Размер шрифта:

Стенограмма интервью Министра иностранных дел В.Макея Центральному телевидению Китая (14 марта 2022г.)

 

Владимир Владимирович, Россия и Украина только на белорусской территории провели уже три раунда переговоров, но существенного прогресса, как отмечают аналитики, достигнуто не было. На Ваш взгляд, что представляет собой самое большое препятствие для переговоров и переговорщиков, и как Вы думаете, что сейчас является ключом к разрешению конфликта?

Да, действительно вынужден согласиться, что существенного прогресса на этих переговорах не произошло. Но, тем не менее, в ходе трех раундов встреч были достигнуты определенные подвижки. И очень важно, что стороны встречаются, разговаривают друг с другом и стараются понять друг друга. К сожалению, получается так, что за столом переговоров они находят какие-то точки соприкосновения, но по возвращении домой, по крайней мере у одной стороны, позиция опять может радикально меняться. Мы понимаем, почему это происходит. 

Но в любом случае очень важно, что сейчас есть хотя бы желание разговаривать друг с другом. Что является главным препятствием? Глубоко убежден, что главное препятствие в разрешении нынешней конфликтной ситуации - это позиция Запада, который сегодня пытается напичкать Украину самым современным вооружением, посылает туда наемников вопреки всяким международным правилам, договорам и соглашениям. И тем самым подливает масло в огонь этого конфликта, как сказал некоторое время назад китайский Министр иностранных дел. 

И самая главная проблема в том, что Запад не желает понять озабоченности России, связанные с вопросами обеспечения безопасности в регионе, и многократными обещаниями о не расширении НАТО на Восток. Но, тем не менее, ключ к разрешению этого конфликта есть. Он существует. Считаю, что нужно, во-первых, вовлеченным в этот конфликт сторонам избавиться от внешних советчиков. И во-вторых, попытаться проявить искреннюю заинтересованность в нахождении компромиссного решения на основе баланса интересов. 

Владимир Владимирович, какие усилия Беларусь предприняла для посредничества в российско-украинском конфликте и каким образом белорусская сторона обеспечивает процесс урегулирования конфликта?

Посредничество – это громко сказано. Мы не занимались и не собираемся заниматься посредничеством. Мы всегда говорили, что чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы находить разрешение любых вопросов, даже таких кризисных, как сейчас, за дипломатическим столом переговоров, а не на поле битвы. И именно такую линию проводит и сейчас руководство Беларуси. Знаю, что Президент Беларуси много раз разговаривал и с Президентом России Путиным и хочу сказать, что решающую роль в организации в начале этого переговорного процесса по ситуации в Украине сыграл разговор Президента Лукашенко с Президентом Зеленским. Когда первая встреча была под угрозой срыва, буквально за полчаса до времени «Ч» Президент Лукашенко связался с Президентом Зеленским и украинская делегация прибыла на переговоры. 

В чем заключается наша роль? Мы не являемся стороной переговоров, хотя не уходим от ответственности и готовы участвовать в переговорном процессе, внести свой вклад в разрешение ситуации, если нас об этом попросят и в этом будет необходимость. 

Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы оказывать максимальное содействие обеим делегациям, которые прибывают на территорию Беларуси. 

Мы стараемся создать удобную логистику, мы обеспечиваем всем необходимым с организационно-технической точки зрения. Естественно, важны вопросы логистики, создание комфортных условий для работы, обеспечение связью. И самое главное, Президент Беларуси гарантировал всем участникам обеспечение безопасности на этих переговорах. Так что мы готовы и дальше вносить наш посильный вклад с той целью, чтобы прийти к успеху на этих переговорах.

Владимир Владимирович, 2 марта на 11-й Чрезвычайной Специальной сессии Генассамблеи ООН была принята резолюция, требующая от России немедленно прекратить применение силы против Украины, вывести все свои вооруженные силы с территории соседнего государства – Украины. 5 стран – Россия, Беларусь, Северная Корея, Сирия и Эритрея – проголосовали против, в то время как 35 стран, включая Китай, воздержались. Почему Беларусь решила выступить против этой резолюции?

Да, действительно 35 стран воздержались во время голосования, но это означает, что они тоже не согласны с этой резолюцией, просто решили выразить в силу тех или иных причин свое мнение таким образом. Почему мы проголосовали против? Потому что простой анализ этой резолюции, ее содержания показывает, что она абсолютно однобокая, однобоко интерпретирует ситуацию в Украине, вокруг Украины. В этой резолюции не содержится того, что происходило на протяжении 8 лет до принятия этой резолюции, а в Украине фактически шла гражданская война. 

