Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея программе «Главный эфир» (г.Минск, 14 июля 2017 г.)
Владимир Владимирович, каждый год в Минск прилетают наши дипломаты, чтобы обсудить приоритеты внешней политики. Между тем Глава государства несколько раз говорил о том, что не большая политика является основной задачей наших дипломатов, а продвижение экономических интересов нашей страны за рубежом. Мировая экономика растет, белорусская экономика тоже показывает рост в последнее время. В этой связи произойдет ли какая-то корректировка деятельности наших дипломатов за рубежом?
В.Макей: Вы правильно отметили, что приоритет в деятельности руководителей загранучреждений, всего дипломатического состава в системе МИД состоит в совершенствовании, в продвижении внешнеэкономической деятельности. Это главная задача и приоритет в работе МИД. И на это Главой государства было обращено особое внимание.
Действительно, сегодня, как Вы справедливо отметили, происходит оживление мировой экономики. После длительного периода застоя и кризисных явлений в этом году ожидается рост на 3,4%, в следующем году на 3,6%. Было бы очень важно использовать этот момент, не упустить его. На совещании с Главой государства на это было обращено особое внимание.
Сегодня, когда мы подводили итоги состоявшейся учебы послов, мы прошлись по всем тем задачам, которые были обозначены Главой государства, прошлись по всем предложениям, которые были выдвинуты нашими загранучреждениями, и договорились о четкой стратегии действий на перспективу.
Задача сейчас состоит в том, чтобы действительно использовать благоприятную ситуацию на внешних рынках. Да, у нас произошел определенный рост экспортного потенциала в этом году, почти на 2 миллиарда долларов или на 23%, но это не значит, что на этом надо успокоиться. Это происходит отчасти от того, что в мире наблюдается рост цен на ту или иную продукцию. Задачи сейчас состоят в том, чтобы нарастить физические объемы экспорта.
Что для этого нужно сделать? Для этого нужно выполнять, если брать в стратегическом плане, ту задачу, которую обозначил Глава государства, – диверсификация нашей внешнеэкономической деятельности. Сохраняя прежние рынки, наши традиционные рынки – Евразийского экономического союза, России, других наших традиционных партнеров, – более активно осваивать европейский рынок и рынки стран «дальней дуги». Сейчас у нас пропорция состоит таким образом: приблизительно 48% занимает товарооборот со странами Евразийского экономического союза и по 26% с Европейским союзом и со странами «дальней дуги». Поэтому здесь есть над чем работать.
Что важно на данном этапе? И на что сориентированы сейчас руководители загранучреждений? Надо постараться снять по максимуму барьеры и препятствия для продвижения наших товаров на все рынки, как на рынок Евразийского экономического союза, так и на рынок Европейского союза и на рынки других стран.
Поэтому мы сейчас, в соответствии с установками Главы государства, сформулируем перечень товаров, которые мы в большей мере должны поставлять на рынки стран Европейского союза. Эти товары, конечно, должны быть не сырьевыми. Это не значит, что мы, условно говоря, должны поставлять только нефтепродукты, калийные удобрения или даже продукцию Белорусского металлургического завода. Это должны быть конкурентоспособные товары, с высокой добавленной стоимостью, которые мы должны продвинуть на рынки Европейского союза.
Мы должны более активно использовать интеграционную структуру, которая называется Евразийский экономический союз. Да, к сожалению, она сегодня, в нашем понимании, не очень идеально функционирует, там внутри еще очень много изъятий и ограничений. Но, тем не менее, для Беларуси эта структура представляет серьезный интерес, потому что через нее можно выйти на рынки больших стран, на которые, может быть, если брать двусторонние отношения, нам было бы сложно выйти. Я имею в виду заключение преференциальных торговых соглашений с такими странами, как Индия, Египет, Иран, Сингапур и рядом других, над чем мы сейчас активно работаем. Это действительно открывает для Беларуси возможности выхода на рынки с объемом в 3 миллиарда потребителей.
Мы должны активизировать – и очень активно над этим сейчас работаем – процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Это важно и для экономического имиджа нашего государства, это важно и для того, чтобы мы смогли действовать по унифицированным правилам, которые существуют в рамках Всемирной торговой организации, в которую входит большинство стран мира.
Поэтому задачи на ближайшее время, которые были сформулированы Главой государства, мы сейчас трансформируем в конкретные поручения для наших загранучреждений, в конкретные поручения для министерств, ведомств, для наших субъектов хозяйствования и будем работать над их претворением в жизнь.
