чтобы понять, что эти люди имеют минимальный дипломатический опыт. К сожалению, это не вносит ни упорядоченности, ни предсказуемости в международный порядок, вопросы мира и безопасности. Вырастить грамотных политиков — задача европейских народов. Я думаю, что происходящее в международных отношениях все же послужит отрезвляющим моментом для западных элит и западных народов в целом.

В Беларуси, конечно, заботимся о том, чтобы воспитывать настоящих патриотов, политических лидеров. И здесь не важно, работает человек в Министерстве иностранных дел, Министерстве экономики, учителем или в IT-сфере. Важно, чтобы люди имели активную гражданскую патриотическую позицию. Я уверен, что в этом помогут также инициативы, касающиеся развития гражданского общества, политических партий.

Нынешняя же система подготовки молодых белорусских дипломатов очень многоступенчатая, ответственная. Юные дипломаты проходят как минимум пять различных испытаний, уже будучи на этапе отбора в министерство. МИД — очень серьезное режимное учреждение, и молодежь, к сожалению, часто приходит в нашу структуру, не понимая этого. Однако в нынешних обстоятельствах мы делаем все возможное, чтобы предотвратить появление негативных примеров в нашей практике.

— Вы, конечно, говорите о том, что нужно садиться за стол переговоров, нельзя терять эту нить… Однако у наших западных границ — оружие. Еще недавно я завершила бы нашу беседу вопросом: способен ли Запад слышать слова? Сейчас он другой: Запад ведет войну на ослабление, разобщение и, как итог, уничтожение?

— В уничтожение не хочется верить. Не думаю, что у них такая цель. Наращивание военного присутствия сейчас происходит с конкретной задачей — обеспечить максимальное политическое, экономическое давление. То есть идет гибридное воздействие.
Однако ставка делается на радикалов, которые не считают современное государство достижением, стремятся видеть в нашей стране, нашем образе жизни один негатив. Ставка — на раскол общества.
Есть понимание всех этих угроз, поэтому ведется соответствующая работа как внутри страны, так и с основным стратегическим военным союзником Россией. Есть блок ОДКБ — структура, которая уже показала свою эффективность в Казахстане. Поэтому мы уверенно себя чувствуем в плане военной безопасности, ощущаем поддержку наших союзников, единомышленников в мире по вопросу национальной безопасности. Уверен, что на данном этапе мы располагаем всеми необходимыми ресурсами для отражения действительной агрессии и противодействия в информационной сфере.

Читайте также:

Почему при всей ясности позиции и приоритетов Беларуси Запад все-таки сделал ставку на силовой сценарий в 2020 году

«Будь Беларусь не на границе между Евросоюзом и Россией, то внимание к нам было бы в разы ниже. Ну а если бы мы записались в очередь на членство в ЕС и НАТО, то критика по теме выборов или прав человека в наш адрес вряд ли вообще имела бы какое-то значение или последствия», – отметил в интервью журналисту «СБ» заместитель министра иностранных дел Юрий Амбразевич.

– Наша главная вина для нынешних элит Запада в том, что мы сделали выбор в пользу союзнических отношений с Россией. В оценках правительств стран Запада мы являемся союзником их стратегического соперника в сфере безопасности, – говорит собеседник. – Интересно, что некоторые из этих западных правительств, что подальше от России, были бы готовы оставить нас в покое. Логика у них очень простая: нет страны – нет проблемы. Другие страны, что географически ближе, полагают, что сохранение максимальной дистанции Беларуси от России является делом их национальных интересов и вносит вклад в их национальную безопасность. В идеале эти силы видят нас принявшими прозападную либерально-демократическую модель в политике и экономике. Это обеспечило бы нашим соседям, в их понимании, дружественное пространство, и население на востоке от их границ сохранило бы максимальную дистанцию с Россией.

По мнению Юрия Амбразевича, самым ясным аргументом значимости Беларуси в геополитическом контексте для большинства дипломатов является то, что территория Беларуси – это прямая, самая короткая и хорошо обустроенная дорога с Запада на Москву буквально и во всех смыслах:

– Контролирует эту территорию белорусское Правительство, дружественное России. Таким образом, нынешние элиты Запада сделали ставку на протесты, преследуя быстрое достижение двух очевидных собственных целей. Во-первых, если повезет и уличные протесты окажутся успешными, то можно добиться максимального результата – смены политического руководства страны на лояльное Западу правительство. Что, собственно, и произошло в Украине в 2014 году. Во-вторых, даже если протесты не приведут к смене правительства, то можно ослабить Беларусь через создание в ней желательно длительной политической нестабильности, что в свою очередь ослабит Россию, вынудив ее отвлекаться на белорусские проблемы.