В резолюции содержится призыв к соблюдению всеми сторонами Минских соглашений, хотя общеизвестно, что одна сторона однозначно не соблюдала эти договоренности, которые были достигнуты в Минске. Почему-то ни Совет Безопасности ООН, ни Генеральная Ассамблея ООН, ни иные структурные подразделения ООН в течение последних 6-7 лет, с тех пор как были заключены эти договоренности, не озаботились этим вопросом. 

Что касается Беларуси, то в этой резолюции содержится абсолютно беспочвенное надуманное политизированное обвинение в наш адрес. При этом, забыта позитивная роль Беларуси, связанная в том числе и с организацией трехсторонней контактной группы. Забыта роль Беларуси, связанная с развитием всестороннего сотрудничества с нашей южной соседкой. 

Поэтому для нас эта резолюция была однозначно неприемлема, потому что мы глубоко убеждены в том, что она нисколько не приближает к разрешению нынешнего конфликта, а наоборот еще больше усиливает пропасть между задействованными сторонами.

Владимир Владимирович, некоторые западные страны вместе с их союзниками ранее ввели экономические санкции против России, но теперь они нацелены и на введение санкций против Республики Беларусь. Считаете ли Вы эти санкции разумными, какое влияние они оказывают на будущую ситуацию в Беларуси, в том числе экономическую, и как будет на них реагировать Беларусь?

Как можно считать разумными вещи, направленные на разрушение? Санкции против Беларуси действуют уже несколько лет. Сразу были введены масштабные санкции после президентских выборов в Беларуси в 2020 году. Сейчас они в связи с последними событиями еще больше усилились. И мы видим, что западные страны абсолютно не заинтересованы в том, чтобы соблюдать хоть какие-то минимальные рамки приличия, вводя эти санкции. Меняются законы только лишь ради того, чтобы наказать ту или иную страну.

Они заявляют о том, что поддерживают суверенитет и независимость Беларуси. На самом деле, все эти санкции направлены на тотальное разрушение суверенитета и независимости Беларуси, на подрыв государственности Беларуси. 

Поэтому мы, конечно же, абсолютно не можем принять эти санкции. Естественно, мы будем вырабатывать адекватные ответы на те рестриктивные меры, которые предприняты по отношению к Беларуси.

Мы будем создавать круг государств-единомышленников, будем поднимать эти вопросы на всех международных площадках, потому что эти меры абсолютно незаконные, эти меры не санкционированы ни Уставом ООН, ни иными международными договоренностями. 

Поэтому мы вместе с государствами-единомышленниками будем стараться давать отпор этим санкциям. А что касается дальнейшего развития ситуации, вы сами можете представить, к чему это может привести в дальнейшем. 

Сейчас напрочь отброшены, как я уже сказал, какие-то малейшие рамки приличия. К чему это может привести в экономике, мировой экономике, экономике отдельных стран, мы уже видим на примере подорожания топлива, энергетики в ряде стран. Уже ряд стран заявили об угрозе голода в связи с нехваткой калийных удобрений, а Беларусь поставляла практически пятую часть калийных удобрений на мировой рынок. Забыли сейчас о пандемии, забыли о борьбе с потеплением климата, а ведь это угрозы реальные и вызовы масштабные, которые стоят перед всем человечеством.

Поэтому думаю, что эти поспешные меры, которые были введены западными странами, скажутся очень сильно на всестороннем развитии нашей планеты в будущем - и в экономической, и в политической, и в природоохранной, и во всех других сферах.

В настоящее время санкции и бойкоты распространились на спорт, искусство, СМИ, академические круги и многие другие сферы. Что Вы думаете о таком бойкоте и считаете ли Вы, что так называемые «культурные санкции» противоречат заявленной на Западе свободе слова?

Они противоречат здравому смыслу и всем тем демократическим ценностям, которые западные страны пытались навязать нам, да и всей планете, в течение последних десятилетий, а может даже и столетий. 

Взять хотя бы тот же принцип верховенства права. Как только возникла необходимость, этот принцип попирается ногами. И моментально меняются законы только лишь для того, чтобы наказать ту или иную страну, а в данной ситуации Беларусь и Россию. Все законы подстраиваются под ситуацию. Разве это приемлемо? Абсолютно неприемлемо.

О какой свободе слова и выражении мнений можно говорить, когда в западных странах закрываются СМИ, которые пытаются донести хоть какую-то объективную картину мира. Я уже не говорю о российских СМИ, как «Russia Today» или «Sputnik». Есть ряд иных примеров, когда закрываются свои национальные СМИ. 

