Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Беларуси в Германии Д.Сидоренко журналу “Wostok” (май 2023 г.)

 

Конфронтация между коллективным Западом и Россией уже более года определяет политическую жизнь. События, которые происходили в Беларуси, если они не связаны напрямую с украинским конфликтом, постепенно забываются. Давно анонсированный конституционный референдум состоялся в Беларуси в феврале 2022 года. Какие перемены ожидаются в результате референдума? Как геополитическая ситуация влияет на конституционный процесс?

Прошедший в Республике Беларусь в феврале 2022 года конституционный референдум стал важной вехой в развитии белорусского государства и общества.

Основными целями конституционной реформы были укрепление белорусской государственности, повышение устойчивости правовой системы, обеспечение прогрессивного экономического и социального развития страны с учетом национальных традиций, современных вызовов и непростой международной обстановки.

Вынесенные на референдум поправки в Основной закон были подготовлены специальной конституционной комиссией с учетом результатов состоявшейся накануне широкой и открытой общественной дискуссии. Они были поддержаны абсолютным большинством граждан страны. На референдуме за изменение Конституции высказались 82,86% участников голосования.

Принятые конституционные поправки предполагают, среди прочего, существенное перераспределение полномочий ветвей власти, в частности за счет повышения статуса и расширения компетенции Конституционного Суда и Парламента, а также создание нового конституционного органа – Всебелорусского народного собрания (ВНС), имеющего свои исторические демократические традиции в Беларуси.

В развитие итогов референдума и соответствующих конституционных изменений был разработан и принят ряд законов, включая закон о Всебелорусском народном собрании, обновленный Избирательный кодекс, внесены поправки в законы о Национальном собрании и Совете Министров Республики Беларусь, о политических партиях и общественных объединениях. Работа по приведению законодательства в соответствие с новой Конституцией продолжается.

В феврале 2024 года в Беларуси запланированы парламентские выборы и выборы в местные органы власти. Затем будут избраны члены Всебелорусского народного собрания. Фактически с формированием ВНС первого состава процесс конституционной реформы будет в целом завершен.

Беларусь в период с 1996 года обладала статусом государства, свободного от ядерного оружия. Отказ Беларуси от безъядерного статуса в результате конституционного референдума 2022 года подвергался критике. Теперь Россия объявила о размещении своего тактического ядерного оружия в Беларуси в рамках Союзного государства Беларуси и России. Как Ваша страна в целом относится к Договору о нераспространении ядерного оружия и также к Договору о запрещении ядерного оружия, который, впрочем, не поддерживается ни одним из официальных и неофициальных ядерных государств?

Республика Беларусь является последовательным сторонником ядерного разоружения и нераспространения.

В 1993 году Беларусь сделала осознанный выбор в пользу отказа от ядерного оружия и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). При этом Беларусь стала первым государством на постсоветском пространстве, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием без предварительных условий и оговорок.

В декабре 1994 года в г.Будапеште Россия, США и Великобритания подписали Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Беларусь к Договору о нераспространении ядерного оружия и приняли на себя обязательства гарантировать территориальную целостность и суверенитет Беларуси, а также отказаться от любых мер политического и экономического принуждения. Однако в течение уже длительного времени Республика Беларусь подвергается беспрецедентному политическому, экономическому, финансовому и информационному давлению, в частности, со стороны США и Великобритании, что является прямым нарушением положений Будапештского меморандума. Более того, односторонние принудительные меры в политике и экономике сопровождаются также наращиванием на территории соседних стран-членов НАТО военного потенциала в непосредственной близости у наших границ.

Учитывая указанные обстоятельства и вытекающие из них законные озабоченности и риски в сфере национальной безопасности, Беларусь предпринимает вынужденные ответные действия по укреплению собственной безопасности и обороноспособности. При этом необходимо отметить, что военное сотрудничество Беларуси и России полностью соответствует международному праву. Обучение белорусских пилотов, способных управлять самолетами со специфическими боеприпасами, модернизация таких самолетов, а также планируемое размещение российского ядерного оружия на территории Беларуси не противоречат положениям ДНЯО. В НАТО давно существует практика «совместных ядерных миссий», самолеты стран-членов Альянса сертифицированы для полетов с ядерным оружием, идет подготовка летного состава для таких «миссий», проводятся соответствующие учения. На территории европейских стран-членов НАТО, включая Германию, хранятся свыше 150 единиц тактического ядерного оружия США. 