 – То есть в позиции Запада вы видите только геополитику?

– О чаяниях белорусского народа здесь точно речь не идет. Только вспомните, какие ресурсы Евросоюз выделяет на то, чтобы поддержать оппозицию в Беларуси. Никакая бюрократия, у которой дома огромный клубок своих проблем, не сможет указать в открытом законе в качестве цели поддержку соседа, если такая поддержка не соответствует ее собственным более высоким интересам.

Поверьте мне на слово, если кто сомневается, что в Евросоюзе, США или Великобритании много нищих людей, которые были бы очень рады этим деньгам.

Начиная с самых первых президентских выборов вопрос геополитической ориентации Беларуси являлся одним из определяющих в каждой избирательной кампании на пост Главы государства. Нас все время ставили перед этим выбором альтернативные кандидаты от оппозиции, в то время как большинство избирателей неизменно поддерживало курс на союзнические отношения с Россией, предложенный Александром Лукашенко еще в 1994 году.

Амбразевич о том, к чему бы привела резкая замена нынешней модели государства Беларуси на так называемую «либерально-демократическую»

Попытка резкой замены нынешней модели государства и экономики Беларуси на так называемую «либерально-демократическую» привела бы к серьезному и длительному падению уровня жизни, значительному сокращению доходов бюджетников, обнищанию пенсионеров, резкому росту безработицы. Главное, что ожидало бы экономику страны и ее социальную сферу, – это значительное и быстрое сокращение роли и участия государства с ориентиром на заполнение возникающего вакуума доходами по мере последующего естественного роста экономики. Об этом в интервью «СБ» сказал заместитель министра иностранных дел Юрий Амбразевич, рассуждая о нынешних подходах к государственному и экономическому строительству Беларуси.

– Это классика перехода от нелиберальной системы к либеральной. Другого не дано. Нет примеров. Сколько будет в этой ситуации длиться период естественного заполнения вакуума, никто не знает...

Юрий Амбразевич напомнил, что на президентских выборах 2020 года избирателям де-факто были предложены две концепции: известные подходы Главы государства и либерально-демократическая риторика практически всех альтернативных зарегистрированных и незарегистрированных кандидатов.  

– Для мыслящих людей было очевидно, что приход сегодня к власти в Беларуси сторонников либеральной демократии и последующая перестройка государства и экономики по западному образцу в конкретных белорусских обстоятельствах, сформировавшихся за последние 25 лет, неминуемо повлекли бы коренное изменение в геополитической ориентации страны, – отметил Амбразевич. – То есть нас ждал бы масштабный разворот от России в Европу со всеми вытекающими последствиями. Заявления большинства альтернативных кандидатов о необходимости ревизии отношений с Россией говорили сами за себя.

Уровень взаимодействия государств Беларуси и России впечатляет своей глубиной и сложностью, говорит собеседник. Это политический и военный союз, экономический союз, общие миграционное, информационное, культурное пространства, тесный уровень промышленной кооперации, высокая доля России в белорусском товарообороте, благоприятный доступ Беларуси к российским кредитам, инвестициям и энергоносителям.

Надо быть реалистами. Для критиков замминистра предложил на минуту представить, что Литву или Польшу лишили их связей с Евросоюзом:

– Разрушение политической составляющей этого взаимодействия повлечет разрушение социально-экономического сотрудничества. К каким последствиям это приводит, мы видели на примере коллапса социальной и экономической сферы республик Советского Союза в 1991 году и видели на примере Украины после революции 2014 года. При этом уровень сотрудничества Киева и Москвы был значительно меньшим, чем сейчас у Беларуси и России.

Уже восемь лет прошло после «евромайдана», а о прогрессе в выходе из всех украинских бед говорить очень сложно. Соответственно, последствия геополитического разворота Беларуси для обычного населения были бы еще жестче.

