Размер шрифта:

Стенограмма подхода к прессе Министра иностранных дел Беларуси В.Макея по итогам участия в открытии выставки «Таямніцы беларускай пісьменнасці»

03 сентября 2021 г.

 

ОНТ: Одна из самых горячих тем последнего времени это мигранты. Каково Ваше отношение к ситуации, к тому, что сейчас происходит на границе, на приграничной территории Польши, Литвы? Может, уже стоит не просто фиксировать случаи бесчеловечного отношения к беженцам, но и систематизировать их, документировать и представлять в различные европейские институты, чтобы Варшава, Вильнюс не могли замалчивать проблему и ее игнорировать. Случаи таковы, что впору объявлять о санкциях в отношении Литвы и Польши!

В.Макей: Сразу хочу начать с последнего Вашего утверждения: санкции – не наш метод. Мы всегда выступаем категорически против санкционного давления на любые государства. Естественно, если это применяется против Беларуси, мы всегда вынуждены давать адекватный ответ. 

Что касается предоставления соответствующих материалов в различные международные организации, на различных международных площадках, то мы это делаем. Вы видели, буквально пару дней назад представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев посещал приграничные территории с Польшей и другими государствами. По линии этого Управления через наш Госпогранкомитет была передана соответствующая гуманитарная помощь. Поэтому эти вопросы мы поднимаем и призываем соответствующие государства соблюдать свои международные обязательства, под которыми они подписывались.

Но, к сожалению, должен сказать, что сегодня во многих международных организациях тон задают страны Европейского союза, которые выступают консолидировано по любым вопросам, которые выдерживают так называемую солидарность… Хотя иногда эта «солидарность» приводит к совершенно иным, негативным эффектам.

Что касается оценки ситуации на границе, то об этом уже сказано много. Действительно, я считаю, что все то, что происходит сейчас на наших западных границах – это следствие политики самого же Европейского союза, западных стран. Этот кризис возник в умах западных политиков. 

Мы, допустим, заключаем какие-то соглашения с тем же самым Евросоюзом, договариваемся соблюдать эти соглашения. И белорусская сторона, должен сказать, всегда свято, «до запятой» соблюдала все положения наших договоров с западными партнерами и с Европейским союзом в целом.

Возьмем, например, те же самые соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии, которые были подписаны в январе прошлого года. Евросоюз отказался выполнять Соглашение о реадмиссии и открыто заявил об этом в марте этого года. Этим соглашением предусматривалось и строительство приемников для нелегальных мигрантов на территории Беларуси, и укрепление пограничной инфраструктуры, и реализация ряда проектов на границе по ее обустройству. Нам было сказано, что отдельные страны прекратили финансирование этих совместных проектов еще в прошлом году, Европейский союз отказался финансировать эти проекты в марте этого года… С апреля этого года мы предлагаем Европейскому союзу провести консультации по вопросам нелегальной миграции. Евросоюз категорически отказывается… Что нам остается делать?

В условиях санкций, санкционного давления, попыток оказать внешнее воздействие на Республику Беларусь, попыток принести противоправную деятельность извне в Республику Беларусь мы вынуждены бросать все ресурсы на укрепление нашей пограничной безопасности от внешних угроз.
Поэтому то, что возникло на наших западных границах, еще раз повторюсь, это следствие бездумной политики Европейского союза.  

Сегодня они говорят, что якобы Беларусь развязала гибридную войну против Европейского союза. Смешно и абсурдно слышать. Почему? Потому что десятимиллионная Беларусь объявила гибридную войну пятисотмиллионному Европейскому союзу. На чаше весов десять миллионов и полмиллиарда! Поэтому ни о какой гибридной войне здесь и речи быть не может.

Или же, например, Премьер-министр Польши несколько дней назад заявил, что Польша введет, и сегодня они ввели, чрезвычайное положение на границе с Беларусью…. Когда в прошлые годы случались наводнения, ничего не вводилось. Когда пандемия охватила всю Польшу, ничего не вводилось. А тридцать два беженца появились и на приграничной территории с Беларусью вводится чрезвычайное положение… Ну, наверное, тридцать два беженца действительно представляют огромную угрозу для Польши…

Или же взять этот абсолютно надуманный и высосанный из пальца вопрос с гуманитарным конвоем в Беларусь! Слушайте, с их стороны пятнадцать метров до беженцев. Передайте вы им эти палатки, одеяла, питание, если вы хотите передать. Нет! Они хотят пятьдесят километров везти по территории Беларуси, чтобы добраться до этих беженцев. Пятнадцать метров и пятьдесят километров…

Поэтому для нас действительно абсурдно слушать подобного рода упреки в адрес Беларуси. Мы понимаем, почему так делается: попытка демонизировать Беларусь, выставить Беларусь источником напряженности в регионе и затем оправдать какие-то свои попытки ввести, возможно, дальнейшие санкции против Беларуси. Возвращаясь к той же самой гибридной войне: пятисотмиллионный Европейский союз испугался десятимиллионной Беларуси и намерен в связи с этим ввести санкции против Беларуси. 

