Размер шрифта:

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея программе «Неделя» телеканала «СТВ», состоявшегося 25 июля 2014 г.

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея программе «Неделя» телеканала «СТВ», состоявшегося 25 июля 2014 г.

Ведущий: Беларусь достаточно активно осваивает, завоевывает новые рынки. С визитом в Беларуси был премьер Мозамбика. Вы месяц назад посещали страны Центральной Америки. Каковы экспортные перспективы нашей страны на новых направлениях?

В.Макей: Я думаю, перспективы реальные и большие, если работать настойчиво по освоению новых рынков. Мы сегодня уже представлены в ряде государств Латинской Америки, в нескольких из более чем 30 государств. Мы представлены в нескольких государствах Африки, из более чем 50 государств Африки. Мы представлены во многих странах Азии. Но это – только начало.
 
Выполняя установки Главы государства по развитию и освоению новых рынков, по диверсификации нашего торгово-экономического сотрудничества, мы намерены основательно освоить эти пока еще неизведанные до конца континенты. Новые рынки для нас действительно перспективны потому, что эти государства имеют огромное население, т.е. большое количество потребителей, которые могут использовать нашу продукцию. Очень важно то, что со многими государствами или с подавляющим большинством из них у нас схожие или практически схожие взгляды на международную ситуацию, на развитие двусторонних связей. Поэтому перспективы реальные есть, и мы намерены активно работать для того, чтобы освоить новые, неизведанные для нас рынки на всех континентах планеты.
 
Ведущий: А может быть, у нас в планах есть так называемая «новая Венесуэла», страна, где мы закрепились на очень многих направлениях – от добычи полезных ископаемых до создания совместных предприятий?
 
В.Макей: Партнерство с Венесуэлой – это действительно удачный пример нашего многогранного, всестороннего сотрудничества с зарубежной страной. И этот опыт действительно надо переносить на сотрудничество с другими государствами. Президентом Беларуси поставлена задача по созданию таких «опорных точек» в каждом регионе и на каждом континенте. Мы сейчас реализуем эту установку. Могу сказать, что уже сейчас у нас активно ведется плановая работа по развитию всестороннего сотрудничества, например, с Эквадором, Индонезией, Вьетнамом, Нигерией, ЮАР и многими другими странами. Этот список можно продолжать. Поэтому в перспективе, я думаю, что у нас появится очень много «венесуэл».
 
Ведущий: Понятно, что Беларусь, как и любая другая страна, заинтересована в развитии экспорта товаров. В этом смысле наши диппредставительства, можно сказать, на передовой линии в странах пребывания. То есть, дипломат должен быть и талантливым маркетологом, чтобы помогать нашим производителям?
 
В.Макей: В свое время Главой государства было принято решение о том, чтобы Министерство иностранных дел занималось и внешнеэкономической деятельностью. Я считаю, что это было абсолютно правильное решение потому, что мы не такая богатая и большая держава, которая может себе позволить расточительство иметь несколько министерств, которые работали бы на внешних рынках. Но это налагает, абсолютно согласен с Вами, особые обязательства на сотрудников дипломатической службы.
 
Сегодня я бы назвал дипломата, если говорить военным термином, «универсальным солдатом». Почему? Потому что дипломатические миссии у нас за рубежом немногочисленные – по 2-3 человека в отдаленных странах. Это означает, что дипломат должен заниматься всем – и вопросы политического взаимодействия, и торгово-экономические вопросы, и гуманитарные вопросы, и военно-технические вопросы, многими и многими другими аспектами двустороннего и многостороннего сотрудничества. Что касается развития торгово-экономического сотрудничества, он должен уметь находить партнеров, уметь обеспечивать реализацию проектов, уметь объяснить возможность, необходимость, целесообразность применения того или иного способа финансового обеспечения тех или иных проектов. Он должен сопровождать проект от начала до конца. Поэтому дипломаты должны являться своего рода маркетологами по продвижению продукции белорусских производителей на внешних рынках.
 
Поэтому, подытоживая, они должны иметь профильное образование, знание как минимум двух иностранных языков, не говоря уже о моральных качествах и состоянии здоровья. Это – те минимальные требования, которые необходимы при поступлении на дипломатическую службу.
 
Ведущий: А если взглянуть на эту проблему с другой стороны? Что сегодня или до этого момента мешает производителям более эффективно продавать за рубеж товары белорусских марок? В чем будет заключаться «помощь» дипломатов, МИД?
 
