Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Израиле Владимира Скворцова порталу «Израиль в лицах» (28 августа 2015 г.)
Соглашение о взаимной отмене виз для граждан Беларуси и Израиля вступит в силу 26 ноября нынешнего года. То есть через три месяца израильтяне и белорусы смогут посещать друг друга без лишних бюрократических процедур, отнимающих время и требующих финансовых затрат. Ворота между двумя странами откроются широко и радушно примут гостей. Это Соглашение долгожданное, и его реализация уже вызвала волну радостных откликов как белорусов, так и израильтян. В связи с фактом отмены виз между странами мы решили поговорить с Чрезвычайном и Полномочным Послом Республики Беларусь в Государстве Израиль Владимиром Николаевичем Скворцовым. Главный редактор медиа-проекта «Израиль в лицах» Элеонора Гройсман попросила г-на Посла прокомментировать перспективы, которые открываются после принятия Соглашения, а также рассказать, с чем были связаны критика и многочисленные задержки вступления в силу данного обоюдовыгодного Соглашения.
— Владимир Николаевич, как Вы оцениваете факт утверждения правительством Израиля ратификации Соглашения об отмене виз с Беларусью?
— Я искренне рад этому решению и горячо его приветствую. Уверен, что оно не просто позволит нам дальше двигаться путем наращивания разностороннего взаимодействия с вашей страной, но и откроет новые перспективы.
Мы давно ждали момента, когда будет поставлена последняя точка в этом деле. Беларусь ратифицировала Соглашение еще в начале января 2015 года. В Израиле в силу известных обстоятельств, связанных с досрочными выборами и последующим формированием кабинета, правительство утвердило безвизовый режим с нашей страной в середине августа. И вот вчера внешнеполитическое ведомство Израиля официально проинформировало нас о завершении им всех внутригосударственных процедур, связанных с ратификацией Соглашения.
В свое время, пойдя на подписание документа, мы исходили из понимания, что речь идет об обоюдовыгодном процессе, соответствующем в равной мере интересам граждан и Беларуси, и Израиля, серьезно упрощающем их общение и содействующем сближению двух стран. В этом мы были солидарны со всеми израильскими коллегами-дипломатами, работавшими вместе с нами над договоренностями, и теми политиками, которые активно и последовательно способствовали этому.
— Какие категории граждан больше всего могут выиграть от отмены виз?
— О том, что во главу угла Соглашения поставлено прежде всего развитие межчеловеческих контактов, свидетельствовал уже сам факт, что безвизовый порядок въезда устанавливается для самого широкого круга людей в обеих странах — владельцев национальных общегражданских паспортов, оставляя при этом за скобками дипломатические и служебные. Разумеется, мы ожидаем серьезного импульса для всего комплекса двусторонних отношений. Имеющиеся прецеденты показывают, что расширятся горизонты делового сотрудничества, возрастут взаимные туристические потоки. У граждан появится дополнительный стимул навестить родственников, друзей, живущих на территории страны-партнера, израильтяне смогут без лишних формальностей чаще посещать места, связанные с еврейской историей в Беларуси, могилы предков, белорусы - совершать паломнические туры на Святую землю, выезжать на отдых к морю.
— При всем несомненном позитиве и однозначном одобрении этого события в кругах общественности, насколько я знаю, у отмены виз в Израиле были и некоторые критики.
— Действительно, у безвизового режима и на этом, заключительном этапе утверждения, который по сути носил технический характер, как ни удивительно, появились отдельные оппоненты. Подчеркиваю, это — почти через год после официальной церемонии подписания документа, которой предшествовало всестороннее межведомственное согласование, достижение консенсуса по содержательным аспектам, включая вопросы обеспечения безопасности, а также механизмы реализации договоренности. В качестве по сути единственного аргумента против ратификации Соглашения теми немногими, кому оно было не по душе, выдвигалось опасение, что из Беларуси, дескать, хлынет поток нелегальных мигрантов, стремящихся любыми путями трудоустроиться в Израиле, и прочих нежелательных элементов. Отношу эти необоснованные фобии исключительно на счет недостаточной осведомленности критиков о реальной ситуации в Беларуси. Другие мотивы, исходя из дружественного характера отношений наших государств, я вообще не хотел бы рассматривать. Думаю, упомянутые стереотипы будут быстро преодолены, если сами немногочисленные критики, не поддержавшие Соглашение, воспользуются режимом свободного въезда, побывают в Беларуси и познакомятся с реалиями.
Действительность же такова, что моя страна никогда не выступала в качестве источника массовой нелегальной миграции. Более того, на протяжении ряда последних лет у нас сохраняется существенное положительное миграционное сальдо – к нам приезжает в два с половиной раза больше иммигрантов, нежели людей, по тем или иным причинам покидающих страну. Объяснение этому — и в низком уровне безработицы, составляющем у нас всего 1%, — и показателях благосостояния населения, по которым Беларусь входит в число лидеров на постсоветском пространстве, и в состоянии внутренней безопасности людей, и стабильности общей ситуации, и не в последнюю очередь, этнической толерантности наших граждан.
— Многое привлекает людей в Беларуси. А что делается вашим правительством как внутри страны, так и на международной арене для борьбы с торговлей людьми?
— Беларусь первой на постсоветском пространстве развернула широкомасштабную кампанию борьбы с этим одним из наиболее опасных глобальных вызовов современности. В республике на протяжении ряда лет реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ. В их имплементации самое активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации.
Хочу обратить ваше внимание, что меры по противодействию этому явлению реализуются у нас не спорадически, от случая к случаю, когда «разгорится пожар». Они носят комплексный характер и предусматривают такие основные направления, как совершенствование национального законодательства, координацию деятельности государственных органов, их взаимодействие с международными организациями и общественными объединениями, подготовку специалистов по борьбе с торговлей людьми.
Кстати, по оценке международных экспертов Евросоюза, в Беларуси сформировано прогрессивное законодательство в этой области. Оно предусматривает жесткую ответственность практически за все возможные виды преступлений, связанные с трафикингом, вывозом граждан за рубеж для сексуальной и иной эксплуатации. И еще важный факт — с 2007 г. у нас функционирует Международный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением данного профиля для стран СНГ.
Национальные меры по пресечению трафикинга способствовали тому, что борьба с торговлей людьми стала одним из приоритетных направлений деятельности Беларуси на международной арене. Минск активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством в международных организациях, что позволило нашей стране снискать репутацию одного из признанных лидеров в противодействии данному виду преступной деятельности.
В развитие озвученной Президентом Беларуси с трибуны ООН инициативы об активизации усилий в противодействии торговле людьми 30 июля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с этим мировым злом. По нашему предложению в ООН сформирована Группа друзей, объединившихся в борьбе с трафикингом, в которую на сегодня входят 22 государства, представляющих все регионы мира. Нами инициированы и приняты на сессиях Генассамблеи четыре комплексных резолюции по борьбе с торговлей людьми, последняя из которых направлена на улучшение координации международных усилий в этой сфере.
В стране ежегодно проводятся международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия современному рабству.
— Владимир Николаевич, за последнее время я несколько раз побывала в Беларуси в качестве израильского журналиста и познакомилась с жизнью этой прекрасной страны. Это дает мне основания предположить, что после отмены виз, критики в адрес Беларуси заметно поуменьшится, так как у нынешних оппонентов появится возможность узнать Беларусь поближе.
Разрешите поздравить Вас, и всех белорусов и израильтян с долгожданной отменой виз и широкими возможностями взаимного сотрудничества, культурных обменов и дружбы граждан наших стран, открывающимися после введения безвизового режима.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by