Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на 26-м заседании СМИД ОБСЕ (Братислава, 5 декабря 2019 г.)

Уважаемый г-н Председатель,
Уважаемые коллеги,

Прежде всего, позвольте искренне поблагодарить словацкое председательство ОБСЕ за проявленные гостеприимство и дух дружбы в Братиславе, а также за профессиональное руководство нашей Организацией в этом году.

30 лет назад Парижская хартия для новой Европы провозгласила принцип неделимой безопасности. Была намечена цель «растопить лед» недоверия и выстроить объединенную Европу.

Сбылись ли наши общие надежды?

Были ли выполнены условия для устойчивого развития и государственного строительства новых независимых государств, таких как Беларусь, рожденных после окончания «холодной войны»? 
К сожалению, вынужден ответить отрицательно.

За короткой европейской «весной» начала 1990-х годов последовали прохладное лето и затяжная холодная осень первых двух десятилетий 21-го века.

Хронический, углубляющийся кризис доверия, вырождающиеся режимы контроля над вооружениями, стремительное наращивание вооружений, усиливающийся политический и идеологический разрыв – все это подлинные ингредиенты чрезвычайной ситуации.

Если мы не ускоримся, ситуация чревата превратиться в очередную «морозную зиму».

Беларусь прекрасно осознает, какие непредсказуемые последствия это может иметь для нашего неспокойного региона, расположенного в геополитически опасной сейсмической зоне.

Что бы мы хотели предложить?

Первое. В 2017 году Президент Беларуси призвал перезапустить стратегический диалог в целях преодоления противоречий и «возрождения духа» Хельсинкского процесса. Он предложил подумать над организацией саммита для честного и открытого обсуждения на высшем уровне положения дел и дальнейших шагов по исправлению и перезагрузке архитектуры безопасности в Европе.

Это предложение остается на столе. Готовы вкладываться, наряду с другими государствами-единомышленниками, в поиск решения, каким образом транслировать преобладающую парадигму конфликта в парадигму безопасности, основанную на сотрудничестве, а также взаимодействии.

Не следует недооценивать роль малых и средних стран. Чтобы избежать нового разделения Европы на сферы влияния, они должны быть полноправными участниками диалога по вопросам безопасности.

Второе. Недавнее прекращение действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности продолжает исключительно опасную тенденцию эскалации военной напряженности в Европе. Президент Беларуси заявил, что мы не собираемся производить или развертывать эти ракеты при условии отсутствия соответствующих внешних угроз для нашей безопасности.

Он предложил разработать многостороннюю декларацию с четким и твердым обязательством стран не размещать ракеты средней и меньшей дальности на своих территориях и отказываться от их производства. Мы понимаем, что реализация этой инициативы потребует политической воли и напряженных усилий. Мы надеемся, что другие страны смогут принять этот подход, поскольку он отвечает наилучшим интересам всех государств-участников и нашей коллективной безопасности.

Нам необходимо сохранить целостность и других инструментов контроля над вооружениями, включая Договор по открытому небу.

Третье. Поскольку киберпространство все в большей степени становится ареной противостояния, Беларусь предложила сформировать «пояс цифрового добрососедства» путем заключения международных соглашений в области кибербезопасности, аналогичных соглашениям о дополнительных мерах укрепления доверия и безопасности в военно-политической сфере.

ОБСЕ должна быть полностью «пригодной для этой цели», адаптироваться к меняющимся условиям безопасности и играть более заметную роль в глобальной безопасности, которую она заслуживает.

Нам также необходимо усилить взаимоподкрепляющий характер отношений между организациями безопасности в регионе ОБСЕ, такими как Организация Договора о коллективной безопасности и НАТО, как это предусмотрено Хартией европейской безопасности и Платформой безопасности, основанной на сотрудничестве.

В следующем году мы будем праздновать 75-летие окончания Второй мировой войны. Горькие уроки прошедшей войны напоминают нам о ценностях, ассоциируемых с миром, и угрозах национализма, ксенофобии и неонацизма.

Достичь мира трудно, но его слишком легко нарушить. Нам нужен новый «план Маршалла» для европейской безопасности – план, в рамках которого все государства-участники будут инвестировать в создание надежных механизмов безопасности для обеспечения новой европейской «весны», а не «зимы» для будущих поколений.

Спасибо за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by