Что касается Договора о запрещении ядерного оружия, то Республика Беларусь не участвовала в его разработке и не является участником данного Договора. На данном этапе Беларусь исходит из того, что создание форматов, дублирующих ДНЯО, не будет способствовать дальнейшему ядерному разоружению и укреплению глобального режима нераспространения. Беларусь выступает за взвешенный и поэтапный подход к ядерному разоружению, являющемуся одной из стратегических целей ДНЯО, в целях придания этому процессу многостороннего и необратимого характера.

Белорусская сторона убеждена, что на смену конфронтационной риторике и раскручивающейся спирали гонки вооружений должен прийти конструктивный и взаимоуважительный диалог, направленный на укрепление архитектуры глобальной и региональной безопасности, а также многосторонних механизмов разоружения, нераспространения ядерного оружия и контроля над вооружениями, в том числе в ядерной сфере. К этому мы призывали и будем призывать всех наших партнеров.

Минск был посредником в украинском конфликте и способствовал достижению Минских соглашений 2014 и 2015 годов. Первые в период с февраля 2022 года переговоры между Россией и Украиной о прекращении войны прошли на белорусской границе. Как Беларусь относится к украинскому конфликту? Международные оценки разнятся от позиции посредника до подчиненного участника войны. Президент Лукашенко весной посетил Китай – поддерживает ли Минск состоящий из 12 пунктов «позиционный документ» Китайской Народной Республики относительно урегулирования конфликта? И как складываются отношения с Украиной? Принимает ли Беларусь беженцев, в каких масштабах?

С учетом во многом трагической истории Беларуси и белорусского народа, включая огромные человеческие потери в ходе Второй мировой войны, мир для белорусов имеет фундаментальное значение.

В этой связи Республика Беларусь последовательно выступает за скорейшее мирное урегулирование военного конфликта в Украине путем дипломатических переговоров и готова всячески содействовать этому процессу, например, через предоставление площадки для мирных переговоров в любых форматах. Именно на белорусской земле в 2014-2015 гг. были выработаны т.н. «Минские договоренности», которые были призваны обеспечить приемлемое для всех решение украинского кризиса. К сожалению, эти договоренности не были реализованы.

В конце февраля - начале марта 2022 года Беларусь вновь инициировала проведение российско-украинских переговоров на своей территории в целях прекращения военных действий и поиска дипломатического решения. Состоявшиеся тогда три раунда переговоров давали надежду на возможное компромиссное урегулирование и заложили основу для т.н. «стамбульской формулы». Сегодня можно только сожалеть о том, что данный процесс был сорван и была упущена уникальная возможность избежать дальнейших человеческих жертв и разрушений.

Хотел бы подчеркнуть: Беларусь не участвует в военных действиях в Украине и не является стороной данного конфликта. Все предпринятые Республикой Беларусь шаги по обеспечению и укреплению своей собственной безопасности, в том числе в рамках союзнических отношений с Россией и соответствующих обязательств, носят исключительно оборонительный характер.

Подходы Республики Беларусь и Китайской Народной Республики по вопросам международной безопасности во многом совпадают. В принятом в ходе недавнего государственного визита Президента Беларуси А.Г.Лукашенко в Китай Совместном заявлении о дальнейшем развитии отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства между двумя странами в новую эпоху была подчеркнута, в частности, заинтересованность обеих сторон в скорейшем установлении мира в Украине и предотвращении эскалации кризиса. В этом плане Республика Беларусь приветствует китайский «позиционный документ».

С учетом общей границы протяженностью более 1000 километров, традиционных экономических, общественных и культурных связей между нашими странами и народами Беларусь, естественно, заинтересована во нормальных отношениях с Украиной в будущем. Свидетельством сохранения контактов и такой заинтересованности является и тот факт, что в Минске продолжает работать украинская дипмиссия.

Беларусь открыта для беженцев и вынужденных переселенцев из Украины. С февраля 2022 года, по данным Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, в нашу страну въехало более 90 тысяч украинских граждан. Всем нуждающимся было оказано необходимое гуманитарное и другое содействие.

ЕС и его государства-члены при принятии санкций ставят Беларусь в один ряд с Россией. Какие санкции действуют и как они реально сказываются на положении в стране?

Беларусь уже на протяжении продолжительного периода времени сталкивается с применением против нее США и Европейским союзом односторонних, незаконных с точки зрения международного права и противоречащих, в частности, обязательствам ОБСЕ ограничительных мер, в том числе экономического характера.