Поэтому о демократических ценностях можно сегодня забыть. В моем понимании нынешняя ситуация очень наглядно показала, что демократические ценности – это просто шильда, вывеска для того, чтобы добиться своих целей, а именно обеспечить доминирование западной цивилизации в современном мире. 

Я уже как-то сказал, что произошла разгерметизация оболочки головного мозга у ряда западных политиков. Отсюда подобного рода эмоциональные, абсолютно непродуманные шаги. Как когда в самолете происходит разгерметизация, происходит головокружение, здесь – то ли от успехов, то ли от осознания неудачи, отсюда и предпринимаются подобного рода деструктивные шаги. 

О каких моральных нормах можно говорить, когда вопреки всем существующим международным конвенциям попираются права женщин, детей, инвалидов? Когда паралимпийцев не допускают к соревнованиям… Это фактически говорит о том, что защита прав этих наиболее уязвимых категорий населения находится где-то на 10-м месте. А идеи расового превосходства и фактически неонацизма, можно сказать, являются основополагающими для западного сообщества, хоть это сообщество и пытается это тщательно скрывать. Наша оценка однозначная — это недопустимо. 

И знаете, когда мы видим, читаем, слышим, получаем информацию из различных источников о том, как в ряде западных стран из магазинов убираются книги Достоевского и Пушкина, которые внесли огромнейший вклад в мировую литературу, то мне это напоминает события 1930-х годов, когда в Германии сжигали книги прогрессивных писателей Германии и других стран мира. У меня возникают такие параллели.

7 марта некоторые западные СМИ сообщили, что Украина отказалась открывать гуманитарные коридоры в соответствии с планом, предложенным Россией из-за того, что для Киева было неприемлемо переместить большинство украинских жителей с конфликтных территорий в Россию или Беларусь. Вы могли бы подтвердить такое сообщение, и что Вы думаете по поводу подобных заявлений украинской стороны?

Я не могу подтвердить правдивость данного сообщения в СМИ. Могу лишь сослаться на слова консула посольства Украины в Беларуси (после того, как мы его вызвали в МИД Беларуси), который сказал нам, что никаких гуманитарных коридоров в направлении Беларуси и России Украиной открываться не будет. Мы, конечно, приняли это к сведению. Но для нас абсолютно не понятна логика украинских руководителей. Ибо до границы с Беларусью 100-200 км, в то время как до западной границы Украины со странами Евросоюза порядка 2-3 тыс. км. И если вы озабочены тем, чтобы сохранить жизни простых людей, то надо принимать самое разумное решение в данной ситуации и обеспечивать гуманитарные коридоры в том направлении, которое является самым коротким. Наверное, здесь доминирует какая-то другая логика. 

Думаю, что сейчас и переговорщики с обеих сторон уделяют большое внимание этому вопросу. Главное сейчас - сохранить жизни мирного населения, сделать все, чтобы вывести из-под огня как можно большее количество простых людей. Мы готовы содействовать в этом и одной, и другой стороне.

По данным ООН, уже около 2-х миллионов человек покинуло Украину, в результате конфликта погибло, по меньшей мере, 500 мирных жителей. Какую гуманитарную поддержку и помощь окажет или уже оказывает Беларусь?

Мы уже приняли большое количество беженцев с территории Украины. Несмотря на то, что нет формально существующих гуманитарных коридоров, граждане Украины и иностранные граждане в одиночку, с семьями, с детьми на руках по различным тропам добираются до Беларуси. Всем им предоставляются убежище, питание, по возможности они обеспечиваются работой. Мы сделаем все, чтобы они чувствовали себя в безопасности и комфортно. Таких людей уже порядка трех тысяч. Их число с каждым днем, каждой ночью увеличивается. 

Самое главное сейчас - как можно скорее за столом переговоров найти компромиссное решение всех вопросов на основе баланса интересов всех сторон. Это самое главное. А Беларусь готова сделать все возможное, что в ее силах, для того, чтобы обеспечить восстановление разрушенных вещей, связанных с нынешней конфликтной ситуацией.

Как Вы оцениваете роль и позицию Китая с начала этого конфликта?

Нам кажется, что позиция Китая весьма взвешенная, выдержанная и те заявления, которые делало руководство Китая, начиная от председателя КНР, министра иностранных дел и официальных представителей государственных ведомств, нацелены на то, чтобы как можно скорее найти разрешение этого конфликта мирным, спокойным путем за столом переговоров. Это совпадает с нашими подходами. И мы готовы взаимодействовать с этой великой страной в поиске путей разрешения данной кризисной ситуации.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by