В.Макей: Сразу хочу сказать, что белорусская продукция достаточно популярна на внешних рынках, имеет спрос. Бренды белорусских производителей известны во всем мире. Достаточно вспомнить БелАЗ, который известен на всех континентах, МАЗ, МТЗ и другие… Сейчас уже и «Амкодор», и другие виды продукции. Поэтому основа есть. Условия для внешнеэкономической деятельности тоже созданы нормальные. Задача состоит в том, чтобы не сидеть пассивно и не ждать, что к тебе придут покупатели, как это было 20, 30, 40 лет назад, когда в очередь за автомобилем выстраивалась целая шеренга покупателей.
 
Сегодня за покупателя сражаются все самые известные бренды: и «Катерпиллер», и «Комацу», например, и БелАЗ. И задача состоит в том, чтобы выгодно продать свою продукцию покупателю, который уже сам выбирает из большого перечня видов этой продукции. В этом плане, я думаю, что нам, как и любым другим производителям, надо обратить особое внимание на конкурентоспособность нашей продукции, на рекламу, продвижение имиджа нашей продукции и более активно осваивать новые рынки, не думая, что только близлежащие рынки могут позволить выжить тому или иному предприятию. Сейчас задача состоит в том, чтобы более активно работать на внешних рынках. Поэтому надо преодолеть некую внутреннюю инертность – не в порядке упрека говорю, а в порядке констатации факта – некоторым нашим производителям.
 
А задача дипломата состоит в том, чтобы находить партнеров, свести вместе партнеров из Беларуси и других стран, чтобы заключить договоренность между партнерами и продвигать проект на основе тех договоренностей, которые были достигнуты.
 
Что касается макроэкономической точки зрения, то задача МИД состоит в том, чтобы выработать вместе со всеми заинтересованными четкую стратегию продвижения белорусской продукции на том или ином внешнем рынке, в той или другой стране. Это значит, что каждое предприятие должно знать, как оно должно там работать, то ли создавать совместные производства, то ли продавать просто технику, чтобы знало своих партнеров и т.д. и т.п. Поэтому МИД будет работать очень настойчиво в этом направлении.
 
Ведущий: У Беларуси с 1 июня безвизовый режим с Турцией. А какие ещё страны готовы стать ближе к белорусам? Есть ли подвижки по линии шенгенских виз?
 
В.Макей: Действительно, с 1 июня осуществляется безвизовый режим с Турцией, с 5 июля вступило в силу соответствующее соглашение о безвизовом режиме с Монголией, 20 июня подписано соответствующее соглашение с Эквадором. В целом мы сейчас ведем переговоры об упрощении визового режима и об отмене визового режима порядка с полутора десятками государств – это и Объединенные Арабские Эмираты, и Сингапур, и ряд других. Задача состоит в том, чтобы выполнить установку Президента, которую он дал в Послании к парламенту и народу в 2013 году. Мы должны создать нормальные условия для ведения бизнеса в нашей стране с теми странами, которые нам интересны, и обеспечить нашим гражданам, конечно же, свободу передвижения с теми странами, которые для нас интересны.
 
Что касается наших отношений с Европейским союзом, то да, уже состоялся первый раунд консультаций по заключению соглашений об облегчении визового режима и реадмиссии с Европейским союзом. Мы выработали конкретную основу для дальнейшей работы. Каждая сторона изложила свою точку зрения на этот процесс. Предстоят очередные консультации. Я думаю, что мы будем спокойно двигаться в этом направлении, исходя из того, что эти соглашения выгодны для граждан наших государств, но они должны быть построены на равноправной, недискриминационной основе, как это было сделано Евросоюзом и с другими государствами.
 
Ведущий: Вы принимали участие в министерской встрече «Восточного партнерства». Что можно сказать о позиции западных стран в отношении Беларуси в рамках этой инициативы? Меняется ли в целом отношение к нашей стране? Готовы ли страны Запада отказаться от шаблонов и прекратить «демонизировать» Беларусь?
 
В.Макей: «Восточное партнерство» на данном этапе для нас является необходимым форматом нашего взаимодействия с Европейским союзом. И мы намерены и дальше продолжать участвовать в этой инициативе, пока она будет соответствовать нашим национальным интересам. Это – хорошая площадка для доведения своей точки зрения, для продвижения реальных проектов, которые могли бы иметь отдачу и пользу для конкретных граждан нашей страны. Мы спокойно работаем в рамках инициативы «Восточное партнерство» со всеми нашими партнерами на постсоветском пространстве и с коллегами из Европейского союза.
 