В последние несколько лет эта порочная практика приобрела беспрецедентные масштаб и характер. Под надуманными предлогами вводятся санкции против целых секторов белорусской экономики. В результате страдают в первую очередь простые белорусские граждане. Кроме того, наносится существенный ущерб международной торговле, разрушаются десятилетиями налаженные кооперационные связи и логистические маршруты в регионе, создаются препятствия для гуманитарных проектов и контактов между людьми, в частности, вследствие прекращенного из-за санкций авиасообщения между нашими странами. Косвенно отдельные антибелорусские ограничительные меры негативно сказываются и на других странах мира. Так, например, санкции в отношении белорусской калийной отрасли способствовали повышению стоимости удобрений и сельскохозяйственной продукции на международных рынках, в результате чего возникла угроза мировой продовольственной безопасности.

В конечном счете введенные Евросоюзом санкции против Беларуси имеют серьезный обратный эффект и возвращаются бумерангом, нанося ущерб европейскому бизнесу и гражданам стран-членов ЕС.

Несмотря на объективные негативные последствия санкций, Беларусь справится с этим вызовом, в том числе через переориентацию своего экономического и другого взаимодействия. Надеемся, что там, где это возможно, нам удастся продолжить прагматичное сотрудничество с заинтересованными европейскими партнерами. Вместе с тем убеждены, что такая недальновидная, контрпродуктивная санкционная политика Евросоюза не отвечает его собственным интересам и не способствует совместным усилиям по восстановлению стабильности и безопасности в регионе.

К числу придерживающихся воинственной риторики стран ЕС относятся, прежде всего, балтийские государства и Польша. Как складываются отношения с непосредственными соседями – Латвией, Литвой, Польшей, с которыми многое исторически связывает Беларусь?

Наши отношения с непосредственными соседями из числа стран-членов ЕС, в частности с Литвой и Польшей, в настоящее время весьма непростые.

К сожалению, правительства этих стран, с которыми нас также многое исторически связывает, избрали абсолютно негативистский, конфронтационный подход в отношении Республики Беларусь. Вместо развития взаимоуважительного диалога и добрососедского сотрудничества они делают все возможное, чтобы попытаться дестабилизировать ситуацию в Беларуси и нанести максимальный ущерб нашим двусторонним отношениям.

Официальными лицами этих стран в отношении Республики Беларусь и ее руководства используется неприемлемая оскорбительная риторика. Закрываются пограничные и таможенные пункты пропуска, создаются искусственные препятствия для движения людей и товаров, в том числе через блокирование приграничных человеческих контактов и транзита белорусской продукции через морские порты. На нашей границе строятся новые заборы и стальные стены, наносящие существенный ущерб общим экосистемам, в частности в Беловежской пуще, которая является последним заповедным лесом Европы и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Уверены, что это не выбор и позиция литовского и польского народов.

Со своей стороны, несмотря на все враждебные заявления и действия Вильнюса и Варшавы, Беларусь продолжает наглядно демонстрировать свою открытость и готовность к диалогу. В частности, в ответ на визовые ограничения ЕС и усложнение пересечения границы белорусской стороной было принято одностороннее решение о введении режима безвизового въезда для граждан Латвии, Литвы и Польши, который будет действовать как минимум до конца 2023 года и которым уже многие из них воспользовались.

В плане отношений с ЕС и Германией есть ли еще контакты с официальными учреждениями? Федеральное правительство Германии отказывается от контактов с официальными белорусскими структурами, какой подход применяется Вашей страной? Как Вы оцениваете то, что новый координатор в Федеральном министерстве иностранных дел должен быть «центральным представителем Федерального правительства, ответственным за контакты с находящимися в изгнании представителями белорусского и российского гражданского общества, придерживающимися демократических и критических по отношению к правительствам своих стран взглядов»?

Политический диалог и отношения в целом Беларуси с Европейским союзом и Германией находятся на данный момент, пожалуй, в самой низкой точке своего развития с момента обретения нашей страной независимости в 1991 году. И это весьма прискорбно.

В апреле этого года исполнилось ровно 100 лет с даты установления двусторонних белорусско-германских дипломатических отношений. К сожалению, этот дипломатический юбилей для нас не столько праздничное событие, сколько повод серьезно задуматься над тем, как дальше может выстраиваться наше взаимодействие.

В последние годы немецкая сторона последовательно, шаг за шагом ограничивала официальные контакты и возможности для конструктивного диалога и сотрудничества. Не по нашей инициативе многие значимые и перспективные двусторонние проекты, включая деятельность созданной в 2020 году Стратегической консультативной группы Беларусь-Германия, были поставлены на паузу либо полностью свернуты. Упомянутый Вами мандат координатора по межобщественному сотрудничеству и ряд других инструментов Федерального правительства наглядно свидетельствуют о том, как узко и однобоко видит немецкая сторона Республику Беларусь и сотрудничество с нашей страной, по сути, игнорируя при этом подавляющее большинство населения Беларуси.