По мнению Юрия Амбразевича, если бы мы пошли вторым путем, то людей ожидало бы серьезное и длительное падение уровня жизни, значительное сокращение доходов бюджетников, включая пенсионеров, резкий рост безработицы в промышленности в результате оптимизации менеджмента предприятий и приватизации, запустение в сельском хозяйстве, где явно произошел бы отказ от крупнотоварного производства в пользу мелкотоварного с замещением национального производства импортными продуктами.

– В перспективе всех ждали бы борьба за передел госсобственности, рост расслоения и неравенства. Новые богатые стали бы еще богаче и заполучили бы власть. Это не пустые страшилки, как пытаются нас уверить адепты либеральных теорий и лидеры «оппозиции в изгнании», – подчеркнул собеседник.  

Заметил, что красивые рассказы о том, как видится достижение быстрого роста белорусской экономики в течение одного президентского срока из офисов МВФ и ВБ, как нам в этом помогут Брюссель и Вашингтон, сразу блекнут на фоне опыта некоторых постсоветских стран, доверивших свое благополучие заморским советникам и до сих пор зависящим от урожая чернослива и мандаринов:

– Кто сказал, что у нас будет лучше? Я не хочу, чтобы на мне и моих согражданах вновь экспериментировали. Мы много слышали в предвыборных речах про возможности эффективного менеджмента градообразующих предприятий, про эффективность переобучения высвобождающейся в результате рабочей силы, про то, как все безработные в итоге за полгода станут айтишниками... Эти замечательные рецепты взяты из умных экономических книжек. В них, безусловно, есть свои зерна...

Программисты и высокопрофессиональные врачи – это те люди, кто будет востребован на современном глобальном рынке труда всегда и везде, напоминает замглавы внешнеполитического ведомства. Они легко переживут реализацию книжных рецептов на практике. А что делать остальным людям?

– Никто из альтернативных кандидатов не рассказывал в предвыборных речах о том, что из тысячи безработных только 100 по природе своей вообще имеют предпринимательские способности, – заметил Юрий Амбразевич. – Что из этих потенциальных предпринимателей только половина в первый год безработицы попытается открыть свое дело. Что из этой тысячи половина будет старше 45 лет, и они будут никому не нужны в новой экономике, даже обучившись новой профессии. Что из открывших свое дело половина потерпит банкротство максимум через год. В итоге, чтобы десяти выжившим новым нанимателям занять работой оставшиеся не у дел 990 человек, понадобится достаточно много лет. И все эти годы кто-то (государство) должен будет кормить эти 990 человек и их семьи. Из каких средств?

Да, потом, когда-то позже, наверное, всё образуется. Все, наверное, станут жить лучше. Пусть даже наверняка. Но ключевые слова здесь «наверное» и «когда-то», поскольку примеры с черносливом и мандаринами за 30 лет независимости как-то не выглядят обнадеживающими.

При этом, напомнил замминистра, эти 10-15-25 лет, которые уйдут на становление новой системы, – это годы жизни конкретных людей, которые хотят прожить их пусть не очень богато, но достойно. Поэтому большинство белорусов не хотят революций, не хотят отстраивать свою жизнь заново, но хотят спокойного последовательного развития. Поддержка Александра Лукашенко на выборах показывает, что при всех минусах действующая модель функционирования государства, общества и экономики в принципе принимается подавляющим большинством населения. Понятно, что есть огромное поле для развития и совершенствования, что недовольные всегда были, есть и будут, отметил собеседник, однако недовольство не является основанием, чтобы пытаться насильственно свергать законную власть большинства и подвергать страну очередному потрясению:

– На мой взгляд, именно этими соображениями определяется тот факт, что призывы к забастовкам со стороны оппозиции были полностью проигнорированы рабочими, да и практически всем остальным населением. У протестов не было социально-экономических причин. На улицу вышли те, кто решил, что нынешняя модель государства – это тормоз для их личного развития и обогащения, те, кто не помнит коллапса конца 1980-х и начала 1990-х.

Поверьте, я побывал по долгу службы во многих странах, и Беларусь занимает среди них вполне достойное место. Важно уметь видеть это и ценить. Да, по уровню жизни мы не Швейцария и не Норвегия, но позади нас как минимум еще 150 стран. Сравнивая и стремясь, нужно оставаться критичными и объективными, в том числе в отношении стартовых условий и всех исторических обстоятельств. И уж точно давайте не путать туризм с эмиграцией.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by