Мы договорились с руководителями загранучреждений, что по итогам этого года будет дана принципиальная оценка вкладу каждого работника в достижение конечного результата, а именно наращивание экспорта, от которого зависит и развитие экономики нашей страны, и в конечном итоге судьба государства. В ближайшее время мы суммируем все поручения Главы государства, будет подготовлен соответствующий проект протокола поручений и представлен Главе государства на утверждение.
Еще одна задача, которую поставил Президент. Он заострил внимание на необходимости возвращения культурных ценностей в нашу страну. По сути, речь идет о достоянии республики, о достоянии нации. Что планируется и что возможно в этом направлении сделать?
В.Макей: Не могу сказать, что мы не работали над этой темой. Мы, в том числе, занимались и этой проблематикой – возвращением культурных ценностей, которые, к сожалению, в разные годы были утрачены. Но сейчас Главой государства поставлена четкая задача организовать системную работу в этой сфере. Я думаю, что загранучреждения, МИД могут сыграть очень активную роль в дополнение к той работе, которая, в принципе, проводится в Беларуси. У нас, как Вы знаете, при Совете Министров существует соответствующая комиссия. Но мы сейчас определились с руководителями загранучреждений относительно подготовки конкретных предложений в комплексную системную программу, связанную с возвращением культурных ценностей. Здесь мы можем сыграть свою серьезную роль.
Я думаю, что мы должны организовать для начала очень плотные, тесные межведомственные контакты между соответствующими институтами Беларуси и других стран: между архивами, между музеями, между библиотеками, в которых могут храниться те или иные ценности. Например, мы можем привести в качестве такого положительного опыта взаимодействие нашей Национальной библиотеки с национальными библиотеками других стран, организованное, кстати, в том числе при посредничестве наших загранучреждений, по подготовке факсимильного издания всех произведений Франциска Скорины, которое приурочено к 500-летию белорусского книгопечатания. Мы должны организовать работу по поиску этих культурных ценностей в различных музеях, библиотеках, архивах стран аккредитации.
Вы знаете, иногда даже и случай может привести к какому-то эффекту. Как недавно по телевидению, по-моему, в Вашей программе, было показано, как где-то в Румынии какой-то случайный покупатель приобрел в антикварном магазине якобы печатную машинку, а потом оказалось, что эта машинка, которой Вермахт пользовался для шифровки и передачи в шифрованном виде соответствующих данных – известная машинка «Энигма». И потом она была перепродана за много большую сумму. Порой даже случай – участие в каких-то аукционах, встречи с собирателями антиквариата – может привести к результатам. Мы все это положим на системную основу и дадим соответствующие поручения нашим загранучреждениям.
Очень важна в этом плане работа с диаспорой. Не секрет, что у нас очень много белорусов проживают за рубежом. В свое время тоже, возможно, ими были вывезены раритетные издания. Вы знаете, мы установили контакт недавно с потомками Игната Дамейко, который является национальным героем Чили, и в ближайшее время у нас состоится встреча с представителями этого семейства. Мы знаем, что очень многое, связанное с именем этого выдающегося белоруса, находится за рубежом, поэтому подобного рода контакты, даже случайные, иногда выводят на какие-то конкретные результаты.
Думаю, что представители диаспоры могут очень многое сделать в плане возврата культурных ценностей. Еще раз повторюсь: мы сейчас подготовим очень системную, конкретную концепцию по возврату культурных ценностей в страну. Понятно, что это связано во многом и с материальными затратами. И, наверное, не все мы сможем вернуть, но дать возможность ознакомиться белорусам, например, в случае организации выставок в Беларуси тех ценностей, которые вывезли. Может быть, и передача на временное депозитное хранение, может быть, еще какие-то иные варианты. Или электронные копии. В наш век современных цифровых технологий все это возможно. Я думаю, в любом случае, задача Главой государства поставлена, и мы будем очень активно работать над ее претворением в жизнь.
Мы с Вами пишем интервью в пятницу, а завтра-послезавтра в Минске пройдет съезд белорусов мира, где как раз вот эту тему возвращения ценностей можно будет поднять. Принимаете участие в этом мероприятии и Вы. Это значит, что у государства есть какая-то особая надежда на белорусов за рубежом в деле продвижения национальных интересов, и чем мы можем им помочь?