В сфере миграционного вопроса страны Европейского союза отказываются выполнять свои международные обязательства. Они не принимают беженцев, которые хотят попасть в Европейский союз, говорят, что у них там родственники или друзья во Франции, Швеции, Германии, «мы не хотим оставаться здесь в Беларуси, пропустите нас…». Ну, так выполняйте те международные обязательства, соглашения, под которыми вы поставили свои подписи. Этого не происходит. Мы это прекрасно видим и, естественно, будем говорить об этом на всех международных площадках.

Хотя, должен откровенно сказать, иногда приходится очень сложно в связи с тем, что Европейский союз проявляет свою, так называемую, мнимую солидарность, говорит одним голосом, выступает против любой страны, будь то Беларусь или любое иное государство.

Но мы готовы к диалогу. Еще раз повторюсь: мы с апреля этого года предлагали провести соответствующие консультации с Европейской комиссией, с Европейским союзом по вопросам нелегальной миграции, но они отказываются. Мы считаем, что только лишь в рамках спокойного взаимоуважительного диалога, без выдвижения каких-то искусственных претензий, угроз и шантажа можно найти решение любому вопросу, в том числе и вопросу, связанному с нынешней обстановкой на границе.  

СТВ: Владимир Владимирович, насколько европейский бизнес прислушивается к санкционной риторике своих правительств? 

В.Макей: Должен сказать, что, конечно, бизнес обращает внимание на политиков. Конечно же, бизнес любой страны будет прислушиваться к тому, что говорят политики. Хотя политики зачастую или в подавляющем большинстве случаев говорят неразумные вещи.  

Мы понимаем, что бизнес будет обращать внимание на какие-то политические установки своего руководства, но должен сказать Вам откровенно, что существует абсолютный интерес к продолжению сотрудничества с Беларусью по торгово-экономическому направлению. Мы видим это. Более того, мы поддерживаем контакты с соответствующими структурами. Понятно, что в нынешней ситуации это иногда приходится делать в таком конфиденциальном, закрытом формате. Но мы уверены, что рано или поздно правда восторжествует. Бизнес тоже, исходя из своих интересов, сыграет свою роль в восстановлении нормального торгово-экономического и иного взаимодействия между нашими государствами. 

РИА Новости: Можете ли Вы прокомментировать предстоящие переговоры президентов Беларуси и России в Москве. Какая будет повестка?

В.Макей: Президент Беларуси пару дней назад обозначил тему повестки дня встречи с Президентом России В.В.Путиным 9 сентября в Москве.

Должен сказать, что договоренность об этом была достигнута в ходе одного из телефонных разговоров между руководителями наших государств.

Как обычно в ходе такой встречи обсуждаются все вопросы, начиная, например, от открытия границ в нынешней ситуации пандемии до вопросов военно-технического сотрудничества, обсуждаются ситуация внутри наших государств и международная обстановка.

Но на предстоящей встрече наверняка главным будет вопрос, связанный с обсуждением 28-ми союзных программ, работа над которыми длится уже более трех лет. Они подготовлены, и в ближайшие дни о них будет доложено президентам Беларуси и России. И на этой встрече, я так предполагаю, будет принято соответствующее решение по дальнейшим шагам, связанным с реализацией этих 28-ми союзных программ.

Что касается постановки вопроса о том, будет суверенитет или не будет, то об этом много уже было сказано. Вопрос заключается лишь в том, что надо исполнять те договоры, которые в свое время заключаются между любыми государствами.

Что касается Договора о создании Союзного государства, который был подписан более 20 лет назад, то после его анализа некоторое время назад оказалось, что ряд положений не были выполнены. Поэтому и было принято решение выполнить те положения этого Договора, которые связаны с укреплением нашей интеграции в различных сферах и областях. Не знаю, почему кто-то пытается придать этому какие-то совершенно не соответствующие ситуации настроения, устремления. Эта работа идет в рамках положений, предусмотренных этим Договором, и в рамках которых предусматривается более тесная интеграция по ряду направлений нашего взаимодействия.

Более того, это не означает, что Россия настаивает, а Беларусь сопротивляется. Нет, это было взаимное решение. И это решение о более тесной интеграции находится в русле интересов обоих государств. Надо исходить из этого, а не из искусственных попыток нагнетать страсти вокруг несуществующей проблемы, связанной якобы с потерей суверенитета.

ВГТРК: Афганистан – еще одна точка, которая загорелась на карте мира. Накануне Александр Григорьевич сказал, что США хотят использовать то, что происходит в Афганистане, чтобы оказать давление на Китай и Россию. Какой может быть реакция, учитывая и Союзное государство, и какие вызовы теперь и с этой стороны?