Существенное негативное влияние на различные аспекты нашего взаимодействия с Германией также оказывает санкционная политика ЕС.

Твердо убежден, что такая ситуация не отвечает реальным интересам ни Беларуси, ни Германии. Она в корне противоречит интересам и ожиданиям граждан наших двух стран.

Несмотря на текущие вызовы и трудности, уверен в том, что в перспективе наше сотрудничество с Германией вернется в конструктивное русло. Альтернативы этому нет. Будущее наших отношений – прагматичное партнерство и европейское добрососедство.

Германия – при всех актуальных разногласиях – важный партнер Беларуси в Европе. Но и Республика Беларусь, являясь неотъемлемым элементом системы региональной безопасности и ключевой транзитной страной Восточной Европы, также представляет существенное значение для ФРГ. В наших общих интересах – обеспечение безопасности, стабильности и экономического развития. Есть целый ряд трансграничных вызовов, процессов и явлений, для преодоления и урегулирования которых необходимо объединение усилий. Это касается, например, таких тем, как устойчивое развитие и изменение климата, миграционные потоки и евразийский транзит.

Беларусь открыта к взаимоуважительному диалогу с Германией по всем вопросам.

Многие немецкие общественные объединения и организации гражданского общества традиционно, иногда на протяжении десятилетий поддерживают отношения со своими партнерами в Беларуси и наоборот. Как сегодня складывается ситуация в этой сфере? Кто принимает участие в этом взаимодействии? Какие возможности существуют для контактов по линии гражданского общества и какие видите Вы?

Общественные отношения всегда были одной из важнейших интегральных составляющих белорусско-германского сотрудничества.

Отрадно, что и сегодня, несмотря, а где-то и вопреки негативным тенденциям в двустороннем политическом диалоге, межличностные контакты между нашими странами и народами развиваются, в том числе по тематике сохранения исторической памяти, в рамках гуманитарных проектов, культурных и образовательных обменов, побратимского движения.

Безусловно, рамочные условия для такого взаимодействия существенно усложнились. К сожалению, сегодня партнерам из Беларуси и Германии уже не так просто приехать друг к другу в гости, хотя Минск и Берлин разделяют всего чуть больше 1000 километров. Но те, кто верит и ценит дружеские отношения, кто убежден в исключительной важности партнерства и сотрудничества для будущего, преодолевают любые трудности и препятствия. Продолжает успешно развиваться гуманитарное сотрудничество по линии многочисленных немецких инициатив, которые более 30 лет оказывают поддержку Беларуси и белорусам в преодолении последствий Чернобыльской катастрофы. Ведется дальнейший диалог по взаимопримирению и взаимопониманию в контексте исторической ответственности Германии за преступления на территории Беларуси в годы Второй мировой войны.

На региональном уровне успешно общаются и сотрудничают активисты побратимского движения, которое объединяет более 20 пар городов-побратимов Беларуси и Германии. В ноябре 2022 года в г.Минске прошла 11-я встреча представителей побратимских ассоциаций двух стран, в рамках которой обсуждалась, помимо прочего, тематика социальной инклюзивности, экологии и молодежных обменов.

Спорт призван служить сближению народов. Уже на протяжении нескольких лет мы являемся свидетелями беспрецедентной политизации спорта. Особенно в западных странах все громче звучат требования об отстранении также и белорусских спортсменов от участия в крупных международных соревнованиях, таких как Олимпийские игры или Чемпионат Европы по футболу. Как Вы относитесь к этому?

Беларусь осуждает все возрастающую политизацию международного спорта и попытки использовать спорт и спортсменов в политических и даже геополитических целях. Спорт должен служить целям объединения, а не разъединения.

Требования и решения об отстранении спортсменов от международных соревнований из-за их гражданства являются чистой дискриминацией, противоречат олимпийским принципам и стратегически вредят олимпийскому движению. Особенно неприемлемо и аморально, когда это касается спортсменов-инвалидов и паралимпийских соревнований.

Рассчитываем, что все решения в этой области в перспективе будут приниматься в интересах самих спортсменов, для которых спорт – это жизнь.

Белорусские спортсмены всегда были и будут оставаться частью международного спорта и способствовать его достижениям своими результатами и рекордами.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by