В.Макей: Вы знаете, эта тема обсуждалась на совещании у Главы государства. Сегодня по нашим оценкам за рубежом проживает порядка 3 млн. белорусов. Конечно, в основном они проживают в наших странах-соседях – России, Прибалтике, Польше. Но очень много белорусов проживает и в Австралии, и в странах Западной Европы, и в США, Канаде, Аргентине, Латинской Америке.
И это наш потенциал с точки зрения культурной, экономической, да и политической. Главой государства тоже было обращено на это особое внимание. Мы намерены очень плотно работать с представителями белорусского зарубежья. Есть предложения, которые поступают от представителей нашей диаспоры о большем взаимодействии в экономическом плане с той или иной страной. Мы очень заинтересованно относимся к подобного рода предложениям и стараемся максимально реализовать их. Причем с такими странами как США, Канада и другими. Есть предложения и о создании каких-то совместных проектов здесь в Беларуси. Для нас взаимодействие с диаспорой очень важно в том плане, что эти люди уже долгое время проживают в той или иной стране, они знают менталитет местного народа, они знают традиции, обычаи, нравы, как у нас говорят; они знают особенности построения экономики, особенности экономического сотрудничества и т.д. Должен признать, мы еще не до конца этот потенциал используем и намерены активно работать в этом направлении.
Что еще очень важно, что восприятие Беларуси сегодня в мире меняется. И если представитель диаспоры действительно заинтересован в том, чтобы развивалось независимое государство Беларусь, то я убежден, что он найдет возможности для того, чтобы внести вклад в этот процесс. И очень важно сейчас работать над дальнейшими изменениями восприятия имиджа Беларуси, в первую очередь в западном общественном мнении и в западных СМИ.
Что касается того, какую лепту может внести государство в этот процесс, то я должен сказать, что в последнее время действительно эта работа активизировалась. Как вы знаете, в 2014 году по инициативе Министерства иностранных дел у нас был принят Закон о белорусах зарубежья. МИД было поручено обеспечивать координацию работы с белорусами зарубежья. Была подготовлена соответствующая программа, которая утверждена в 2016 году, – «Культура Беларуси». Там есть подпрограмма «Белорусы зарубежья», содержащая порядка 20 блоков различных мероприятий, которые нацелены на поддержку белорусской диаспоры за рубежом.
При МИД существует, в 2015 году создан, Консультативный совет по делам белорусов зарубежья. Мы регулярно встречаемся, обсуждаем актуальные вопросы нашего взаимодействия. Всегда происходит очень живая дискуссия, звучит очень много интересных предложений. Мы все это, естественно, систематизируем и потом реализуем те идеи и предложения, которые звучат на этом Консультативном совете. Мы намерены очень плотно работать над углублением нашего взаимодействия с нашими гражданами, которые в свое время вынуждены были уехать или просто уехали за рубеж, которые хотят внести свой вклад в развитие нашего независимого государства. Задача стоит так, чтобы наши граждане вносили такую лепту, как, например, армянская диаспора, представители других стран, которые очень активно работают со своими государствами.
На прошлой неделе в Минске завершилось крупное по европейским масштабам мероприятие – сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Судя по отзывам, в организационном плане все прошло безупречно, но главной темой минской сессии было укрепление взаимного доверия. Так вот, удалось ли укрепить взаимное доверие на Ваш взгляд?
В.Макей: Вы знаете, если бы в реальной жизни изменения происходили так же быстро, как произносится эта фраза «укрепление взаимного доверия», то все было бы намного проще. Но, к сожалению, сейчас уровень, накал противостояния настолько высок, что за один день или даже за одну сессию, или за один месяц изменить ситуацию невозможно. Вы сами видите, что происходит в СМИ, какие споры происходят на политическом уровне между различными государствами, между политиками, между различными геополитическими игроками. Идет не только словесное, вербальное противостояние, нагнетание воинственной риторики, но и происходит нагнетание напряженности на деле.
С одной стороны, если мы возьмем блок НАТО, происходит наращивание воинского контингента, в том числе и у наших границ. С другой стороны, естественно, это тоже не может быть оставлено без внимания, и предпринимаются соответствующие ответные меры. А в результате мы возвращаемся к эпохе «холодной войны». Поэтому задача установления бóльшего доверия, в первую очередь между ведущими геополитическими игроками, между Востоком и Западом, если говорить в общем, между различными странами является очень актуальной.
