Выступление заместителя Министра иностранных дел Беларуси И.Секреты в рамках четвертого цикла универсального периодического обзора (3 ноября 2025 г., г.Женева)
03 ноября 2025 г.
Уважаемый Председатель,
Уважаемые участники,
От имени делегации Республики Беларусь рад приветствовать вас в рамках прохождения Беларусью четвертого цикла универсального периодического обзора.

Для ведения открытого и профессионального диалога мы сформировали представительную делегацию, в состав которой входят Уполномоченный по делам религий и национальностей, представители Генеральной прокуратуры, Национального статистического комитета, Министерства иностранных дел, Министерства информации, Министерства труда и социальной защиты и Министерства юстиции. Члены нашей делегации сегодня настроены на конструктивное взаимодействие, готовы давать исчерпывающие ответы и рассчитывают на эффективный диалог.
Беларусь – это социально ориентированное государство, где в центре внимания – человек, его интересы и потребности.
Беларусь добросовестно выполняет свои обязательства в рамках международных договоров, участницей которых является. Придерживается графика периодической отчетности в договорных органах и не имеет задолженности. С момента третьего цикла УПО до настоящего времени Беларусь успешно защитила периодические доклады в Комитете по экономическим, социальным и культурным правам, Комитете по ликвидации расовой дискриминации, Комитете по правам инвалидов, Комитете по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Ожидаем вопросы от Комитета по правам человека для представления доклада по упрощенной процедуре.
Мы также прошли третий добровольный обзор по достижению Беларусью Целей устойчивого развития, который состоялся на полях Политического форума по устойчивому развитию в июле 2025 года в Нью-Йорке.
В Беларуси продолжает эффективно работать развитая система специализированных государственно-общественных институтов по защите и поощрению различных категорий прав человека. Продолжая укреплять нашу институциональную систему защиты прав человека, в 2022 году мы создали новый постоянный коллегиальный орган – Республиканский межведомственный совет по правам инвалидов во главе с заместителем Премьер-министра.
В обзорном периоде в Беларуси проведена конституционная реформа, которая ознаменовала собой масштабную политическую модернизацию страны. Проведению конституционной реформы предшествовала открытая и инклюзивная общегражданская дискуссия, в которой приняли участие все желающие акторы.
По итогам республиканского референдума 2022 года в систему ветвей государственной власти включен высший представительный орган народовластия – Всебелорусское народное собрание. Через этот механизм граждане могут напрямую участвовать в выработке стратегических решений, получив реальный инструмент влияния на государственную политику. Созыв второго заседания Всебелорусского народного собрания запланирован в декабре этого года.
В результате внесенных в Конституцию изменений обеспечен прямой доступ граждан к конституционному правосудию. В Конституцию также внесены дополнительные гарантии в отношении наиболее уязвимых категорий граждан, которые нуждаются в них в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств, – например, пожилых людей и инвалидов, детей, детей-сирот, молодежи.
Произошли позитивные законодательные изменения в области укрепления сотрудничества с гражданским обществом и налаживания национального диалога.
Система социальной защиты заслуженно остается визитной карточкой нашей страны. Благодаря последовательным усилиям государства обеспечивается устойчивый уровень социальной защищенности населения.
Доступная и эффективная система здравоохранения – это важнейший приоритет государственной политики. В Беларуси каждый гражданин, я подчеркиваю, каждый гражданин, независимо от уровня благосостояния, своего социального положения, имеет возможность бесплатно получить любой вид медицинской помощи, в том числе самой высокотехнологичной. Это та особенность, которой может похвастаться далеко не каждая страна даже в Европе. Достигнуты значительные успехи в области охраны материнства и детства, кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии, трансплантологии. По обеспеченности населения медицинскими работниками Беларусь опережает многие европейские государства. Получение медицинских услуг также востребовано среди иностранных граждан. Этому способствует сохранение, несмотря ни на какие трудности, безвизового режима въезда для граждан более 80 стран мира.
Качественное и доступное образование в нашей стране является источником роста интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации. Гарантируется право на бесплатное получение образования.
Неотъемлемой частью выполнения Беларусью своих международных обязательств является продвижение вопросов равных прав и возможностей мужчин и женщин. Устойчивой тенденцией является активное участие женщин в политической и общественной жизни страны. Доля женщин в белорусском Парламенте – более 40%. При поддержке со стороны государства активно развивается женское предпринимательство.