Действительно, в последнее время с учетом ситуации в регионе и в мире в целом отношение к Беларуси изменилось в лучшую сторону, и это было заметно в ходе моего пребывания в Брюсселе в рамках последнего заседания Совета Министров иностранных дел стран Евросоюза и «Восточного партнерства». К сожалению, принципиально подходы к Беларуси не изменились. И причину этого я вижу в остающейся «зашоренности» европейских политиков в отношении Беларуси. Мы заявляли об этом открыто и в ходе заседания. Но я думаю, что время, в любом случае, лечит, и рано или поздно Евросоюз отменит односторонние санкции в отношении Беларуси, как мы того и требуем.
 
Сейчас для нас важно создание нормальной позитивной атмосферы для дальнейшего продвижения нашего торгово-экономического сотрудничества с Европейским союзом, потому что Европейский союз для нас является вторым важным партнером после России, и мы намерены строить свою работу с ним на основе равноправного, спокойного, уважительного диалога, не поступаясь своими принципами и своими национальными интересами.
 
Ведущий: Ситуация в Украине до сих пор остается крайне напряженной. Как Вы оцениваете происходящие там события? Насколько они влияют на экономическое и геополитическое положения Беларуси?
 
В.Макей: Как может относиться нормальный человек к тому, что происходит в Украине? Конечно же, негативно. Проблема в том, что ситуация в Украине уже становится не чисто внутриукраинской и даже не региональной, она вышла уже на международный уровень. Я имею в виду последние события, связанные с падением малазийского самолета, который был сбит над территорией Украины. И вопросы и региональной, и международной безопасности выходят на первый план.
 
Я считаю, что это абсолютно срежиссированная кампания, за которой стоят экономические, в первую очередь, энергетические, а также политические интересы. Рано или поздно история все расставит по своим местам.
 
Наши подходы к событиям в Украине всегда были четкими и понятными. Мы выступали за то, чтобы посредством диалога, взаимодействия всех вовлеченных в этот процесс сил в Украине были установлены мир, спокойствие и стабильность. Такие подходы и остаются. Для нас Украина – очень важный торгово-экономический партнер. Но помимо этого – еще и братский народ. Мы хотели бы, чтобы там как можно быстрее ситуация стабилизировалась и чтоб мы могли в нормальном духе продолжать прежнее сотрудничество во всех сферах нашего взаимодействия.
 
Ведущий: В связи с украинскими событиями страны НАТО активно усиливают военное присутствие в непосредственной близости Беларуси. В Польше собираются создать крупнейшую базу сил быстрого реагирования. Какова будет наша реакция?
 
В.Макей: Опять-таки, наша реакция однозначная. Если посмотреть на историю взаимоотношений НАТО с государствами постсоветского пространства, то мы всегда слышали со стороны НАТО заверения, что НАТО не представляет никакой угрозы, что НАТО выступает за мир и стабильность в Европе и в мире в целом. Но посмотрите на факты. В свое время Горбачеву давали заверения, что НАТО не будет продвигаться на восток, и делали иные заявления. В результате обманули. При Ельцине тоже многие политики смотрели сквозь «розовые очки» на взаимоотношения с НАТО. В результате произошло то, что НАТО вплотную подошло к границам Беларуси, России, к другим государствам.
 
А сейчас события в Украине используются некоторыми государствами для того, чтобы под видом защиты их безопасности разместить у себя на территории какие-то группировки НАТО, дополнительные самолеты и т.д. и т.п. Мы все это прекрасно видим, отслеживаем. И, естественно, в данной ситуации реакция будет адекватной.
 
У нас существует соответствующая договоренность в рамках Союзного государства в военной сфере, у нас существует такая организация как Договор о коллективной безопасности – региональная организация. Мы будем пристально наблюдать за дальнейшим передвижением НАТО на восток, и этот вопрос будет в поле зрения глав государств ОДКБ и Союзного государства. Конечно же, последние события в регионе, в том числе продвижение НАТО на восток и размещение группировок НАТО в некоторых наших соседних государствах, не способствуют укреплению безопасности в регионе, да и в мире в целом.
 
Ведущий: С 1 января заработает Евразийский экономический союз. Но, как говорится, есть нюансы… Можно надеяться, что все вопросы будут урегулированы так, как это изначально предполагалось проектом?
 