Беларусь в своей политике, следуя установкам Главы государства, исходит из того, что никакие войны, никакие конфликты не могут быть эффективным способом решения тех или иных вопросов. Только дипломатическим способом могут быть обеспечены мир и стабильность и в регионе, и в мире, на планете в целом. Вся внешняя политика Беларуси подчинена именно этому постулату. Предлагая те или иные решения проблем, мы исходим из этого.
Такой же подход у нас реализовывался и при проведении 26-й сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.
Сама главная тема этой сессии и те резолюции, которые были предложены (в частности предложенная Беларусью резолюция по противодействию новым психотропным веществам, по борьбе с торговлей людьми, предложенные другими странами также очень важные резолюции по борьбе с терроризмом, по недопущению дискриминации по каким-либо мотивам и многие другие), – это маленькие, но поступательные постоянные шаги по направлению к расширению мер доверия в регионе и на континенте. И я считаю, что если исходить из этого, то Беларусь однозначно внесла свой вклад в укрепление мер доверия на континенте, и состоявшаяся сессия ПА ОБСЕ тоже является очень важным мероприятием в этом плане.
Из итоговой декларации была исключена резолюция, содержащая критические замечания в отношении Беларуси, счет голосования 43:43. Как бы Вы оценили эту «ничью», явно в пользу Беларуси?
В.Макей: Я уже сказал, что имидж Беларуси в последнее время в мире меняется. К сожалению, необоснованно в свое время – особенно в западном общественном мнении – восприятие Беларуси ассоциировалось как нечто негативное, тоталитарное, «последняя диктатура Европы» и т.д. Хотя государство нормально развивалось и в экономическом, и в политическом плане.
Надо учитывать, что некоторые государства шли к демократии столетиями, веками. А тут вдруг хотят, чтобы за 25 лет независимости мы стали тотально демократическим государством во всех проявлениях этого слова. Мы понимаем, что надо двигаться, надо развивать и политическую, и экономическую системы. Мы в этом направлении и идем, но нельзя ничего сделать искусственно, одномоментно нельзя изменить менталитет, психологию. Поэтому надо спокойно смотреть на те процессы, которые происходят внутри Беларуси и вокруг Беларуси.
Но еще раз повторюсь: имидж Беларуси в последнее время заметно изменился. И это проявилось при голосовании как раз по той резолюции, которую Вы упоминаете.
Знаете, отдельные парламентарии тоже попытались, находясь в стране, которая предоставила площадку для проведения сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, принять резолюцию, направленную против этой страны. Причем резолюцию, которая не носит международного характера, а замыкается на тематику двусторонних отношений. Ради Бога, это их право. Они внесли ее на голосование. Но эта резолюция с трудом набрала даже минимальное количество необходимых соавторов – 20 человек. В то же время белорусская резолюция по психотропным веществам набрала 44 соавтора из 20 государств, причем не только из стран постсоветского пространства, но и из Германии, США, Канады и других стран. Это говорит о том, что конструктивные предложения, конструктивные резолюции находят больший отклик у парламентариев.
Что касается резолюции по положению в Восточной Европе, то там, к сожалению, соавторы этой резолюции использовали не очень корректный прием. Они увязали некоторые моменты, связанные с информацией о ситуации в Беларуси и в некоторых других странах, с украинским кризисом и так далее. Понятно, что по украинскому кризису в западном общественном мнении существует единообразие и изменить это в одночасье невозможно. Но и даже эта резолюция в конечном итоге не прошла на этапе окончательного голосования по минской декларации.
Мы считаем, что речь идет не о каких-то спортивных результатах – 43 «за» или 43 «против». Возобладал здравый смысл у парламентариев, которые увидели за эти дни и видят реально, что происходит в Беларуси, что происходит в регионе в целом, вокруг Беларуси, какие шаги предпринимает Беларусь. Я думаю, что в конечном итоге это повлияло и на вот эту сухую статистику, связанную с голосованием.
Очень активно обсуждалось голосование белорусской делегации по итоговой декларации. Четыре «за», два «против». В чем заключалась хитрость, и хитростью ли это было?
В.Макей: Парламентская ассамблея ОБСЕ, как и парламентские структуры других организаций – это не съезды, напоминающие, условно говоря, съезды компартии или каких-то иных партий. И наша белорусская делегация – это тоже не политбюро, которое голосует единообразно. Поэтому парламентарии проголосовали так, как они посчитали нужным. Я считаю, что это абсолютно нормально.
