Размер шрифта:

Стенограмма подхода к прессе Министра С.Алейника по итогам совместного заседания коллегий МИД Беларуси и МИД России (19 января 2023 г., Минск)

19 января 2023 г.

 

Уважаемый Сергей Викторович! 
Уважаемые представители СМИ! 

В рамках двух дней нашей совместной работы мы обсудили широкий спектр тем белорусско-российского сотрудничества. Были затронуты интеграционные процессы, межрегиональные контакты, согласованные действия в сфере внешней политики, а также ряд практических аспектов сотрудничества по линии внешнеполитических ведомств двух стран.

Наши отношения за прошедший год существенно укрепились. Высочайший темп задают лидеры наших стран. Это позволяет находить решения принципиально важных вопросов. Есть все основания полагать, что подобная динамика и эффективность контактов сохранятся и в текущем году.

Сегодня можно констатировать значительное продвижение в союзной интеграции. По нашим оценкам, к настоящему времени выполнено порядка 70 процентов союзных программ. 

Подписаны такие важные документы, как:

- межправительственное Соглашение о признании технологических операций, осуществляемых на территории Союзного государства;

- Договор об общих принципах налогообложения по косвенным налогам;

- продолжается переговорный процесс по согласованию проекта межправительственного Соглашения о единой промышленной политике.

Приняты принципиальные решения по гармонизации таможенного законодательства, выравниваются условия хозяйствования, непрерывно продолжается работа по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России.

Позавчера Государственная Дума России ратифицировала Межправительственное соглашение о взаимном признании виз и по другим вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Союзного государства. Это позитивным образом скажется на туристическом потенциале наших стран.

В конечном итоге все это направлено на улучшение комфорта жизни наших людей, упрощение условий для ведения бизнеса, решение иных злободневных вопросов в сегодняшней непростой международной обстановке.

Достигнутый в прошлом году рекордный товарооборот – более 50 млрд. долларов – еще раз подтверждает правильность этой стратегии. 

У нас в запасе значительный потенциал для дальнейшего углубления промышленной кооперации, взаимодействия агропромышленных комплексов, совершенствования транспортно-логистического взаимодействия.

Ресурсная база позволяет развивать совместное производство и осуществлять проекты по импортозамещению во многих отраслях. В этой связи МИДы активно участвуют в подготовке запланированного на февраль заседания Совета Министров Союзного государства, на котором будет подробно обсужден ход реализации союзных программ и намечена перспективная повестка дня Высшего Государственного Совета. 

Одним из краеугольных камней нашего взаимодействия является межрегиональное сотрудничество. В прошлом году состоялось 98 визитов делегаций Республики Беларусь в регионы России, 82 региональных визита из Российской Федерации в Республику Беларусь. 

С удовлетворением отмечаем результаты взаимодействия между министерствами иностранных дел Беларуси и России. Мы продолжили координировать позиции в рамках международных и региональных организаций, продвигали совместные инициативы, не согнулись и активно оказывали друг другу политическую и информационную поддержку в условиях нарастающего давления со стороны коллективного Запада. Смело можно сказать, что поставленные на прошлом заседании коллегий цели практически в полном объеме выполнены.

В ходе нынешнего заседания были подписаны значимые документы:

- Постановление совместного заседания коллегий и План консультаций между нашими ведомствами;

- Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения биологической безопасности.

Признательны российской стороне за содействие, оказываемое на авторитетных международных площадках. Так, значительно продвинулся вопрос о приеме Беларуси в полноправные члены Шанхайской организации сотрудничества, нашей стране был предоставлен статус наблюдателя в Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Выражена готовность российской стороны оказывать содействие Беларуси в случае принятия нами решения о присоединении к формату БРИКС и предстоящему в июле текущего года саммиту «Россия – Африка».

Мы также неизменно по-союзнически поддерживаем наших российских друзей на всех международных площадках. 

Учитывая прозвучавшее на днях поручение Председателя Высшего Государственного Совета – Президента Беларуси А.Г.Лукашенко – об активизации медийной работы и работы по созданию медиахолдинга Союзного государства, в узком составе мы также обсудили, как МИДы двух стран могут содействовать этому процессу. 

Конечно, мы серьезно углубились и в происходящие сегодня мировые геополитические процессы, сверили подходы о роли и месте наших стран в мире.

Прекрасно понимаем, что незаконное санкционное давление на наши государства объективно требует от нас бо́льшей координации действий, в том числе по выработке совместных ответных шагов. 

Все санкции очевидно направлены на нанесение максимального ущерба нашим гражданам, создание максимального дискомфорта. Однако прошедший год показал, что любой ущерб можно минимизировать за счет более тесной кооперации и интеграции. Мы сделаем все возможное, чтобы в будущем стать еще более устойчивыми и независимыми от безответственных решений западных политиков. 