В.Макей: Мы надеемся, что все будет выполнено точно в те сроки, которые оговорены при подписании Договора о создании Евразийского экономического союза. Уже много было говорено на эту тему. Конечно же, нас не вполне устраивает этот вариант договора, который содержит большое количество изъятий и ограничений. Он далек от того договора, который был продекларирован всеми участниками некоторое время назад. Но в любом случае, это – шаг вперед.
 
Для Беларуси участие в этом Договоре выгодно потому, что открывает дальнейшие перспективы для роста нашей экономики, и мы намерены активно выполнять все требования договора и обязательства, которые мы на себя приняли. Те вопросы, которые не удалось решить на трехстороннем уровне, мы решили на двухстороннем уровне. С Россией мы заключили соответствующие юридически обязывающие соглашения. Я убежден, что все договоренности будут выполнены, и в этом плане мы заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее был создан общий рынок без всяких изъятий и ограничений как минимум к 2025 году, как это зафиксировано в Договоре о создании Евразийского экономического союза.
 
Ведущий: США и Евросоюз постоянно обсуждают расширение санкций в отношении России. Как это влияет на Беларусь? Ведь мы с Россией в едином экономическом пространстве…
 
В.Макей: Наше отношение к санкциям известно: мы считаем, что санкции – это не метод решения проблемных вопросов. Я считаю, что санкции, угрозы, шантаж – это отражение «пещерного» мышления некоторых политиков. Надо искать иные выходы из ситуаций.
 
Что касается нынешних санкций, которые Соединенные Штаты Америки и европейцы хотят ввести или ввели уже против России, то я думаю, что с учетом того, что Россия является огромной, мощной экономической державой, военной державой, эти санкции могут обернуться «бумерангом» и против тех, кто их вводит. И если, не дай Бог, «обвалится» экономика России, то я думаю, что экономике Европы тоже не поздоровится. Наверное, выиграет какая-то третья сила, которая сидит далеко за океаном, но это уже отдельный вопрос. В любом случае, санкции – это не метод решения вопроса. И европейцы должны просчитывать четко все варианты, прежде чем принимать те или иные решения: как бы эти решения не обернулись против них же самих.
 
Ведущий: Известных российских артистов – Газманова, Кобзона и Валерию – не пустили в Латвию на фестиваль «Новая волна». «Допелись», как говорится… Что думаете по этому поводу? А если бы нашего Ярмоленко или Афанасьеву не пустили?
 
В.Макей: Такая ситуация уже происходит в отношении вашего брата-журналиста в связи с известными санкциями Европейского союза против ряда белорусских и должностных лиц, и журналистов, и иных категорий. Я считаю это полным абсурдом. Ведь это практически девальвирует все заявления европейцев о каких-то «демократических ценностях». Они говорят о свободе выражения мнений, о свободе слова. То есть получается, что журналисты, которые льют грязь на власть, клеймят власть позором, – это является отражением свободы выражения мнений и свободы слова. Но журналист, который высказывает свою точку зрения и критикует политику Брюсселя, это уже – «наймит режима», и его надо включать в «санкционные списки».
 
Точно также происходит и в данном случае с представителями творческой интеллигенции. Каждый из них имеет право на свободу своего собственного мнения, и они высказывают свое мнение. Что в этом плохого? Поэтому подобного рода шагами – я не критикую в данном случае власти Латвии, а говорю в целом, констатирую факт, что называется… Я считаю, что в данном случае это – такое отражение двойных подходов и определенного лицемерия со стороны наших европейских партнеров. И абсолютно, считаю, ненормально в данном случае применять подобного рода методы воздействия на представителей творческой интеллигенции. Они имеют точно такое же право на выражение мнений, как и любой другой человек.
 
Ведь внутри самих этих государств тоже очень многие – а в некоторых даже подавляющее большинство граждан – не согласны с политикой руководящих кругов и правительства этих стран. Так что, тогда в качестве метода воздействия: этих не впустили, а этих надо выдворить? Тогда с кем останется руководство этой страны?
 
Ведущий: Давайте попробуем взять несколько другое направление. Насколько для Беларуси важны прямые отношения с российскими регионами? К нам достаточно часто приезжают. Вот недавно была делегация Хабаровского края. Что для нас это несет в экономическом смысле и, может быть, в политическом?
 