Это, кстати, опровергает утверждения некоторых западных политиков, парламентариев о том, что в Беларуси парламент «ручной», что он голосует единообразно, по указке и т.д. Видно, что идет разброс мнений, кто-то голосует, высказывается в большей мере в поддержку России, кто-то высказывается в большей мере в поддержку Украины или других каких-то стран. Различные мнения при голосовании по таким вопросам – это нормально явление. Это говорит о том, что в Беларуси нормальный, функционирующий, работающий парламент.
Еще об одной важной миссии Беларуси. В этом году наша страна председательствует в Центрально-Европейской Инициативе. Лозунгом председательства можно назвать «продвижение совместимости в Большой Европе». Есть сомнения, насколько это реально в нынешней Европе, откуда ушла, в общем-то, Англия, где строятся новые границы, где вводятся санкции. Насколько реально объединить Европу сейчас?
В.Макей: Да, я согласен, сложно. Но мы возвращаемся к тезису о том, что в одночасье все изменить, наверное, невозможно: вот эту воинственную риторику, попытки выстроить новые разделительные линии в Европе.
Решение этих вопросов требует времени. Но если только лишь сидеть, ждать и ничего не делать, то, наверное, и не удастся изменить ситуацию, а если и удастся, то в очень отдаленном будущем.
Наша позиция состоит в следующем: если ты видишь проблему, значит надо пытаться ее решать. Мы считаем, что этот тезис – «продвижение совместимости в Большой Европе», тезис «интеграции интеграций» – они актуальны, как никогда. Я убежден, что в самом ближайшем будущем они найдут бóльший отклик в умах и сердцах людей на Западе и в западном общественном мнении.
Это необходимо, потому что от этого зависит судьба и нашего континента, и планеты в целом. Именно поэтому Беларусь избрала своим главным слоганом, лозунгом своего председательства в ЦЕИ «продвижение совместимости в Большой Европе». Что это означает? Конечно, мы понимаем, что мы не можем сразу же организовать, условно говоря, прямые переговоры, связанные с заключением каких-то юридически обязывающих соглашений между, например, Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом, между Евразийским пространством и Европейским пространством. Начинать надо с малого, постепенно, шаг за шагом. Мы заинтересованы в том, чтобы наши стандарты сблизились, чтобы мы торговали по единым правилам, чтобы мы выдерживали единые подходы к сертификации продукции. Если мы будем продвигаться постепенно, шаг за шагом, в этом плане, то я убежден, что возникнет и большее понимание необходимости взаимодействия между Евразийским и Европейским экономическим пространством.
И сейчас у нас есть много очень важных тем, которые требуют совместного решения. Это взаимодействие в сфере транзита, транспорта, логистической инфраструктуры и многое-многое другое. И мы в рамках нашего председательства в ЦЕИ постараемся организовать как можно больше мероприятий именно этой направленности. Мы организовали конференцию министров транспорта, посвященную тематике взаимодействия в рамках транспортно-транзитной, логистической инфраструктуры. Мы организовали также конференцию руководителей торгово-промышленных палат, на которую прибыли представители не только стран Центрально-Европейской Инициативы, но и из Китая, из Германии, из других государств, для которых эта тема интересна. Мы организовали ряд мероприятий с другими организациями, например с ОБСЕ по миграции. Это было сделано по инициативе белорусской стороны и нашло очень позитивный отклик.
Мы намерены продвигать взаимодействие между ЦЕИ и Советом государств Балтийского моря, и Организацией Черноморского экономического сотрудничества, и так называемым форматом «16+1», в который входят 16 стран Центральной и Восточной Европы и Китай. Все это будет помаленьку поступать в копилку, возвращаясь к началу нашего разговора, в общую копилку укрепления доверия на континенте. И здесь, я считаю, что Беларусь очень правильно поступила, в свое время выдвинув этот лозунг и реализуя на практике ряд конкретных мер, связанных с попытками организовать большее взаимодействие между Европейским и Евразийским экономическими пространствами.
Хочу сказать, что та инициатива, которую выдвинул Глава государства – он заявлял об этом и раньше, но очень рельефно это прозвучало на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, – инициатива организовать процесс «Хельсинки-2» – это очень своевременная, актуальная инициатива, которая воспринята, кстати, с большим энтузиазмом.
Убежден, что в ближайшем будущем мы поймем настоятельную необходимость скорейшего отхода от воинственной риторики и перехода к процессу переговоров, к поиску взаимоприемлемых решений накопившихся проблем, которые буквально горят уже у нас под ногами. И сделать это мы можем в рамках этой концепции «Хельсинки-2».
Спасибо Вам большое за интервью.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by