Против нас фактически развязана гибридная война, которая ставит целью измотать и ослабить как Беларусь, так и Россию. Будем прямо говорить – ослабить нашу государственность и наш суверенитет. Но мы уже окрепли и сообща выстоим, как это было неоднократно в нашей общей истории. Хорошо, что до многих это понимание стало доходить.

Важным направлением нашего взаимодействия было и будет противостояние попыткам фальсификации и переписывания истории, которая объявляется отдельными западными странами, и кощунственной войне с памятниками предкам-освободителям.

В данном контексте не могу не отметить помощь со стороны государственных органов России в расследовании уголовного дела по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период, которое проводит Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

Белорусскими и российскими загранучреждениями в этой связи также реализуется ряд значимых мероприятий.

Не случайно в преддверии сегодняшнего заседания коллегий в стенах белорусского МИД открылась выставка, посвященная 210-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Пользуясь случаем, хотел бы искренне поблагодарить автора выставки, лауреата премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», коллекционера Владимира Лиходедова за возможность прикоснуться к поистине ценным и редким артефактам, среди которых, как вы все видели, мундир великого князя Александра Павловича (будущего российского Императора Александра I). 

Приглашаю всех найти возможность поближе познакомиться с представленными экспонатами.

В заключение хотел бы выразить слова благодарности Сергею Викторовичу и всем российским коллегам за очень плодотворный, конструктивный, товарищеский и союзнический разговор. 

Наши встречи традиционно проходят в очень дружественной и искренней атмосфере. У нас нет закрытых тем и в этом во многом и есть залог успеха белорусско-российских отношений. 

Благодарю за внимание!

Беларусь 1: Уважаемый Сергей Федорович, уважаемый Сергей Викторович, важно сохранять дипломатические каналы открытыми. Участие Беларуси и России в ОБСЕ, двойные стандарты, провокационная политика с той стороны - какие предполагаем ответные шаги? Каким видится будущее в организации?

С.Алейник: Мы обсуждали вопрос нашего взаимодействия в ОБСЕ и координацию наших усилий, которая отличается слаженными действиями на площадке ОБСЕ. Мы едины во мнении: сегодня организация находится в кризисе. Причем этот кризис системный, и он касается абсолютно всех трех корзин, так называемых трех измерений – военно-политического, экономического и человеческого. 

Мы видим по первой корзине, что в зоне ответственности ОБСЕ достаточно большое количество горячих конфликтов, меры доверия девальвированы. Эрозия механизмов началась не вчера, это формировалось на протяжении многих последних лет. 

Если взять экономику, то, наверное, вряд ли кто-нибудь в этом зале сможет назвать какой-то серьезный экономический проект, реализованный за последние годы в рамках ОБСЕ, проект, который бы принес реальную пользу гражданам наших стран. 

Человеческое измерение – там очевидный, сплошной перекос. Упорное понукание всех стран, которые находятся к востоку от Вены. Что говорить, если за многие годы Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе не смогла даже выработать единые стандарты наблюдения за выборами. Та тема, о которой мы многократно на протяжении многих лет говорили, которую мы поднимали, в том числе, сообща.

Я уж не говорю, что ОБСЕ никак не реагирует на незаконный характер экономических санкций, которые отражаются на гражданах и на их правах.

Я уж не говорю про тему мобильности и ограничений, которые существуют в плане передвижения граждан в регионе ОБСЕ, которые созданы большим количеством стран-членов Организации – западных стран. 

Поэтому, к сожалению, сегодня мы можем констатировать, что организация, которая формировалась и создавалась как площадка для диалога, для поиска решений, развязок и компромиссов, превратилась в поле брани.

Я думаю, все помнят, что ОБСЕ в свое время ассоциировалась с общеевропейским домом. Так вот, сегодня этот дом нуждается в капитальном ремонте. И для того, чтобы этот ремонт осуществить, нужен действительно серьезный, конструктивный диалог.

Мы этот диалог предлагали. Более пяти лет назад здесь, в Минске, во время Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Президент Республики Беларусь выдвигал инициативу в присутствии всех европейских участников о запуске процесса «Хельсинки-2» – начале серьезного, всеобъемлющего диалога по вопросам безопасности, укреплении мер доверия и сотрудничества в Европе. К сожалению, тогда эта инициатива не была услышана.

Мы по-прежнему сохраняем интерес в начале этой работы. Рано или поздно эта работа начнется, и мы готовы предоставить для этого Минскую площадку. Но одновременно готовы работать и на любой другой площадке.

версия для печати

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by