Государственная семейная политика Беларуси представляет собой масштабный комплекс мер для поддержки и обеспечения достойных условий жизнедеятельности семей, в том числе семей с детьми. Государство оказывает семьям значительную материальную помощь. Приняты меры по продвижению вовлеченного отцовства.
Развитие потенциала молодого поколения – еще один из приоритетов государственной молодежной политики. В обновленной Конституции, наряду с защитой интересов всех слоев населения, особое внимание уделяется молодежи. Государство способствует духовному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи и создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни.
Люди старшего поколения играют все бо́льшую роль в обществе. Пенсионная система функционирует стабильно, фиксируется реальный рост пенсий. Реализуется Национальная стратегия «Активное долголетие – 2030». Созданы необходимые условия для социальной включенности пожилых граждан и их всестороннего участия в жизни общества.
Принятие нового законодательства придало импульс поддержке людей с инвалидностью. Закон, принятый в нашей стране в 2022 году, определил гарантии осуществления прав инвалидов, обеспечения равенства и недискриминации по признаку инвалидности. Новацией в части реализации инвалидами права на труд является введение механизма квотирования рабочих мест.
Проводится последовательная политика по повышению уровня доходов населения и обеспечению социальных гарантий для наиболее уязвимых категорий граждан. За последние пять лет рост реальных располагаемых денежных доходов населения составил практически 115%.
Наблюдается неуклонное снижение уровня безработицы. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда в 2024 году составил 3,1 процента, что является одним из самых низких с момента наблюдения.
Скорректировано законодательство по борьбе с домашним насилием. Упрощена процедура вынесения защитного предписания. Введена новая мера профилактики – коррекционная программа. Введен в эксплуатацию Реестр информации о фактах домашнего насилия.
Эффективность и обоснованность выбранной нашей страной стратегии подтверждается данными международных рейтингов. Приведу лишь некоторые из них.
Сохраняется высоким уровень прогресса Беларуси в достижении Целей устойчивого развития – он составляет более 80 процентов. Беларусь занимает 32-е место из 167 государств.
Стабильно удерживаем позиции как страна с очень высоким уровнем развития, занимая 65-е место среди 193 стран в Глобальном индексе человеческого развития.
По индексу гендерного неравенства Беларусь заняла 27-е место в рейтинге из 172 стран. А по версии Всемирного экономического форума гендерное равенство в Беларуси достигнуто на 73,6 % - этот показатель лучше, чем у 94 других стран мира.
Беларусь имеет один из самых низких показателей материнской, младенческой и детской смертности в мире и входит в число 25 лучших стран для материнства.
Эти показатели могли бы быть еще более высокими, если бы не односторонние принудительные меры, которые волюнтаристским образом введены рядом западных стран в отношении Беларуси. Продвигаемая этими странами политика санкционного давления нарушает экономические и социальные права не только белорусских граждан, но и граждан многих других стран. Потому что введенный, например, запрет на использование воздушного пространства Беларуси делает небезопасной гражданскую авиацию и сомнительной «зеленую сделку» Европейского союза. Западом закрыто большинство, а где-то и все, например Литвой, наземных погранпереходов. В результате злоупотребления западными соседями Беларуси своим географическим положением – налицо гуманитарные и экономические потери.
Беларуси удалось переориентировать свою экономику и выстроить систему, которая обеспечивает нашим гражданам достойный уровень качества жизни. В то же время мы призываем ЕС вернуться в русло диалога и снять все незаконные ограничения, потому что таким действиям не место в современном цивилизованном мире.
Беларусь намерена и далее поддерживать высокие стандарты в области прав человека, направленные на социальную защищенность, экономическую стабильность и политическое единство белорусских граждан.
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые участники,
Наша страна подходит к процессу, в котором мы сегодня участвуем, с полной ответственностью, рассматривая УПО как уникальный механизм, позволяющий на равноправной основе обмениваться опытом, лучшими практиками и выстраивать конструктивный диалог в области прав человека.
Получаемые в рамках обзора рекомендации рассматриваются нашей страной как важный и необходимый ориентир для дальнейшего совершенствования национальной системы защиты и поощрения прав человека.
Мы намерены по итогам обзора взять в работу рекомендации, которые станут для Беларуси полезным руководством по дальнейшему совершенствованию национальных усилий в обеспечении развития белорусского общества.
Благодарю за внимание.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by