В.Макей: Вопрос, связанный с выводом американских войск и их союзников из Афганистана, конечно, требует еще тщательного анализа. Но никто не может исключать того, что такое поспешное бегство американских войск из Афганистана, не вывод, а бегство, действительно связано с какими-то геополитическими устремлениями и перспективами. И не исключено, что это попытка создать очаг напряженности в этом регионе, который повлияет на безопасность в Центральной Азии, что напрямую связано, естественно, с интересами и Китая, и России, являющимися геополитическими игроками и имеющими свои интересы в этом регионе. Поэтому абсолютно нельзя исключать такой подход и надо учитывать это в выстраивании своей политики.

Что касается нашего подхода к ситуации в регионе, то, как Вы знаете, была созвана недавно внеочередная сессия Совета коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. На этой видеоконференции обсуждался вопрос, связанный с выводом американских войск из Афганистана, влияние создавшейся ситуации на обстановку в наших странах – союзниках: Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и других государствах. Конечно же, это затрагивает наши интересы, и мы должны исходить из того, что существует реальная угроза, которая может возникнуть в этом регионе, связанная с нагнетанием экстремизма, терроризма, с увеличением наркотрафика, преступности и так далее. Мы должны все это учитывать в выстраивании нашей политики.

Но торопиться нельзя. Надо посмотреть, как будет развиваться ситуация внутри Афганистана, какое будет сформировано правительство, о каких политических принципах они заявят, как они будут выстраивать отношения с соседями и, самое главное, должно быть четкое понимание того, что из Афганистана не должна исходить угроза не только для сопредельных стран, но и для наших государств. Потому что сегодня мигранту из Афганистана или из любой другой страны, казалось бы, далекой, не составляет трудности попасть в Европу.

Поэтому мы внимательно отслеживаем ситуацию в Афганистане, мы будем смотреть на заявления нынешнего руководства Афганистана и его конкретные действия, будем соответствующим образом выстраивать свою политику.

Должен сказать, что этот регион в целом и Афганистан как страна представляют для нас серьезный интерес. Насколько я помню, в прошлом году у нас было более 180 млн. долларов товарооборота с этой страной и в основном это был наш экспорт. Поэтому мы были бы заинтересованы в том, чтобы иметь нормальные торгово-экономические отношения со страной, которая проповедует принципы миролюбия, дружбы со своими соседями и которая не создает напряженности в регионе.

Интерфакс-Запад: Скажите, а своего Посла в США мы еще выбираем, или уже не актуален этот вопрос в свете отношений?

В.Макей: Отношения с США, как и с любым другим государством, для нас всегда актуальны. Мы в свое время занимались подбором кандидатуры Посла в Соединенные Штаты Америки. Более того, хочу сказать, что у нас есть эта кандидатура, но в нынешних условиях, естественно, нет смысла направлять нашего Посла в США в связи с теми санкционными действиями, которые были предприняты этой страной по отношению к Беларуси.

Хочу сказать сразу, что не мы были инициаторами этих достаточно резких шагов. Именно США ввели санкции против Беларуси. Мы вынуждены были дать адекватный ответ на те агрессивные шаги, которые были предприняты по отношению к Беларуси. В этих условиях мы, естественно, не сочли возможным иметь в Беларуси такого Посла, как назначенный Посол госпожа Фишер, и отозвали агреман.

Почему? Потому что, не успев приехать в страну, она сделала уже столько оскорбительных в отношении Беларуси и ее народа заявлений, что ее пребывание здесь, конечно же, в данной ситуации не было бы целесообразным.

Мы сейчас даже смотрим на то, как ведут себя некоторые работники Посольства США в Беларуси. Посмотрите на сайт. Это не сайт загранучреждения, которое призвано анализировать ситуацию в стране, которое призвано укреплять отношения между государствами, чем занимается дипломатия. Это какая-то пропагандистская агитка против действующей власти. Как к этому относиться? Это абсолютно враждебные действия по отношению к Беларуси. 

И речь здесь не идет ни о каком укреплении суверенитета и независимости, о чем всегда пытаются нам говорить наши американские партнеры. Более того, можно сказать, что все их действия направлены на то, чтобы разрушить этот суверенитет, независимость и саму государственность Беларуси. Я лично именно так оцениваю все последние шаги и заявления наших американских партнеров.

Но, повторюсь, мы заинтересованы в выстраивании нормального диалога с этой страной, понимая, какую роль она играет в мире. И мы хотели бы иметь нормальные взаимоотношения, но не под давлением, не под требованиями установить демократию по американскому образцу (уже многие наелись этой демократии и в арабских государствах, и в Афганистане), а исходя из того, что это должны быть равноправные, взаимовыгодные отношения, основанные на принципах международного права.

версия для печати

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by