В.Макей: Экономические отношения между Беларусью и регионами России я бы назвал жизненно важными артериями совместного экономического организма Беларуси и России. Президент уже говорил как-то однажды, что некоторое время назад, когда были определенные моменты непонимания на высшем уровне, именно торгово-экономические контакты между регионами России и Беларусью позволяли сохранить нормальный уровень торгово-экономического взаимодействия, сотрудничества, который в конечном итоге способствовал тому, что и иные проблемы были решены, в том числе и на высшем уровне. И поэтому контакты между регионами и нашей страной очень важны.
 
У нас сейчас заключено где-то более 60 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с регионами России, создано более 40 совместных комиссий, советов различного уровня, которые проводят регулярно свои заседания, встречи. Только в 2013 и этом году уже состоялось более 120 взаимных визитов в обе страны.
 
Поэтому еще раз повторюсь: региональные, межрегиональные связи между регионами России и Беларусью очень важны для того, чтобы наше экономическое сотрудничество поступательно продвигалось вперед.
 
Ведущий: На неделе с визитом в Беларуси был Министр иностранных дел Литвы… Какие первоочередные вопросы в отношениях с нашими соседями по линии ЕС? О чем удалось договориться?
 
В.Макей: Речь шла, в первую очередь, о торгово-экономическом взаимодействии между нашими странами. С учетом того, что мы – страны-соседи, у нас солидный товарооборот, есть планы по дальнейшему наращиванию товарооборота. Поэтому мы большое внимание уделили вопросам торгово-экономического взаимодействия.
 
Речь шла конкретно о подготовке и проведении в октябре этого года десятого юбилейного экономического форума Беларуси и Литвы. Речь шла о взаимодействии в транспортно-транзитной сфере. Речь шла о расширении пограничной инфраструктуры для того, чтобы облегчить порядок передвижения граждан наших государств. Речь шла о взаимном использовании портовой инфраструктуры в Литве и многих иных вопросах нашего торгово-экономического сотрудничества.
 
Конечно же, мы не обошли вниманием и вопросы политического взаимодействия. Мы обсуждали наши отношения с Европейским союзом и с Литвой в этой сфере. Есть ряд, скажем так, и проблемных вопросов, они остаются на нашей повестке дня. Но самое главное, что, как нам кажется, есть и готовность к диалогу и желание решать через диалог эти проблемные вопросы. В частности, наконец-то после нескольких месяцев было принято определенное предложение Беларуси по нахождению каких-то компромиссных решений в связи со строительством Беларусью атомной станции, чему Литва очень противилась, и т.д. и т.п. Я не хотел бы вдаваться в конкретику, но есть четкое понимание того, что мы должны двигаться вперед на основании взаимоуважительного равноправного диалога, понимая, что в отношениях между нашими странами существуют определенные проблемы.
 
Ведущий: Есть места на глобусе, куда еще «не ступала нога» белорусского внешнеполитического ведомства? Какие визиты запланированы еще до конца года?
 
В.Макей: Таких «пятен» очень много. У нас установлены дипломатические отношения со 173 государствами. У нас сейчас 67 загранточек, которые присутствуют в 55 странах, а если брать аккредитацию послов по совместительству, то мы представлены в 106 государствах. Но откровенно хочу сказать, что пока еще мы не освоили все эти 106 государств, поэтому задач – огромное количество.
 
Недавно состоялась встреча послов, руководителей загранучреждений с Главой государства, произошел откровенный разговор на сей счет. Президентом поставлены четкие конкретные задачи по освоению новых рынков, по продвижению нашей продукции в страны дальнего зарубежья, по наращиванию экспорта и ряд других. Очень интересный и содержательный разговор. Я не хотел бы вдаваться в конкретику, но предстоит и в этом году, и на следующий год очень много визитов высшего уровня, высокого уровня. Мы намерены поступательно осваивать эти «белые пятна». И не просто «прошагать» по той или иной территории, а прочно и основательно «осесть» на этих пока еще не освоенных «белых пятнах».
 
Ведущий: Владимир Владимирович, белорусы, когда ездят за границу, привозят какой-либо сувенир, например, магнитики собирают. А у Вас есть традиция, Вы о стране какой-нибудь в карман с собой берете какой-то магнитик, какую-то безделушку?
 
В.Макей: Конечно, как у любого человека, есть какое-то хобби. Не скажу, что я увлекаюсь сбором магнитиков, но привожу, всегда стараюсь привезти какой-то сувенир из той или иной страны, чтобы этот сувенир напоминал мне о том, какие места я посетил. А вообще, я собираю головные уборы. Поэтому у меня есть ряд сувениров в виде головных уборов из различных стран.


Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by